Рубрика “Исповедь”

Беседа об исповеди

Все мы слышали об исповеди, но, к сожалению, для большого числа наших современников Таинство Покаяния ассоциируется с воспроизводимой в телевизионных латиноамериканских сериалах исповедью в католическом храме, где благостный пожилой священник, отделенный от кающегося узорной решеткой, выслушивает его переживания.

Но в Православии исповедь воспринимается не как посещение семейного психоаналитика, и духовник, принимающий исповедь, является не жилеткой, в которую можно поплакаться. Чтобы понять, для чего нам нужна исповедь и чем она отличается от сеанса психоанализа, необходимо вспомнить молитвенное обращение к кающимся, которое священник произносит перед началом исповеди.

«Вот, чадо, Христос невидимо предстоит, принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но без смущения расскажи все, чем согрешил и примешь прощение грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот Крест и Евангелие Его перед нами, я же только свидетель и обо всем, что скажешь мне, засвидетельствую перед Ним, если же что скроешь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уже пришел в больницу, так не уходи из нее неисцеленным». Эта молитва раскрывает все основные аспекты Таинства Исповеди.

Итак, исповедь – это Таинство, в котором верующему подается прощение грехов.

Наверняка каждый из нас ощущал в своей душе тяжесть от совершенного неправедного, нехорошего, греховного поступка и желал сделать хоть что-нибудь, чтобы сотворенное ушло навсегда. Это связано с тем, что грех всегда камнем ложится на сердце и невыносимой тяжестью пригибает нас к земле.

Но со временем мы мало-помалу начинаем привыкать к упрекам совести, и ее обличительный голос все тише и тише звучит в нашем сердце. Мы свыкаемся с мыслью о грехе.

Но этого мало. Когда засыпает наша совесть, просыпаются наши страсти – греховные наклонности души, разбуженные совершенным грехом, и требуют бесцеремонно совершения нового греха, дальнейшего погружения в бездну преступления заповедей Божиих. Один совершенный грех с настойчивостью требует совершения греха следующего.

В православном аскетическом опыте очень ярко раскрывается эта внутренняя связь грехов между собою, которые, подобно снежному кому, катящемуся по склону горы, прилипают друг к другу, увеличиваются в размерах, набирают скорость и превращаются в неудержимую всеразрушающую лавину, погребающую под толщей греха все добрые наклонности человеческого сердца.

Именно поэтому для каждого человека необходимо очищение от налипшей на его сердце греховной грязи. И чем чаще мы будем выскабливать собственные сердца, тем чище и светлее они будут становиться, тем яснее будет отражаться в них образ Божий, тем ближе к Господу мы будем становиться и, следовательно, тем святее и светлее будет наша жизнь.

Но как мы можем повернуть время вспять и совершенный поступок сделать несовершенным? Казалось бы, это невозможно и однажды впущенное в сердце зло будет обитать там всегда. Но Бог по Своей великой милости Сам совершает то, что невозможно человеку. По Своей Неисповедимой и Непередаваемой Любви к людям Он дает человеку возможность получить прощение за совершенное греховное деяние тому, кто осознал содеянное им зло и искренне кается, сожалеет обо всех его проступках и неправдах, совершенных как делами, так словами и мыслями.

Читать еще:  Молитва перед употреблением святой вод

Но наше желание исправиться должно найти свое выражение в определенных действиях, которые станут свидетельством нашего раскаяния и желания исправить свою жизнь. Таким действием является устная исповедь, то есть раскрытие перед священником всего состояния своей души – чистосердечный искренний покаянный рассказ о своих ошибках и грехах.
Это необходимо не для Бога, Который и так знает обо всех наших делах, словах и мыслях, не для священника, который и сам осознает свои недостатки и потому не может и не хочет быть судией, но, в первую очередь, для самого кающегося, так как является своеобразной «работой над ошибками», анализом содеянных грехов и вакциной от их повторения.

