Конспект урока музыки перезвоны молитва

конспект урока по музыке “Перезвоны. Молитва.” по УМК Сергеевой – Критской 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

конспект урока по музыке “Перезвоны. Молитва.” по УМК Сергеевой – Критской 6 класс.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

  • дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;
  • осмысление интонационного богатства народной музыки;
  • дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
  • развитие музыкального и эстетического вкуса.
  • «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
  • «Ерунда» В.Гаврилина.
  • «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
  • С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
  • «Молитва» Б.Окуджавы.
  • «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.
  1. Организация детей на работу.
  2. Распевка.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Работа над новым материалом.

1. Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника» В.Гаврилина .

-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)

– О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)

– Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

– Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).

2. Знакомство с творчеством Гаврилина В.А.

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

«Перезвоны» – это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

3. Прослушивание и характеристика произведения. «Ерунда» В.Гаврилина.

-Какой характер музыки? (Шуточный, весёлый…)

-Какое исполнение? (Хор, используются ударные.)

4. Прослушивание и характеристика произведения. «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.

– Какое исполнение? (хор – пример народной музыки. Озорные частушки.)

В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

5. Обобщение учителем.

6. Прослушивание и характеристика произведения С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

-Охарактеризуйте прослушанное произведение. (Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д., хоровое исполнение.)

– К какому жанру можно отнести музыку? (К жанру духовной музыки: молитва.)

– Какие чувства испытывает человек во время молитвы?

(Он волнуется, переживает, просит, мучается, страдает, радуется и т.д.)

-Можно ли это произведение назвать молитвой? ( Да. )

7. Обобщение учителем.

Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.

8. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися .

9. Прослушивание и характеристика произведения «В минуту скорбную сию…» в исполнении иеромонаха Романа.

К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.

– Охарактеризуйте эту молитву.

– Какая это молитва? Почему?

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

Читать еще:  Молитва аят курсу

– Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

– Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?

– Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?

– Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.

2. Обобщение ответов.

4. Оценка работы детей.

  1. Организованное окончание урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.

Конспект урока с презентацией на тему ” Виды словочосетаний”. 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему .

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Конспект урока по русскому языку “Слова-приятели” для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков.

План – конспект урока c ЭОР. УМК “Английский в фокусе. 5 класс”. Н.И. Быкова, Дж. Дули. Модуль №8, урок 8a.

Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 классаТема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метровФ.И.О. педагога:Пастухов Сергей АлександровичПредмет: физическая культураКласс.

Конспект урока музыки перезвоны молитва

Конспект урока музыки в 6 классе.

Тема урока: «перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

1.дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом по прочтении В. Шукшина «Перезвоны»;

2.выявление глубоких связей с народным музыкальным творчеством;

3.осмысление интонационного богатства народной музыки;

4 дальнейшее знакомство с.жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;

5.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;

6.развитие общей музыкальности и художественного вкуса.

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Души тоскующей в изгнании своём,

Святого таинства земное выраженье,

Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…

Звучит произведение С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

Как звучала музыка?

Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д.

Кто исполнял это произведение?

К какому жанру можно отнести музыку?

К жанру духовной музыки: молитва.

В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы?

Он волнуется, переживает. просит, мучается, страдает, радуется и т.д.

Как надо исполнить молитву?

Напевно, плавно, тихо, сдержанно, возвышенно.

Это произведение можно назвать молитвой?

Звучит «Молитва» Б.Окуджавы.

Можно. Только она напоминает песню.

Профессиональную или народную?

Народную или авторскую?

Старинную или современную?

Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися.

Можно отнести следующее произведение к жанру молитвы?

Звучит «Смерть разбойника» В.Гаврилина.

Что вы услышали?

Обращение к Богу.

Оно проговаривается на фоне колокольного звона.

О чём просит этот человек?

О спасении , защите, помиловании…

Это добрый и беззащитный человек?

Он жестокий и трусливый…

Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

Как вы думаете, это музыка старинная или современная?

«Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно горько».

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

«Перезвоны» – это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

Читать еще:  Молитва о замужестве спиридона тримифунтского

Звучит «Ерунда» В.Гаврилина.

Какой характер музыки?

Звучит «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.

Перекличка женских и мужских голосов – пример народной музыки.

В музыке В .Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.

Звучит «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.

Какая молитва «просительная», а какая – «покаянная»? Почему?

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

Музыка. 6 класс

Конспект урока

Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны» В. А. Гаврилина.

Молитва как музыкальный жанр

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

– влияние на творчество современных композиторов произведений других видов искусства (литературы и живописи);

– тема молитвы в русской музыке;

– музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.

Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.

Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.

Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.

На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.

Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.

Находясь под впечатлением от внутреннего убранства и величия собора, от причастности к древности, Валерий Григорьевич написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».

О сюжетах фресок можно судить по названиям номеров: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженых», «Скоромохи», «Музыкант», «Зверь нападает на всадника».

Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.

Читать еще:  Молитва от привязки

Музыкальная тема «Орнамент» звучит в симфонии несколько раз и скрепляет музыкальные сюжетные зарисовки.

Слово «орнамент» означает узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы. Термин актуален и для музыки. Поскольку ритм является одним из средств выразительности этого вида искусства.

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.

На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Симфония-действо для солистов, хора и ударных «Перезвоны» Гаврилина даже имеет подзаголовок: «По прочтении Шукшина».

Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.

Само название «перезвоны» говорит нам о том, что композитор обратился к древнерусской традиции звонить в колокола.

«Перезвоны» отражают различные сферы жизни народа: будни и праздники, трагические и комические события. Затрагивают общечеловеческие вопросы: жизни и смерти, любви и разлуки, человека и природы, семейных ценностей и религии.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

Гаврилин включил в «Перезвоны» молитву, когда умирающий разбойник обращается к Богу с раскаянием и благодарностью.

К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.

Петр Ильич Чайковский включил пьесу «Утренняя молитва» в сборник «Детский альбом».

Поскольку, молитва – это личное обращение, она может быть любой: произнесённая вслух или про себя. Наш современник, поэт и композитор Булат Шалвович Окуджава, написал песню «Молитва». Она исполняется под гитарное сопровождение.

Церковная музыка оказала большое влияние на композиторов всех эпох. Отечественные и зарубежные авторы обращались к религиозным текстам и жанрам, использовали интонации церковной музыки в светских сочинениях. К самой известной молитве «Аве Мария» обращались в своем творчестве Ф. Шуберт, Ш. Гуно и многие другие.

Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.

В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.

На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Что вдохновило композитора написать симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»?

Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.

Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.

№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?

Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, что Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». А также обратить внимание на строение инструментов. Гусли и арфа – щипковые инструменты. На скрипке тоже можно играть щипковым способом, однако, более распространено исполнение смычком. Фортепиано хоть тоже струнный инструмент, но имитировать на нём аутентичную игру на гуслях непросто.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/12/09/konspekt-uroka-po-muzyke-perezvony-molitva-po-umk-sergeevoy
http://doc4web.ru/muzika/konspekt-uroka-muziki-v-klasse-perezvoni-molitva.html
http://resh.in.edu.ru/subject/lesson/6945/conspect/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: