Молитва кресту староверов
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Старообрядческий крест чем отличается от православного
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Количество символов, ритуалов и обрядов в православии достаточно велико. Основным символом искупительной жертвы Христа считают крест. Те, кто носит или возлагает его на себя, показывает свою принадлежность христианству. И именно через него на нас сходит Божья благодать. Духовенство считает его самым важным элементом веры. Независимо от того, это старообрядческий крест или другой его вариант – они благодатны в равной степени. Они имеют лишь внешнее отличие, которое возникло в следствии определенной традиции. Но все же необходимо знать то, чем отличается старообрядческий крест от православного.
Особенности распятия
В середине 17 века Православная церковь претерпела определенные потрясения. Это были реформы, которые проводил Патриарх Никон. Хоть основной сферой реформирования была внешняя обрядовая сторона богослужения, и религиозная догматика не затрагивалась, но это все-таки привело к расколу церкви.
Староверы решили отделиться от официальной церкви, но недолго оставались единым движением. Вскоре оно также распалось на несколько групп, которые имели каждый свой старообрядческий крест.
К основным особенностям этих крестов относят:
- Восьмиконечный крест, который находится внутри четырехконечного.
- Следующим отличием есть старообрядческие кресты без распятия. Для создателей такого креста была важна лишь форма, которая несла в себе символ христианства.
- Наличие двух перекладин: верхней и нижней, которые символизируют собой табличку и подпорку для ног. На верхней табличке писали грех, за который осужден разбойник, а нижняя символизировала своеобразные весы, на которых взвешивались людские грехи.
- Еще одним отличием старообрядческого креста от православного есть наличие навершия – верхняя часть креста. У одной группы старообрядцев оно может изображаться в виде нерукотворного образа Спасителя или Бога Саваофа. У других же может быть изображение Святого Духа в виде голубя.
- Еще одной особенностью является так называемая Пилатова надпись. В Евангелии написано, что она была сделана Пилатом, по приказу которого и был казнен Иисус. Именно с надписями на старообрядческих крестах связано много споров. Многие представители данного группы поддают сомнению тот факт, что достойна ли быть эта надпись на кресте. Ведь именно этот человек проклял церковь.
Крест – общий символ для христиан
Так как официальна церковь признала равноправие и законность старообрядческой церкви, то все чаще можно увидеть в православных храмах православные кресты — обереги, те самые, которые раньше были только у «раскольников». И задавать вопрос об отличиях крестов считается некорректным. Так как вера у нас одна и Господь также один.
Нательные кресты в традиции русского благочестия
Часть 2
На Крестопоклонной седмице мы продолжаем публикацию исследовательского материала настоятеля храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерея Михаила Воробьева об истории нательных крестов (см. газета «Православная вера» № 04 от 2019 года).
В сегодняшней статье рассматривается развитие форм креста в период Московского государства.
Тверские кресты
Вторая половина XIII столетия стала временем упадка древнерусского искусства и ремесел. Разгром Киева в 1240 году привел к прекращению деятельности большинства художественных мастерских. Что касается Северо-Восточной Руси, куда к тому времени переместился центр политической жизни, свои художественные традиции и школы там еще не сложились.
Однако катастрофа монгольского нашествия не прекратила духовного и культурного развития Руси, а лишь замедлила его. Церковь, сумевшая отстоять свою духовную независимость и оставшаяся единственным залогом государственного единства, поддерживала стремление русского народа к объединению и освобождению. В подчиненных Орде русских княжествах строились храмы, составлялись летописи, писались иконы, отливались кресты.
Крупным центром производства нательных крестиков в XIV–XV столетиях становятся Тверь и Старица. В Твери, как пишут исследователи В. В. Солдатенкова и Н. Е. Персов, «обнаружено более 4500 индивидуальных находок, датируемых от XI до рубежа XVIII–XIX веков… Найдено большое количество изделий свинцово-оловянистого сплава, в том числе крестов-тельников и других предметов христианского культа».
Тверские кресты не были такими разнообразными, как домонгольские. Тем не менее, можно выделить несколько типов, самым характерным из которых является небольшой прямоконечный крест с изображением Михаила Архистратига на обороте и Распятия, Нерукотворного Спаса или Никиты Бесогона на лицевой стороне.
Святой великомученик Никита, запомнившийся русскому народу благодаря житийному эпизоду побивания беса собственными веригами, был в XIV–XVIII веках одним из любимых русских святых. Вершковые (то есть небольшие, около шести сантиметров в длину) иконы Никиты Бесогона отливались в старообрядческих мастерских до начала XIX века.
Новые энколпионы
В конце XV века Тверское княжество, которое в течение столетий противостояло Москве, утратило независимость. Знаком смены эпох стало исчезновение с оборотной стороны нательных крестов изображения Архангела Михаила. На лицевых сторонах стали появляться лики недавно прославленных московских святых: преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия Московского. При этом Московский митрополит Алексий изображается в процессии «Шествие на осляти»: это яркое театрализованное действо ежегодно проходило в Москве на Вербное воскресенье.
Наиболее распространенными в XV–XVI столетиях стали наперсные (носившиеся на груди поверх одежды) кресты довольно большого размера (как правило, 8,4х5,6 см), имитировавшие домонгольские энколпионы — двустворчатые кресты-складни. На лицевой стороне этих двухсторонних крестов изображалось Распятие с предстоящими Божией Матерью и святой Марией Магдалиной, апостолом Иоанном Богословом и мучеником Лонгином Сотником. В верхнем медальоне помещалось изображение Святой Троицы, в нижнем — святого Никиты Бесогона, на оглавии — образ Спаса Нерукотворного. На обратной стороне в центральной части — образ Богородицы «Знамение» в ромбе с символами евангелистов или ростовое изображение пророка Илии с избранными святыми в боковых медальонах. Такие двустворчатые кресты правильнее было бы называть псевдоэнколпионами, так как они отличаются очень неглубоким ковчегом и часто не имели никаких вложений. К началу XVII века они превращаются в обычные двусторонние кресты с теми же изображениями.
Кресты «процветшие» и «огненосные»
Единственный прижизненный портрет патриарха Никона и его соратников. Характерной деталью этого группового портрета являются очки патриарха — символ расширения кругозора, которые вместе с четками — символом традиции — держит его иподиакон
В конце XVII столетия в русской храмовой архитектуре возникает новый стиль — московское барокко. Многочисленными памятниками этого стиля стали московские и подмосковные, а затем и провинциальные церкви, отличающиеся изяществом, безукоризненными пропорциями, использованием во внешней отделке богатого декора: колонн, капителей, раковин.
Психология московского интеллигента эпохи барокко наглядно представлена в единственном прижизненном портрете патриарха Никона и его соратников. Мы видим людей утонченного художественного вкуса, хорошо знающих цену традиции, но не закрывающих своего сердца от новых веяний. Характерной деталью этого группового портрета являются очки патриарха — символ расширения кругозора, которые вместе с четками — символом традиции — держит его иподиакон. Речь идет о людях государственного мышления, духовных лидерах эпохи. И в то же время это мечтатели, художники и поэты, вдохновленные красотой нового мировосприятия.
Трудно сказать, насколько самобытным было московское барокко. При всей оригинальности художественных идей этого нового русского увлечения невозможно исключить европейское влияние, передававшееся через Польшу и Киев. Это особенно заметно в иконописи и музыке. Однако внимательное рассмотрение сохранившихся в изобилии архитектурных памятников той эпохи позволяет увидеть иные интенции. Московская Русь еще в XV веке была очарована искусством фрягов — выходцев из Южной Европы романского происхождения, строивших стены Московского Кремля и его первые каменные соборы. Изящество итальянцев, сохранявшееся в памяти сердца и вошедшее в повседневную жизнь москвичей, перебивало тяжеловесную грубость и легкомыслие поляков и киевлян.
Барокко как художественный стиль проявило себя во всех областях русского искусства, как светского, так и церковного. Его эмоциональная сила проникала даже в такую обособленную область, как церковная металлопластика. Удивительно, что барочные элементы появляются здесь раньше, чем в других сферах — едва ли не ранее, чем в архитектуре. Так, В. Н. Перетц отмечает: «По-видимому, с конца XV или с начала XVI века в Московской Руси слагается тот новый, отличный от древнейшего южного, тип меднолитых изделий, который далее с небольшими вариациями господствует… до XIX века… Получают особо широкое распространение следующие виды меднолитых изделий: кресты осеняльные, часто украшенные эмалью, кресты наперсные, кресты тельные разнообразной формы…».
Наиболее ярко узорочье барокко проявляется в так называемых процветших и огненосных крестах. В первом случае крест становится зримым символом райского Древа Жизни, которое оказалось недоступным Адаму, прежде вкусившему плода с Древа познания добра и зла. Во втором случае крест — символ Воскресения, которое этимологически родственно славянскому глаголу «кресати» — высекать огонь. «Процветшие» кресты украшаются стилизованными листьями и стеблями, образующими всевозможные завитки. «Огненосные» кресты кажутся объятыми языками пламени.
Классификация нательных крестов XVII столетия, предложенная Э. П. Винокуровой, включает в себя 12 типов крестов, каждый из которых разбивается на несколько подтипов, существующих в нескольких вариантах и подвариантах форм. При этом многочисленность разновидностей нательных крестов этой эпохи и возможность проследить их связь с более древними образцами убедительно доказывают, что в этом виде прикладного творчества стилистические особенности барокко, равно как и в архитектуре, возникают самостоятельно, вне влияния европейских художественных идей.
Стилистические особенности московского барокко весьма интересно проявляются в нательных крестах «северной работы», изготовленных в мастерских Великого Устюга и Сольвычегодска. Еще одним подтверждением того, что художественные идеи барокко в России органично соединялись с древними национальными традициями, является группа криновидных крестов с сомкнутыми концами, распространенных на Русском Севере с XVII до начала XIX столетия. Как замечает Э. П. Винокурова, кресты такого типа (всего известно пять вариантов) восходят к древнему Людогощенскому кресту, почитавшемуся в Новгороде с XIV столетия.
В конце XVII столетия формы нательных крестов становятся весьма замысловатыми. Эстетика этого предмета личного благочестия все более обмирщается. Нательный крест все более становится украшением, а не чем-то сакральным и скрытым от всех. К концу XVIII столетия это обмирщение церковного искусства проявилось в крайнем оскудении иконографии нательных крестов. С угасанием барокко они становятся все более единообразными и эстетически бедными. Духовное содержание образа теряется, несмотря на широкое применение драгоценных металлов, эмалей и различных ювелирных тонкостей. Безудержное развитие орнаментальности сопровождается устранением из числа изображений святых. На нательных крестах XVIII и XIX столетий почти невозможно найти ни образа Богородицы, ни ликов святых. Одновременно с этим начинают распространяться крестики с изображением Распятия, которые в предыдущее столетие были на Руси почти забыты.
Старообрядческие кресты
Старообрядцы первых поколений, безусловно, носили те же кресты, что и остальные русские люди, то есть обычные нательные крестики XVII столетия, которые, как уже было сказано, имели огромное количество типов и разновидностей. До конца XVIII века эти формы воспроизводились (с неизбежным упрощением) в старообрядческих медницах, главным образом, в Выговских мастерских. Основной иконографический признак русских нательных крестов середины XVII века состоит в отсутствии Распятия — соответственно, и все кресты, отливавшиеся в старообрядческих медницах в XVIII и XIX веках, Распятия не имели.
Старообрядцы признают единственную форму креста — восьмиконечную, в которой к обычному четвероконечному кресту добавляется перекладина, изображающая дощечку с «титлами Пилата», и косая перекладина — «подножие». Однако восьмиконечный нательный крест сложен в изготовлении и неудобен в ношении. Поэтому старообрядческие кресты в основном имеют четырехугольную основу, поверх которой изображается восьмиконечный крест.
На рубеже XVIII–XIX столетий в старообрядчестве утверждаются по преимуществу два типа нательного креста: «прямой» — мужской и «листик» — женский. При этом тип «листик» является логическим завершением развития типа креста «процветшего».
«Мужской» старообрядческий крест имеет очень простой вид. Это прямоугольный крест с прямыми углами в средокрестии. На лицевой стороне помещается изображение восьмиконечного креста с параллельными ему, то есть строго вертикальными, тростью и копием. Поверх восьмиконечного креста располагается надпись «Царь Славы», по бокам средней перекладины или над ней — инициалы IC XC. Выше средней перекладины на больших мужских крестах размещается надпись КРСТ ХРАН, ниже ее — СН БЖIЙ и НИ КА, а внизу — буквы К[опие], Т[рость], Г[лава], А[дама] и иногда дополнительные буквы М[есто], Л[обное], Р[ай], Б[ысть].
Отсутствие аббревиатуры IНЦI показывает, что прототипом большинства старообрядческих крестов были кресты поморские, потому что именно старообрядцы поморского согласия отвергали как «Никоновы новины» «титла Пилата» вместе с изображением Святого Духа «в виде голубине». В подножии восьмиконечного креста размещалось схематическое изображение Голгофы; оно могло быть ступенчатым, треугольным, овальной формы и включало в себя столь же схематическое изображение черепа. На обратной стороне помещалась молитва «Да воскреснет Бог…», некоторые кресты XVIII века имеют гладкий оборот.
Женский старообрядческий крест, называемый «листиком», действительно напоминает по форме дубовый лист. На лицевой стороне в окружении замысловатого орнамента помещалось изображение восьмиконечного креста с теми же надписями, что и на мужском кресте. На обороте размещалась молитва «Да воскреснет Бог». На некоторых выговских крестах эта молитва заменяется красочным многоэмальным орнаментом.
Крест с Никитой-Бесогоном. Тверь. XIV век
Крест-энколпион с изображением Никиты-Бесогона. Конец XIV – начало XV века
Процветшие и огненосные кресты XVII века
Серебряные кресты «северной работы» рубежа XVII–XVIII веков
Людогощенский крест
Нательный крест с «книжным» орнаментом на обороте. XVII век
Нательные (наперсные) кресты с замкнутыми криновидными окончаниями. Русский Север. XVIII век
«Мужской» старообрядческий крест. XIX век
«Женские» старообрядческие кресты. XIX век
Газета «Православная вера» № 06 (626)
Какая молитва может быть написана на старообрядческом кресте
Крест староверов — это один из символов веры, который используется для проведения богослужений, крещения и других религиозных процедур. Восьмиконечный крест отличается от привычного православного. Современная церковь не использует восьмиконечный крест после реформы Никона, а вот старообрядцы или раскольники, как их называли в старину, продолжают использовать именно такой крест, не обращая внимания на проведенные реформы.
Все началось достаточно давно, примечателен тот факт, что раскол церкви стал причиной гибели большого количества людей, поддержавших старую веру. Но, несмотря на это, старообрядцы смогли пережить казни, публичные расправы и катастрофически большие налоги. Староверы существуют и до сих пор, только в России их около двух миллионов.
В 1650–1660 годах произошел раскол церкви на два лагеря. Причиной его послужила реформа. Одни восприняли неведение как должное, другие стали считать, что реформа пытается навязать им инородную веру, которая не имеет никакого отношения к православию.
Церковная реформа Никона и царя Алексея Михайловича, по сути, разделила людей и стала причиной серьезных разногласий. В результате споры перешли в активные действия, которые привели к массовым репрессиям в отношении тех людей, которые не поддерживали нововведения.
Реформы Никона начались в 1653 году, реакция на деятельность митрополита не заставила себя долго ждать. В 1656 году на Поместном соборе Русской православной церкви состоялось знаменательное событие: всех, кто крестился двумя перстами, объявили еретиками. Крест заменили, а книги, свитки и другие символы должны были быть уничтожены. Все те, кто продолжит креститься двумя перстами и исповедовать старую веру, будут отлучены от церкви и преданы анафеме.
- Браки старообрядцев считались незаконными.
- Староверам запрещалось занимать высокие посты.
- Крещение считалось незаконным.
- Дети, рожденные в браке со староверами, считались незаконнорожденными.
Кроме того, всем тем, кто отклонился от религии, нужно было платить двойной налог. Если же человек уклонялся от уплаты налога, то его могли казнить, подвергнуть пыткам или отправить на каторгу.
Старообрядческий восьмиконечный крест
Несмотря на то что старообрядцы все так же подвергались репрессиям, их ослабление позволило сохранить многим людям жизнь. Чтобы сохранить привычный уклад, избежать порицаний и налогов, многие верующие ушли в леса или иммигрировали. Это позволило им не только продолжить нормально жить, но и узаконить браки. На территориях большого количества стран староверы жили общинами, строили дома и церкви.
По некоторым сведениям, в XIX веке старообрядцами являлась треть всего населения Российской империи.
В 1846 году благодаря стараниям митрополита Амвросия удалось облегчить ситуацию в стране, власти пошли на определенные компромиссы, в результате чего было введено единоверие. На территории Австро-Венгрии староверам удалась восстановить епархию. Но митрополита и его решения приняли не все, некоторые из староверов стали считать его еретиком, который желает воздействовать на них и уничтожить вероисповедание.
В 1883 году удалось добиться некоторых послаблений в отношении староверов, им было разрешено занимать общественные должности. Позже, в 1905 году вышел указ, который частично отменил ограничения в отношении граждан, крестившихся двумя перстами и использовавших восьмиконечный крест.
Власти СССР относились к представителям этого религиозного веяния относительно благосклонно. Несмотря на то что большевики не принимали веру и бога, к старообрядцам у них не было особых претензий. В то время как священнослужители по всей стране опасались за свою жизнь, церкви уничтожали и грабили, иконы сжигали и продавали, староверы жили относительно спокойно.
Во Вторую мировую войну одни староверы, несмотря ни на что, ринулись защищать Родину от врагов, а другие предпочли скрываться в лесах.
Когда каторга, высокие налоги и казни остались в прошлом, многие староверы приняли решение вернуться в Россию. Сегодня есть несколько крупных поселений, которые находятся на территории нашей страны, в которых люди живут хозяйством, занимаются земледелием, сбором урожая, ходят в церковь и по-прежнему крестятся двумя перстами.
Одним из символов старообрядцев считается восьмиконечный крест, четырехконечный и шестиконечный символы веры относят к неполноценным. По преданию, именно такой крест обнаружила царица Елена на горе Голгофе.
Итак, о чем свидетельствует этот символ:
С нижней перекладиной, которая предназначена для ног все сложнее. По приданию, если левый край нижней перекладины поднят, то это говорит о том, что грешник раскаялся, и его грехи и праведные дела при погружении на весы позволили отправить человека в рай. Если же край перекладины смотрит вниз, значит, грешник при распятии не раскаялся в своих грехах, не попросил прощения у Бога и тем самым усугубил свои грехи и отправился в ад.
Такие кресты с тремя перекладинами используют только староверы, в современной православной церкви используют во время литургий и богослужений четырехконечный крест. На нем нет подпорки для ног и таблички с надписью.
Начиная с 1577 года восьмиконечный крест был помещен на гербе государства Российского, ситуация изменилась в 1625 году еще до реформ Никона: крест было решено заменить на третью корону.
А также можно встретить изображения, которые использовались в войны: на знаменах изображался именно восьмиконечный крест красного, зеленого или синего цвета. Но такие знамена также относят к 1630 годам, после реформы знамена с подобными крестами не использовались больше.
Есть еще одна разновидность религиозного символа — это крест Голгофы, монашеский символ. Представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на символическое изображение горы Голгофы, которая чаще всего выглядит в виде нескольких ступеней. То есть крест помещен на ступени, с одной стороны его имеется копье, с другой — находится трость с губкой.
На символе есть надписи:
- Над средней перекладиной ІС ХС — имя Иисуса Христа.
- Под ней греческая надпись Ника — Победитель.
- СНЪ БЖІЙ — надпись на табличке или около нее (может быть заменена аббревиатурой ІНЦІ — Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій).
- Надпись над табличкой: ЦРЪ СЛВЫ — Царь Славы.
- А также есть две буквы К и Т, которые обозначают трость и копье с губкой.
В XVI веке на Руси появилась традиция, которая заключалась в том, что возле изображения Голгофы помещались дополнительные буквы.
М Л Р Б — место лобное распят бысть; Г Г — гора Голгофа; Г А — глава Адамова. А также было принято изображать под ступенями кости и череп. На Руси и эти изображения немного изменились.
В настоящее время крест с горы Голгофы не имеет широкого распространения, встретить его достаточно сложно.
Увидеть же восьмиконечные кресты можно не только на литургии и богослужениях, но и на кладбищах староверов.
У староверов есть еще несколько особенностей, которые стоит упомянуть, помимо креста: верующие совершают земные поклоны, как и мусульмане, в землю. Совершая поклон, верующий должен коснуться коленями и лбом земли. Таким поклонам отдают предпочтение только старообрядцы. Когда верующие молятся, они касаются коленями и лбом не земли, конечно, а молитвенного коврика.
Еще одной особенностью богослужения староверов является пение. До реформы Никона во всех церквях при богослужениях пели в один голос. Пение остается монотонным, мелодичным. Несмотря на то, сколько именно человек задействовано в пении, голоса должны сливаться в один голос, одну мелодию.
Но из-за большого количества гласных букв понять, о чем поют, во время богослужения бывает сложно.
Есть еще несколько особенностей, которые отличают веру старообрядцев от современной православной веры:
Несомненно, восьмиконечный крест можно считать ярким религиозным символом старообрядцев. Его помещают на купола церквей, носят на теле и ставят в качестве памятника на могилу умершего. Но традиции староверов, их манера жизни и поведения с течением времени претерпели определенные изменения. Несмотря на все события, людям удалось пережить трудные времена и сохранить свою веру.
[Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде] (https://www.o-vere.ru/silnie-molitvi-nikolaju-chudotvorcu.html)
[Сорокоуст о здравии и за упокой — как правильно заказать] (https://www.o-vere.ru/sorokoust.html)
[Молитвы Серафиму Саровскому разные] (https://www.o-vere.ru/molitvi-serafimu-sarovskomu-na-kazhdij-den.html)
Крест — важный символ для каждого православного христианина. Это сила Божия, зримо пребывающая вместе с нами, на нашем теле, с самого Крещения. Поэтому особенно важно иметь дома и носить на груди православный Крест, правильно изображенный на освященной и приобретенной в храме иконе или выполненный в металле.
Зачастую мы носим нательный крестик бессознательно или ради моды, традиции, не думая о его силе. С одной стороны, это неверно. С другой стороны, в любом случае мы защищаем себя крестом.
Старообрядческие кресты имеют определенные отличия от православных, однако верующий человек может носить и тот, и другой крест.
Старообрядчество появилось в середине 17 века, когда Русская Православная Церковь перенесла реформа Патриарха Никона. Старообрядцы (они же староверы, раскольники) инициировали церковный раскол, который был не столь кардинален, как деление Церкви на Католическую и Православную потому, что догматы Церкви реформами не затрагивались. Патриарх Никон пытался лишь насадить греческие обряды, унифицировав богослужения Константинополя и России, которые в течение веков после Крещения Руси несколько видоизменились. Например, в Русской Церкви богослужения стали очень долгими, была практика читать одновременно некоторые молитвословия в разных концах Церкви, сохранялось двоеперстное крещение. Реформирована была внешняя, обрядовая сторона богослужения, переписаны и заново переведены некоторые богослужебные книги.
Сегодня большинство православных крестов сделано, как ни странно, в католической традиции. Крест изображается только с одной большой перекладиной, лаконично. Возможно, это есть то объяснение, что такие кресты стоят дешевле, их изготовление, особенно в металле, менее затратно.
Тем не менее, старообрядческие кресты — это просто изображение крестов такими, как их носили большинство наших предков до 17 века. Они сохраняют все особенности надписей и рисунков Голгофского креста.
Крест традиционно изображается восьмиконечным, с дополнительными нижней и верхней перекладинами, но вписанным в более удобную форму четырехконечного креста. Это воспроизведение известного и реального исторически существовавшего Креста Иисуса Христа.
Самая нижняя, косая перекладина — опора для ног, традиционно ставившаяся на крестах. Ее символический смысл — напоминание об истории двух разбойников, распятых справа и слева от Христа. Правый конец перекладины поднят в воспоминание о благочестивом разбойнике, покаявшемся на кресте в своих грехах, считавшего себя недостойным рая — и первым вошедшим с Христом в Царствие Небесное. Второй конец опущен, в воспоминание о проклинавшем Бога втором разбойнике. Эта история — свидетельство о том, что и сама смерть каждого человека может изменить его загробную жизнь.
Внизу изображен череп — это голова Адама, то есть символически изображается захоронение первого человека. По преданию, именно около Голгофы он был погребен в древние времена.
Нательный крест напоминает о клятве служить Богу. Его нельзя носить поверх одежды, только на теле, отсюда и название. Великая сила повсюду сопровождает нас, защищает от дьявольского влияния и укрепляет дух.
Современные способы гравировки позволяют наносить на обратную сторону креста надписи любых размеров. Поэтому сегодня встречаются нательные крестики с разными молитвами.
Но мастера-ювелиры не ограничиваются одними надписями. На обороте нательного крестика вполне может быть образ кого-либо из святых. Например, Георгий Победоносец, Николай Чудотворец или Архангел-Михаил.
Все эти варианты подходят для Крещения. Поэтому при выборе нательного крестика лучше обратить внимание на то, кто именно будет носить символ веры на своей груди: ребёнок или взрослый человек.
Источники:
http://ikona-i-molitva.info/staroobryadcheskij-krest-chem-otlichaetsya-ot-pravoslavnogo/
http://pravoslavie.ru/120340.html
http://molitvy-chtenie.ru/voprosy/kakaya-molitva-mozhet-byt-napisana-na-staroobryadcheskom-kreste