Власть совершения этого Таинства, как в принципе и любого другого, принадлежит Самому Господу, представителем, образом Которого является священнослужитель. Именно он, священник, произносит от лица Господа слова прощения грехов, так как любой православный священнослужитель – полномочный преемник учеников Христовых – святых апостолов, которым Господь Иисус Христос перед Своим преславным Вознесением дал власть прощать и связывать: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Именно эта власть, переходящая от апостолов через непрерывную цепь священнической преемственности, позволяет священнослужителю на исповеди произнести над главою кающегося слова разрешительной молитвы: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью человеколюбия Своего да простит тебе, чадо, грехи твои, как и я, священник, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов».

Таким образом, священник, принимающий исповедь, является лишь свидетелем перед Церковью, что определенный член церковной общины осознал свои грехи, через власть Христову, переданную Церкви, получил прощение и сейчас достоин приступить к Таинствам Церкви.

Но автоматический поход к священнику не делает человека святым, а исповедь – это не «вольная», разрешающая нам вновь и вновь удаляться во мрак греховной жизни, ударяться во все тяжкие. Самое главное в исповеди – это искреннее покаяние.

Первая исповедь, как подготовиться

В жизни наступает момент, когда понимаешь: делал много неподходящего. Накопились поступки, что тяготят совесть. Пришло время исповеди в ошибках и грехах. Смущают вопросы, как правильно подготовиться к первой исповеди.

Главное не испугаться

Главное не испугаться и не отложить на потом. В нашем сердце добро сражается со злом. За кем победа выбираем мы. Исповедь – это попытка изменить себя в лучшую сторону с Божией помощью.

Поэтому следует осознать, что мы получим, избавляясь от пластов грязи, накопившихся в душе.Иоанн Златоуст не преувеличивал, когда говорил, что «всякий грешник есть безумец ».

Читать еще:  Как защититься от зависти и сглаза молитва

Сознательно отталкивая гигиену тела, приобретем смерть. Инфекции убьют здоровье. Не будем очищать от грехов разум, легко его потеряем, погребем под горой обид и разочарований.

Как говорил митрополит Московский Платон: «Ленивец расслабляет тело и отягощает его болезнями. Развратник обезображивает себя следами порока и сокращает свои дни. Корыстолюбец лишается покоя и иссушает в себе жизненные соки. Склонный к гневу воспаляет кровь и неумеренным волнением повреждает свое здоровье.»

Как подготовиться

Сегодня выпущено много литературы об исповеди, о том, что считается грехом. Останавливаться на этом не будем.

Рекомендация: перед первой исповедью неплохо ознакомиться, например, с трудом Святителя Игнатия Брянчанинова: « В помощь кающимся » или « Опытом построения исповеди » — Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Стоит прийти в храм заранее и договориться со священником о первой исповеди. Ведь первая исповедь редко бывает короткой. Важно, чтобы священник имел достаточное количество времени выслушать Вас.

Дома во время подготовки заранее обдумать, что в жизни делал неправильного, что думал недостойного . Можно, чтобы не забыть или не растеряться у аналоя, записать грехи на листке. Только не пересказывать всю жизнь. Листочек, лучше отредактировать, чтобы текст был кратким и отражал главное.

Накануне уместно помолиться, попросить у Господа помощи в Таинстве Исповеди, примерно такими словами: «Господи, открой мне ум и духовные очи, чтобы увидеть все мои согрешения, сделанные в дни моей жизни».

Кайтесь, а не оправдывайтесь

В назначенное время, чтобы не забыть, можно вместе с листком, приступать к Таинству. Пытаясь каяться, не стоит оправдываться: «Я совершил этот грех, потому что у меня другого выбора не было». Слов: «Я согрешил этим грехом» будет достаточно.

Во время исповедания грехов, не нужно перекладывать вину за них на другого человека или обстоятельства. Зачем, Бог видит наши сердца и мысли. Во время Таинства батюшка иногда задает наводящие вопросы, что бы помочь развернуть греховное состояние. На них нужно честно ответить.

По окончании исповеди священник дает краткое наставление, которое хорошо запомнить и применить в дальнейшей жизни. Завершение Таинствасвященник накрывает епитрахилью Вашу голову и читает разрешительную молитву, чтобы отпустить грехи.

Вы целуете Крест и Евангелие, с надеждой на помощь Бога , и отходите от первой исповеди. Стараетесь беречь себя и не совершать исповеданные грехи.

Путь к Рождеству: трудная работа увидеть себя

Исповедь – это не обряд, и не облегчающий душу разговор. Исповедь – Таинство.

Патриарх Кирилл, выступая на епархиальном собрании г. Москвы, предупреждал о необходимости разделять исповедь и духовную беседу.

– Подчеркну: исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, – говорил патриарх, призывая не путать ее ни с дознанием, ни с надзором, ни с психотерапией, ни со способом преодоления конфликтов. – Слушающий исповедь священник должен в этот момент отложить от себя все функции – наставника, руководителя, друга, собеседника, – подчеркнул патриарх, – все, кроме одной: свидетеля человеческого покаяния.

Читать еще:  Молитва на соль от плохих людей

Нужно доверять свободному свидетельству совести человека и беречь хрупкий сосуд человеческого целомудрия, считает патриарх, потому что оно и так подвергается слишком многим испытаниям в наши дни.

Исповедь для пастыря – непростая задача.

Священник, по словам патриарха, с одной стороны не должен пугать человека, с другой – его пастырское предостережение может быть строгим, с третьей – эмоциональное давление все-таки недопустимо.

Способность человека к изменению своей жизни есть способность творческая, а испуг человека изгоняет доверие и парализует эту способность.

Патриарх напоминает, что сам Господь никогда не поступал так с людьми, но призывал не бояться “и вернуться с волн эмоционального восприятия жизни на твердый камень веры и знания”.

Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к источнику этого милосердия, Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, подчёркивает патриарх.

Он предостерегает пастырей от патернализма – стремления духовника реализовать себя, свои представления в чужой жизни. Человек в церкви приобретается для Христа, а не для пастыря. И пасомый должен самостоятельно понять своё собственное призвание, а не усваивать предположения священника о нем.

Предупреждая об опасности самонадеянности, патриарх призывает священников помнить, что отец – не деспот и не собственник. “Отец охраняет, предостерегает от опасностей, радуется каждому самостоятельному шагу своего чада, пусть поначалу эти шаги бывают неловкими, нерешительными и даже ошибочными. Отец великодушен, он не мстит и не завидует; отец ободряет унывающего, терпеливо поправляет ошибающегося. Его строгость не сокрушает, но вдохновляет. Отец свободен от всякого корыстолюбия в отношении своих чад. Наконец, отец сознает, что его чадам предстоит возрастать, а ему самому должно умаляться и в конце концов вручить своим чадам бразды самостоятельного управления жизнью”.

Наименование пастыря отцом, по словам патриарха, это не признание существующей реальности, но исключительно указание на идеал, к которому он должен стремиться в своем служении.

Поэтому, приступая к исповеди, не ищите светских достоинств у принимающего исповедь. За его немногословием может скрываться деликатность, за его отстранённостью – такт, за его молчанием – молитва.

При столь хорошо описанной фигуре исповедника, фигура исповедующегося остаётся абсолютно свободной. Работа совести – вот главное, что должно совершиться с ним. Если же совесть заглушена и закрыта самооправданиями – есть много книг о подготовке к исповеди, подсказывающих, как обрести другой настрой и увидеть себя во всех тех неподобающих нам действиях, что мы, однако, совершаем. “Сподобившийся увидеть себя, – говорил святой Игнатий Брянчанинов, повторяя вслед за святым Исааком Сириным, – выше сподобившегося увидеть Ангелов”.

Источники:

http://pravoslavie.ru/95059.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c52f5f3cadb4400af8557d9/5dd26f3dfdc2160328be923f
http://rg.ru/2020/01/05/put-k-rozhdestvu-chto-nuzhno-znat-tem-kto-reshil-ispovedovatsia.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: