Молитва за творчество искусство

ИСКУССТВО МОЛИТВЫ

Как верующих п редать с ебя молитве, что бы в оля Божья смогла исполниться на земле.

Кеннет Е. Хейгин

ЗАЧЕМ МОЛИТЬСЯ?

Много лет назад я прочел одно высказывание Джона Уэсли, и оно отложилось в моей памяти. Дж. Уэсли сказал: «Похоже, что наша молитвенная жизнь ставит пределы Богу — Он не может ничего сделать для человечества, если Его кто-нибудь не попросит об этом». Несколько позже, в 1949 году, я прочел то же самое заявление у другого автора, который к тому же добавил: «Почему это так, я не знаю». «А почему же он не знает?» — спросил я. Но затем понял, что и сам этого не знаю. Но если заявление Джона Уэсли верно, а из контекста всей Библии видно, что это именно так, тогда мы, те, кому надлежит молиться, должны знать об этом больше.

Я начал исследовать Библию, стараясь выяснить, почему же, если Бог хочет что-то сделать для человечества, Он не может этого сделать, пока кто-нибудь Его не попросит.Благодаря изучению Слова Божьего я нашел ответ. Видите ли, хотя некоторые люди, построившие себе «духовные воздушные замки», утверждают, что Бог управляет всем в этом мире, это не так. Во время вьетнамской войны один журналист из крупной газеты национального масштаба начал свою статью с заявления, что он не Христианин. Он сказал, что он и не атеист, потому что атеист утверждает, что Бога нет. «Думаю, что вы отнесли бы меня к агностикам, — писал он. — Агностик говорит: «Может быть, Бог есть, но есть или нет, я не знаю». На самом деле я склонен верить, что некое Высшее Существо есть. Я не верю, что наш мир просто как-то получился сам собой. Я верю, что где-то есть Творец. Но я никогда не читал Библию. Я не хожу в церковь. Одна из причин вот в чем: то, что Христиане говорят о Боге, не совпадает с моими представлениями о Боге — не совпадает ни с моими представлениями о том, каким должен быть Творец, ни с тем, каким я Его вижу, наблюдая реальность. Даже священники говорят: «Все под контролем у Бога. Он управляет всем». Ну а если Он управляет, так у Него явно жуткий беспорядок. Люди убивают друг друга. Гибнут дети. Маленькие дети голодают. Страдают женщины. Повсюду идут войны. Если все у Бога под контролем, значит, вы хотите сказать, что все эти войны ведет Бог?» Даже неверующий журналист понял, что это не так.

Бог не правит в этом мире. Он не правит на земле.Слава Богу, когда-нибудь Он будет править! Но сейчас на земле не исполняется Его воля, за исключением жизни тех, кто отдает себя Ему.

Это легко понять, если вы примете то, что говорит Библия. А Библия говорит, что Бог не желает ничьей гибели, но хочет, чтобы все пришли к покаянию: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). Совершенно очевидно, что Его воля относительно спасения всех людей не исполняется.

Когда человек принимает Господа Иисуса Христа как своего Спасителя, Божья воля исполняется в жизни этого человека. Но если бы Бог управлял всем и навязывал Свою волю людям, то, поскольку Он не желает, чтобы кто-то погибал, Он сделал бы так, чтобы все спаслись прямо сегодня, а завтра мы перешли бы в Тысячелетнее Царство.

Исследуя Слово Божье в поисках ответа на все эти «почему», стоящие за высказыванием Джона Весли, я увидел истину, которую никогда не видел прежде, хотя уже много лет был служителем и проповедником. Когда я спросил Господа об этом, Он сказал мне: «Вернись к Книге Начал». Я понял, что он имел в виду Книгу Бытие. Я перечитал ее вновь. Я уже много раз читал ее прежде, с тех пор как мальчиком учился в воскресной школе, и нам преподавали эту книгу. Но в этот раз я увидел ее в ином свете. Я увидел, что Бог создал мир и наполнил его. Он создал Своего первого человека — Адама. Затем Он сказал: «Адам, Я даю тебе владычество над всеми делами рук Моих»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26,27); «…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Богом: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс.8:5-7).

Бог не говорил: «Я буду владычествовать через тебя». Он сказал: «Я даю тебе владычество над всеми делами рук Моих». Следовательно, Адам стал владыкой этой земли и этого мира. Первоначально он — в некотором смысле — был богом этого мира. Но пришел сатана и солгал Адаму. Адам совершил измену и продал все сатане. Так сатана стал богом этого мира. Второе послание к Коринфянам, 4:4 называет сатану «богом века сего». В этом качестве владычество принадлежит ему. Где? В этом мире. И это владычество останется за ним, он будет богом мира сего, пока не истечет срок арендного контракта Адама.

Читать еще:  Молитва от порчи свекрови

Согласно закону и праведности, Бог не может вмешаться и отобрать у диавола его власть. Поскольку у него арендный контракт Адама, ему принадлежит законное право править на этой земле. И Бог не может ничего сделать, если кто-нибудь здесь, на земле, не попросит Его об этом.

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МОЛИТВЫ

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:18).

Заметьте, что здесь говорится: «Молитесь… всякою молитвою…» В расширенном переводе сказано: «Молитесь… всяческой молитвою…», а еще в одном: «Молясь всякого рода молитвою…»

Но в моем духе сильнее всего отзывается такой перевод: «Воспользуйтесь каждым из видов молитвы и прошения и при всякой возможности молитесь в Духе…»

Библия учит, что есть несколько видов молитв и различные правила, регулирующие их.

Церкви во всем мире совершают ошибку, не проводя различия между разными видами молитвы. Мы просто складываем все молитвы в один мешок, хорошенько перемешиваем и вытряхиваем их оттуда.

Многие молитвы не действуют, потому что люди пользуются не теми правилами и законами. Например, у нас есть футбол, баскетбол, бейсбол, гольф, теннис и т. д. Все это виды спорта, но в них не играют по одним и тем же правилам. Если играть в бейсбол по футбольным правилам или наоборот, разве не возникнет путаница?

Причина, по которой у людей получается неразбериха, и они проходят испытания в молитве, состоит в том, что правила и законы молитвы у них перепутаны. Правила, регулирующие один из видов молитвы, они пытаются применять к другим ее видам. Приводя поясняющий пример, скажем, что у таких людей правила футбола, бейсбола, баскетбола, гольфа и тенниса якобы действуют одновременно. Они сами запутались и их молитвенная жизнь тоже.

Одно из широко распространенных ложных представлений таково: люди думают, что им следует завершить каждую молитву словами: «Если на то будет воля Твоя». Они говорят, что так молился Иисус. Однако в Писании упоминается только один случай, когда Иисус молился так. Это было в Гефсиманском саду, когда Он молился молитвой посвящения.

Когда люди пытаются молиться молитвой веры (молитвой, в которой обращаются с просьбой изменить обстоятельства) и завершают ее словами: «Если на то будет воля Твоя», их молитва наталкивается на препятствие, потому что они не уверены в Божьей воле — в Его Слове. Они говорят: «Я не понимаю, почему молитва не подействовала». Получается, как если бы во время футбольного матча кто-то недоумевал: «Не понимаю, почему никто не забросит мяч в свои ворота». Не запутывайтесь. Обратитесь к Книге правил ― к Библии и посмотрите, как нужно молиться.

Я перечислю здесь несколько видов молитвы, которым учит Библия. Однако в этой книге я не могу подробно разобрать их все. (В других моих книгах они рассмотрены более подробно).

― Молитва веры: молитва-обращение к Богу с просьбой об изменении обстоятельств (Матф.21:22; Марк.11:24). Эта молитва, которая всегда должна быть основана на воле Божьей, явленной в Его Слове, никогда не содержит никаких «если».

― Молитва посвящения: посвящение нашей жизни Богу, чтобы Он использовал ее для достижения Своих целей в наших делах. В такой молитве мы молимся: «Если на то будет воля Твоя» (Лук.22:42).

― Молитва возложения: возложение на Господа ваших забот (1Пет.5:7).

― Молитва поклонения: (Лук.24:52,53; Деян.13:1-4).

― Молитва согласия: (Матф.18:18-20).

― Объединенная молитва (единодушная):(Деян.4:23-31).

― Молитва прошения: (Фил.4:6).

― Ходатайственная молитва: (1Тим.2:1).

ТВОРЧЕСКАЯ МОЛИТВА;

ПРАВИЛА СВЯЩЕННОГО КРУГА

1. Творчество процветает в обстановке доверия и поддержки.

2. Творческий рост происходит среди друзей и прекращается среди врагов.

3. Все творческие идеи – дети, которые нуждаются в нашей защите.

4. Любой творческий успех требует творческих неудач.

5. Реализовать себя творчески – наше духовное обязательство.

6. Мешать творить кому-то ещё – значит нарушать это обязательство.

7. Отзывы должны поддерживать творческого ребёнка, а не стыдить его.

8. Отзывы должны развивать наши сильные стороны, а не сосредоточиваться на слабых.

9. Успеха легче добиться вместе, а рождается он в щедрости.

10. Чужие успехи никогда не могут послужить преградой нашим.

Прежде всего: Бог – всеобщий источник. Никакие человеческие силы не могут отвлечь или привлечь к нам добро. Каждый из нас – канал высшего сознания, которое работает через нас. Все мы одинаково подключены к духовному источнику. Мы не всегда можем знать заранее, кто из нас может лучше научить остальных. Каждому из нас предназначено заботиться и служить остальным. «Путь художника» – это путь племени. Когда мы служим другим, перед нами открывается наш собственный путь. Тот самый верный путь, о котором мы мечтаем в наиболее яркие и совершенные мгновения веры.

О Великий Создатель,

Мы собрались вместе во имя Твое,

Чтобы служить Тебе

И нашим собратьям.

Мы готовы быть Твоими инструментами.

Мы открыты Твоему творчеству в наших жизнях.

Мы оставляем позади старые идеи.

Мы приглашаем новые и более широкие идеи.

Мы верим, что отныне Ты будешь указывать нам дорогу.

Мы верим, что следовать за Тобой безопасно.

Мы знаем, что Ты сотворил нас и что творчество –

Это и Твоя природа, и наша.

Мы просим раскрыть наши жизни

Согласно Твоему замыслу, а не нашей заниженной самооценке.

Помоги нам поверить, что ещё совсем не поздно

И что мы не слишком малы и не слишком плохи,

Через Тебя и с помощью друг друга – и быть здоровыми.

Читать еще:  Вечерняя молитва в день причастия

Помоги нам любить друг друга,

Заботиться о раскрытии потенциала,

И понимать страхи друг друга.

Помоги нам понять, что мы не одни,

Что мы любимы и достойны любви.

Помоги нам творить и этим служить Тебе.

[*] Дилан Томас (1914-1953) – английский писатель, поэт, сценарист. – Здесь и далее примечания переводчика.

[†] Гарри Хаймлих – американский врач и ученый, известный тем, что разработал специальную методику спасения жизни.

[‡] Роберт Блай – современный американский поэт, эссеист, переводчик.

[§] Франсуа Трюффо (1932-1984) – французский режиссер, сценарист, кинокритик и актер. Считается самым популярным и успешным режиссером французского кино за всю его историю.

[**] Круэлла Де Билль – миллионерша, отрицательная героиня американского фильма «101 далматинец».

[††] Джакаранда – комнатное и садовое растение родом из Индии.

[‡‡] Гора Рашмор – гора с изображением четырех президентов, расположенная в штате Южная Дакота.

[§§] Льюис и Кларк – предводители самой грандиозной в истории освоения США экспедиции (1804-1806 гг.) по западной территории, от реки Миссисипи до тихоокеанского побережья.

[***] Исак Динесен – псевдоним баронессы Карен Бликсен (1885-1962), датской писательницы, классика литературы XX века. Полнометражный фильм, снятый по мотивам её автобиографической повести «Из Африки» режиссером С.Поллаком, получил семь «Оскаров».

[†††] Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, историк. Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

[‡‡‡] Джозеф Кэмпбелл (1904-1987) – американский ученый, исследователь мифологии; автор книг «Тысячеликий герой», «Мифы, в которых нам жить».

[§§§] Гарри Гудини (1874-1926) – знаменитый американский иллюзионист.

[****] Тилли Ольсен – современная американская писательница русского происхождения.

[††††] Мартин Скорсезе – американский режиссер итальянского происхождения; снял фильмы «Таксист», «Кундун», «Последнее искушение Христа», «Банды Нью-Йорка». Пол Шредер – американский сценарист, режиссер, писатель и теоретик кино. Написал сценарии к некоторым фильмам М.Скорсезе, а также к «Якудзе» С.Поллака.

[‡‡‡‡] Сэм Шепард – проявил себя практически во всех видах визуальных и драматических искусств, включая кино, телевидение и театр, в роли актера, режиссера и сценариста. Автор многих пьес, удостоенных рядом наград. Джозеф Папп (1921-1991) – американский режиссер, экспериментатор и реформатор театра. В 1953 г. организовал Шекспировскую мастерскую, затем нью-йоркский Шекспировский фестиваль. Орнетт Колман – выдающийся джазовый музыкант, саксофонист, композитор.

[§§§§] Известные деятели американского кино.

[*****] Имеется в виду песня из фильма Дэвида Линча «Голубой бархат» («Blue Velvet»), 1986 г.

[†††††] Томас Мертон (1915-1968) – монах-францисканец, духовный писатель, поэт, эссеист. Книга «Семиярусная гора» («Seven Story Mountain», 1949 г.) представляет собой его автобиографию.

[‡‡‡‡‡] В американском прокате «Horse Thief». Режиссер Тиан Чжуанчжуан, 1987 г.

[§§§§§] Десятина – налог в пользу Церкви в размере одной десятой части дохода (истор.); первоначально одна десятая часть чего-нибудь.

[******] Джонни Эплсид (Яблочное зернышко) – прозвище Джона Чапмана (1774-1845), который прославился тем, что засадил десятки тысяч квадратных миль яблонями.

[††††††][††††††] Группа Блюмсбери – существовавшая в Англии с 1905 г. до начала Второй Мировой войны группа, объединявшая молодых людей, чьи интересы были связаны с искусством. К ней принадлежали В.Вульф, Т.С.Элиот, Д.Г.Лоуренс, Э.Бауэн, С.Спендер, Р.Фрай.

Творчество как восхождение к Богу

И взял Господь Бог человека, (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
(Быт. 2: 15)

Человек не может не творить. Он по своему естеству творец. Служение Богу, наука, искусство, медицина, педагогика – да любые сферы человеческой деятельности требуют творческого подхода. В творчестве человек уподобляется Богу, восходит на, казалось бы, недостижимые высоты. Что это за явление – творчество? Посмотрим на него через призму богословия, и многое нам станет ясно.

Творческая личность

До того как стать священником, я сменил несколько профессий. В частности, работал на стройке. Люди там попадались разные, каждый со своими особенностями. Но главное, что отличало моих коллег-строителей от представителей других профессий, – это самомнение. С самомнением у строителей было всё в порядке: каждый из них считал себя специалистом высочайшей квалификации. Однажды нам предстояло проложить в земле кабель. Для этого нужно было вырыть траншею. Нас было трое, и копать никому не хотелось. Наконец, сделав над собой усилие, мы взялись за работу. Земля попалась укатанная, вперемешку с кирпичным боем – хоть динамитом рви. Минут через десять старший, демонстративно отшвырнув от себя лопату, сказал, что он личность творческая и, исходя из этих реалий, отправляется разматывать кабель, оставляя нас на траншее одних.

– А я что, не творческая? – возмутился мой напарник. – У меня вообще высшее техническое образование.

– Вот и я о том же, – сказал старший. – Пусть каждый занимается своим делом.

Он вытащил из багажника моток кабеля и возился с ним до обеда, зорко следя за нашими потугами. «Творческая личность! – ворчал мой напарник себе под нос. – Что он сотворил-то? Наберут творческих, а работать некому».

Я хотел было сказать старшему, что каждый человек по природе своей – творец, что способность творить – неотъемлемое свойство каждого из нас… Хотел и не сказал. Потому что мой напарник, как мне казалось, обдумывал план побега с земляных работ и, услышав мое утверждение о том, что и он личность творческая, легко мог бы оставить меня в траншее одного.

Назначение Адама

Если как следует поразмыслить и посмотреть с богословской точки зрения на способность человека творить, можно сделать для себя множество интереснейших открытий. Согласно мысли святых отцов, Бог, сотворив видимый мир, ввел в него человека как царя и властелина. В задачу человека входило привести Вселенную к еще большей гармонии, слаженности и единству. Человек не мог, конечно, творить из ничего, как Господь, – он был призван к сотворчеству. Человек в процессе преобразования Вселенной должен был уподобиться Господу, стать богом по благодати.

Читать еще:  Молитва о том чтоб муж бросил пить

Удивительной глубины учение об этом мы находим у преподобного Максима Исповедника. Он различает две сферы бытия: божественную и тварную. Человек же создание и духовное, и материальное, то есть заключает в себе образ божественного и тварного. По мысли преподобного Максима, в задачу человека и входило преодолеть это разделение, привести в единство себя и весь окружающий мир. Владимир Лосский развивает эту мысль: «Ему (Адаму) нужно было, прежде всего, преодолеть разделенность в своей природе на два пола путем бесстрастной жизни, следуя в этом Первообразу Божественному. Затем он должен был соединить рай со всей землей, то есть, нося всегда рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом, он должен был превратить в рай всю землю. После этого ему предстояло уничтожить пространственные условия не только для своего духа, но также и для тела, соединить землю и небо, то есть весь чувственный мир… Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы всё то, что Бог имеет по природе. Таким образом, свершилось бы обожение человека и всего тварного мира».

Мы видим, что творить, совершенствовать, преобразовывать окружающий мир было свойственно человеку изначально. Но как, каким образом, посредством чего должно было совершать это преобразование? На этот вопрос частично можно найти ответ в Священном Писании. До грехопадения Адам почти ничего не успел сделать. Но один творческий акт был все-таки им совершен. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2: 20). Наречение имен животным и есть первый и, насколько я понимаю, единственный творческий акт, совершенный человеком в первозданной святости. Означал он и власть человека над животными, и понимание им сущности каждой из тварей. Довершать творение Адам начал словом.

Вообще слово имеет необъяснимую творческую силу. Однажды мне попалась дневниковая запись иеромонаха Василия (Рослякова), где он размышлял о природе слова. К сожалению, я не могу сейчас найти эту запись, но мысль такова: изобразительное искусство – это образ, музыка – это звук, и тут вроде бы все более-менее понятно, а вот слово – это нечто неотмирное, мистическое, потустороннее.

Каким образом должно было в дальнейшем идти преобразование мира – через какой вид искусства – мы не узнаем. Грехопадение исказило природу человека, в том числе и его творческие способности. Исказило, но не лишило возможности творить и через свое творчество восходить к Богу.

Рай на шести сотках

Свое стремление и назначение преобразовывать мир человек реализует и сейчас, в своем падшем состоянии. Достаточно в летний сезон проехаться по дачному поселку, чтобы убедиться в этом. Меня всегда удивляло неистребимое желание огородников устроить у себя на дачном участке кусочек рая, насадить цветы и грядки, взрастить плодоносящий сад. Человек страдает гипертонией, врачи ему запретили бывать на солнце, но он все равно рвется на дачу, в свой маленький рай…

Нынешний человек, конечно, гораздо слабее Адама, труд для него уже не благословение, он тяжел и утомителен; человек не способнее теперь превратить в рай Вселенную – его сил едва хватает на шесть соток. Но стремление доводить до совершенства окружающий мир живет в каждом из нас. Кто-то более склонен к творчеству в технических профессиях, кто-то творит опосредованно – через искусство.

Кроме того, человек не утратил возможность преобразовывать природу не только своими руками или интеллектом, но и молитвой. Из житий святых мы знаем многочисленные примеры, когда по молитвам подвижника бесплодные земли давали богатый урожай, в пустынях начинали бить родники… Например, в Оптиной пустыни, после ее закрытия, из ближайших рек почти исчезла рыба, а из лесов – грибы, и только когда монашеская жизнь возобновилась, местные жители с удивлением обнаружили, что природа постепенно восстанавливается и снова дает людям свои дары.

Художество художеств

Однажды учитель в школе спросил нас, как мы считаем, в каждой ли профессии уместно творчество. Я ответил, что в каждой. Мне сказали, что я не прав. Например, если рабочий на заводе обтачивает на станке гайки, то в его профессии творчество просто вредно. Я согласился и долго жил с этим убеждением. Сейчас я понимаю, что и гайки можно обтачивать по-разному. Можно закрыть глаза на допущенный брак, из-за чего, к примеру, сойдет с рельсов поезд. А можно относиться к своей работе с предельной степенью ответственности. Это и есть высочайшее творчество, творчество над своей совестью, а точнее – над своим сердцем. Работу над собственным сердцем святые отцы называли искусством искусств и художеством художеств. Наше очищенное от страстей сердце и есть самый гениальный шедевр, который мы только способны сотворить. Если человек работает над собой, то он становится способен создать нечто настоящее – будь то картина или книга, если он художник, или, например, большая крепкая семья, если Бог дал ему талант семьянина. Основа же всех этих способностей – очищенное от страстей сердце.

Источники:

http://www.gazetaprotestant.ru/2009/09/iskusstvo-molitvy/
http://studopedia.su/17_11552_tvorcheskaya-molitva.html
http://pravoslavie.ru/62974.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector