Воскресение видевши молитва
Воскресение видевши молитва
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Текст и толкование молитвы «Воскресение Христово видевше»
Пасхальная радость – особое состояние души. Это чувство вдохновляет все верующих на протяжении всего года до следующего Праздника праздников. В день Светлого Христова Воскресения человек духовно обновляется. Ощутить настроение христианского торжества позволяет текст молитвы «Воскресение Христово видевше».
Открывая для себя смысл и значение этой молитвы, человек дает возможность благодати Божьей наполнить его душу.
Пасхальная молитва «Воскресение Христово видевше»
Молитва «Воскресение Христово видевше» – духовный гимн в честь самого великого события в истории человечества – славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Новозаветная Пасха – избавление от власти греха, смерти и диавола через жертву Христа и Его Воскресение – основная весть евангельских текстов.
Молитвенная стихира тесно связана с традициями празднования пасхального дня и является одной из древнейших молитв, включенных в современное богослужение. Она отображает уникальный духовный опыт сопричастности Воскресшему Христу.
Настроение молитвы наиболее полно можно почувствовать, если перечитать те главы Евангелия, которые говорят о встрече апостолов и жен-мироносиц с воскресшим Христом. Дух молитвы ощущается на иконах «Воскресения Христова» и «Схождение во ад». На этих священных изображениях показано торжество, безусловная победа.
Христос, победивший смерть, Христос, разрушающий врата ада, повергающий в бегство его привратников. Исполнились ожидания праведных людей всех поколений, начиная от Адама. Есть ли большее величие Божие, есть ли большая радость для человека, который страшится смерти?
Это песнопение один из самых значимых текстов:
- пасхальной службы;
- богослужения Светлой Седьмицы;
- воскресных дней;
- дней от Пасхи до Вознесения;
- некоторых других богослужений Церкви.
История написания
Наиболее полно чудо Воскресения ощущается на Святой Земле. Именно там Иисус произнес свои наставления и проповеди, собрал вокруг себя круг учеников. Именно там произошли важнейшие события Его земной жизни.
В иерусалимском храме Воскресения Христова особенно остро переживалось это великое евангельское событие. Эта церковь была построена по распоряжению царицы Елены в IV веке на месте Голгофы и гробницы, где было положено тело Иисуса после смерти на Кресте. Там начал формироваться особо величественный и торжественный чин богослужения.
Лучшие христианские поэты, вдохновленные Духом Божиим, составили стихиры, которые наполняют светом Воскресения. Они приносят особое чувство, возвращающее душу человека к жизни с Богом. Неудивительно, что песнопение «Воскресение Христово видевше» известно как древняя часть Святогробского устава.
В IX веке стихира звучит уже не только во время чтения Пасхальных часов и канона, но и после чтения Евангелия на бденных службах. Со временем молитва становится неизменяемой частью воскресного богослужения, а затем приходит и в сборники домашних молитв. Торжественная и радостная весть о Воскресшем Христе в наше время звучит и в храмах, и в домах верующих людей.
Интересное на сайте:
Толкование и значение молитвы
Молящийся свидетельствует, что увидел своим духовным взором момент Воскрешения Господа Иисуса. Удивительно об этом говорить нам, людям XXI века, однако, христианину надлежит за молитвами богослужения ощутить причастность ко всем наиболее значимым событиям земного служения Господа нашего.
В молитве исповедуется Божество Христа, залог Его всепобеждающего могущества. Своей Силой Христос разрушает твердыни ада и выводит праведников в полноту жизни Царствия Божия. В великой радости совершается поклонение Спасительной Жертве Христовой на Кресте. Господни страдания и смерть – свидетельство Его Любви к человечеству.
В молитве христианин славит победу над смертью. Плоды этой победы мы призваны разделить со Христом. Стихира свидетельствует о главной евангельской радости: Христос взошел на Крест, претерпел распятие и победил смертью смерть. Она призыв осознать себя последователем Воскресшего, благодарить и славить Господа.
Воскресший Христос – центр миропонимания христианина. Молитвы, которые касаются этой темы, закладывают базовую основу для светлой духовности. Осознанная практика их произношения – свидетельство здоровых духовных начал в человеке.
Весь круг годовых богослужений храма начинается Светлой Пасхальной радостью и заканчивается ей. По своему типу «Воскресение Христово видевше» – славословная молитва. В ней ничего не испрашивается у Бога. Начала покаяния в нее вносит прославление силы Христова Воскресения, которая побеждает человеческий грех и неправду.
В молитве обращает на себя внимание игра слов: «смертью смерть разрушил». У Отцов и Учителей Церкви много говорится о том, что воплощенный Сын Божий уловил диавола его же оружием.
Когда-то на заре бытия мира диавол обрек наших прародителей на умирание. Смерть вошла в мир и умножила скорби богооставленности. Она стала диктовать свои законы: каждый живущий должен умереть. После того как Христос, умер и воскрес, в мир вошло новое правило: каждый умерший воскреснет.
Как часть Пасхального богослужебного чина стихира способна:
- принести в сердце молящегося светлую радость;
- отогнать ощущение печали и скорби;
- вдохновить на благие перемены в жизни;
- пробудить желание регулярно посещать храм;
- призвать разделить плоды жертвы и Воскресения Христа через участие в Таинствах Церкви;
- принести утешение в сердце скорбящих об усопших сродниках и близких.
Текст молитвы «Воскресение Христово видевше» на русском языке с ударениями
Правильно расставленные ударения в тексте молитвы помогают не только внимательно уловить глубокий богословский смысл молитвы, но и ощутить ритмику стиха:
“Воскресе́ние Христо́во ви́девше,
поклони́мся Святому Господу Иисусу,
единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе,
и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим.
Ты бо еси Бог наш, ра́зве Тебе ино́го не зна́ем,
Имя Твое имену́ем.
Приидите, вси ве́рнии,
поклони́мся святому Христову Воскресению;
се бо прии́де Кресто́м радость всему миру;
всегда́ благословя́ще Господа,
пое́м Воскресение Его,
распятие бо претерпе́в,
смертию смерть разруши́”.
Стихира за богослужением в храме поется особым напевом. Интересно, что в традициях церковной службы установилась практика пения этой молитвы не только хором, но и всеми присутствующими в храме. Это создает особое чувство единства верующих. Музыкальный мотив песнопения легко запоминается и снова возвращает в наши души радость Святой Пасхи.
Для более полного осмысления молитвы полезно знать перевод ее слов с церковнославянского языка:
“Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим, ибо Ты — Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твое призываем. Придите, все верные, поклонимся святому Христову Воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил”.
Читайте также:
Когда и как правильно читать молитву
Для радости о Пасхе Господней нет временных или пространственных пределов. Церковь обновляет в душах верных это чувство в течение всего богослужебного года. Значит, прославлять дома Воскресшего Христа можно в любой день.
Апогей пасхальной радости – дни празднования Пасхи. Они длятся до Вознесения Господнего. Наверное, не нужно ограничивать христианина жесткими рамками в формировании личного молитвенного правила, но полезно, чтобы домашнее молитва входила в соответствии с богослужебным кругом Церкви.
Читать молитву рекомендуется:
- единожды, утром каждое воскресенье;
- трижды, утром в день Светлого Христова Воскресения;
- трижды, утром в каждый из дней Светлой недели;
- трижды со дня Пасхи и до празднования Вознесения Господнего;
- в любое время при внутренней потребности.
Заключение
Молитвы пасхального цикла помогают нам снова и снова возродить в нашей душе ощущение всепобеждающей силы Воскресения Христова. Текст молитвы «Воскресение Христово видевше» на русском языке делает эту радость доступной большему кругу людей. Сердце верующего человека не может не просиять небесной надеждой и неземной радостью, когда звучит весть о Воскресшем Христе.
Воскресение Христово видевшие: текст молитвы
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
В русском языке воскресный день получил свое название благодаря Великому для всех людей событию – Воскресению Христа, распятого на кресте. Человеку трудно воспринять Премудрость Божию, объявляющую страшную смерть победой. В честь чудесного восстания из мертвых Сына Человеческого Православная Церковь радостно поет «Воскресение Христово видевши» за богослужением:
- в предпраздничную Пасхальную ночь (трижды);
- все 40 дней от Пасхи до Вознесения (первую неделю поется трижды);
- на Утрене перед воскресением в течение года (кроме Вербного Воскресения);
- накануне Лазаревой субботы;
- в день Воздвижения Креста Господня.
Если происходит отпевание человека, умершего на Пасху, гимн включается в чинопоследование. Существует предание, что в эти дни двери Рая открыты, впрочем, настаивать на этом не можем. Смерть христианина не так мрачна, как людей, не имеющих надежды на Господа. Что же произошло, почему мы веселимся в этот праздник ?
Смертью смерть поправ
Как понять радостный возглас на Пасхальном богослужении: «Христос воскреси из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробе живот (жизнь) даровав». Тем, кто читал Библию известно, что Иисус Христос воскресил трех человек, в том числе, своего друга Лазаря, который уже начал разлагаться. Но их воскресение не вызывает радостного ликования, хотя они тоже ожили чудесным образом. Разница между этими воскресеньями огромна.
Те ожили и умрут снова, а Господь обрел тело бессмертное. Более того, все человечество с этого момента преобразилось. Воскреснут все люди, и жить будут вечно. Смерть над нами уже не властна. Нам оставлена свобода выбора посмертной вечной участи. Верующие во Христа будут пребывать с Ним в Раю. Уповающие на Бога, имеют светлую надежду на Спасителя, который:
- избавляет от адских мучений за грехи;
- ибо прощает;
- очищает;
- освещает человека.
Примечание: Этому событию посвящен гимн «Воскресение Христово видевши». Как в Символе веры заключено догматическое учение Православной Церкви, так в данной песне освещены обстоятельства, послужившие нашему бессмертию, которым поклоняемся, славословя их .
Крещение – билет в жизнь вечную
Господь сказал, что в Царствие Божие войдет только тот, кто веру имеет и крестится от воды и Святого Духа. В этот момент человек полностью очищается от первородного греха Адама (несущего смерть), и рождается новый – сонаследник Христа и Его Воскресения. Как происходил процесс преображения мертвого тела Господа никто не видел. Но мы поем «видевши», ибо можем:
- Общаться с Ним в молитве.
- Чувствовать и видеть Его помощь.
- Соединяться с Ним в Причастии, приступая к Евхаристической Чаше.
- Очищаться от греховной составляющей в Таинствах, подаваемых Церковью.
- Воспринимать Благодать, стяжать Святой Дух.
- Видеть Его Силу, которая присуща святым.
Свидетелями вознесения Христа были около 150 человек, в том числе 11 апостолов, которые жизнь положили на то, чтобы нести благую весть о Воскресении всем народам. Будет ли человек (и не один) умирать за Истину, проповедуя ее, если не видел Того своими глазами? Нет. Поэтому мы им верим, в правдивости их слов многие убеждаются опытно и бесповоротно.
Прп. Максим Исповедник:«Тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей…Тот, кто проникнет ещё глубже креста и гроба, и будет посвящён в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи означала» .
Почему христиане чествуют Крест?
В гимне есть слова «Кресту Твоему поклоняемся, Христе». Казалось бы зачем так возвышать позорное орудие казни? Таковым оно было до Воскресения Христа. Потом же претворилось на символ победы над смертью. Христиане носят крестик, как:
- знак принадлежности к вере в Сына Божия;
- символ и орудие защиты от дьявольских козней;
- свидетельство проповеди.
Во времена гонений на христиан, в Риме существовал своеобразный вид казни: заключенных, на арене цирка, отдавали на съедение голодным львам. Находясь на пороге смерти, они безбоязненно проповедовали веру во Христа, Воскресение и вечную жизнь. Идя на мучения, свидетельствовали, что умирают за Истину, не страшась смерти, ибо все равно оживут. Видя такую решимость, многие язычники следовали их примеру, становясь христианами.
Тогда обреченным на жуткую казнь стали отрезать языки. Исповедники Христовы, дабы их не путали с убийцами, которых подвергали такому же наказанию, не имея возможности говорить, показывали знаками, за что идут на смерть. Они изображали символ Креста: скрещивая руки на груди или над головой; изображали его из палочек, которые находили под ногами. Таким образом проповедь все равно «звучала».
Примечание: Чудо с обретением Животворящего Креста Господня матерью римского императора Константина св. Еленой, когда воскрес умерший, не оставляет сомнения, что христиане поклоняются не орудию смерти, а торжеству победы над ней.
Источники:
http://pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi13.htm
http://liveinorthodoxy.com/molitva-voskresenie-hristovo-videvshe/
http://pravgolos.ru/voskresenie-hristovo-videvshie-tekst-molitvyi/