Рубрика “Исповедь”
Беседа об исповеди
Все мы слышали об исповеди, но, к сожалению, для большого числа наших современников Таинство Покаяния ассоциируется с воспроизводимой в телевизионных латиноамериканских сериалах исповедью в католическом храме, где благостный пожилой священник, отделенный от кающегося узорной решеткой, выслушивает его переживания.
Но в Православии исповедь воспринимается не как посещение семейного психоаналитика, и духовник, принимающий исповедь, является не жилеткой, в которую можно поплакаться. Чтобы понять, для чего нам нужна исповедь и чем она отличается от сеанса психоанализа, необходимо вспомнить молитвенное обращение к кающимся, которое священник произносит перед началом исповеди.
«Вот, чадо, Христос невидимо предстоит, принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но без смущения расскажи все, чем согрешил и примешь прощение грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот Крест и Евангелие Его перед нами, я же только свидетель и обо всем, что скажешь мне, засвидетельствую перед Ним, если же что скроешь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уже пришел в больницу, так не уходи из нее неисцеленным». Эта молитва раскрывает все основные аспекты Таинства Исповеди.
Итак, исповедь – это Таинство, в котором верующему подается прощение грехов.
Наверняка каждый из нас ощущал в своей душе тяжесть от совершенного неправедного, нехорошего, греховного поступка и желал сделать хоть что-нибудь, чтобы сотворенное ушло навсегда. Это связано с тем, что грех всегда камнем ложится на сердце и невыносимой тяжестью пригибает нас к земле.
Но со временем мы мало-помалу начинаем привыкать к упрекам совести, и ее обличительный голос все тише и тише звучит в нашем сердце. Мы свыкаемся с мыслью о грехе.
Но этого мало. Когда засыпает наша совесть, просыпаются наши страсти – греховные наклонности души, разбуженные совершенным грехом, и требуют бесцеремонно совершения нового греха, дальнейшего погружения в бездну преступления заповедей Божиих. Один совершенный грех с настойчивостью требует совершения греха следующего.
В православном аскетическом опыте очень ярко раскрывается эта внутренняя связь грехов между собою, которые, подобно снежному кому, катящемуся по склону горы, прилипают друг к другу, увеличиваются в размерах, набирают скорость и превращаются в неудержимую всеразрушающую лавину, погребающую под толщей греха все добрые наклонности человеческого сердца.
Именно поэтому для каждого человека необходимо очищение от налипшей на его сердце греховной грязи. И чем чаще мы будем выскабливать собственные сердца, тем чище и светлее они будут становиться, тем яснее будет отражаться в них образ Божий, тем ближе к Господу мы будем становиться и, следовательно, тем святее и светлее будет наша жизнь.
Но как мы можем повернуть время вспять и совершенный поступок сделать несовершенным? Казалось бы, это невозможно и однажды впущенное в сердце зло будет обитать там всегда. Но Бог по Своей великой милости Сам совершает то, что невозможно человеку. По Своей Неисповедимой и Непередаваемой Любви к людям Он дает человеку возможность получить прощение за совершенное греховное деяние тому, кто осознал содеянное им зло и искренне кается, сожалеет обо всех его проступках и неправдах, совершенных как делами, так словами и мыслями.
Но наше желание исправиться должно найти свое выражение в определенных действиях, которые станут свидетельством нашего раскаяния и желания исправить свою жизнь. Таким действием является устная исповедь, то есть раскрытие перед священником всего состояния своей души – чистосердечный искренний покаянный рассказ о своих ошибках и грехах.
Это необходимо не для Бога, Который и так знает обо всех наших делах, словах и мыслях, не для священника, который и сам осознает свои недостатки и потому не может и не хочет быть судией, но, в первую очередь, для самого кающегося, так как является своеобразной «работой над ошибками», анализом содеянных грехов и вакциной от их повторения.
Власть совершения этого Таинства, как в принципе и любого другого, принадлежит Самому Господу, представителем, образом Которого является священнослужитель. Именно он, священник, произносит от лица Господа слова прощения грехов, так как любой православный священнослужитель – полномочный преемник учеников Христовых – святых апостолов, которым Господь Иисус Христос перед Своим преславным Вознесением дал власть прощать и связывать: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).
Именно эта власть, переходящая от апостолов через непрерывную цепь священнической преемственности, позволяет священнослужителю на исповеди произнести над главою кающегося слова разрешительной молитвы: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью человеколюбия Своего да простит тебе, чадо, грехи твои, как и я, священник, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов».
Таким образом, священник, принимающий исповедь, является лишь свидетелем перед Церковью, что определенный член церковной общины осознал свои грехи, через власть Христову, переданную Церкви, получил прощение и сейчас достоин приступить к Таинствам Церкви.
Но автоматический поход к священнику не делает человека святым, а исповедь – это не «вольная», разрешающая нам вновь и вновь удаляться во мрак греховной жизни, ударяться во все тяжкие. Самое главное в исповеди – это искреннее покаяние.
Первая исповедь, как подготовиться
В жизни наступает момент, когда понимаешь: делал много неподходящего. Накопились поступки, что тяготят совесть. Пришло время исповеди в ошибках и грехах. Смущают вопросы, как правильно подготовиться к первой исповеди.
Главное не испугаться
Главное не испугаться и не отложить на потом. В нашем сердце добро сражается со злом. За кем победа выбираем мы. Исповедь – это попытка изменить себя в лучшую сторону с Божией помощью.
Поэтому следует осознать, что мы получим, избавляясь от пластов грязи, накопившихся в душе.Иоанн Златоуст не преувеличивал, когда говорил, что «всякий грешник есть безумец ».
Сознательно отталкивая гигиену тела, приобретем смерть. Инфекции убьют здоровье. Не будем очищать от грехов разум, легко его потеряем, погребем под горой обид и разочарований.
Как говорил митрополит Московский Платон: «Ленивец расслабляет тело и отягощает его болезнями. Развратник обезображивает себя следами порока и сокращает свои дни. Корыстолюбец лишается покоя и иссушает в себе жизненные соки. Склонный к гневу воспаляет кровь и неумеренным волнением повреждает свое здоровье.»
Как подготовиться
Сегодня выпущено много литературы об исповеди, о том, что считается грехом. Останавливаться на этом не будем.
Рекомендация: перед первой исповедью неплохо ознакомиться, например, с трудом Святителя Игнатия Брянчанинова: « В помощь кающимся » или « Опытом построения исповеди » — Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Стоит прийти в храм заранее и договориться со священником о первой исповеди. Ведь первая исповедь редко бывает короткой. Важно, чтобы священник имел достаточное количество времени выслушать Вас.
Дома во время подготовки заранее обдумать, что в жизни делал неправильного, что думал недостойного . Можно, чтобы не забыть или не растеряться у аналоя, записать грехи на листке. Только не пересказывать всю жизнь. Листочек, лучше отредактировать, чтобы текст был кратким и отражал главное.
Накануне уместно помолиться, попросить у Господа помощи в Таинстве Исповеди, примерно такими словами: «Господи, открой мне ум и духовные очи, чтобы увидеть все мои согрешения, сделанные в дни моей жизни».
Кайтесь, а не оправдывайтесь
В назначенное время, чтобы не забыть, можно вместе с листком, приступать к Таинству. Пытаясь каяться, не стоит оправдываться: «Я совершил этот грех, потому что у меня другого выбора не было». Слов: «Я согрешил этим грехом» будет достаточно.
Во время исповедания грехов, не нужно перекладывать вину за них на другого человека или обстоятельства. Зачем, Бог видит наши сердца и мысли. Во время Таинства батюшка иногда задает наводящие вопросы, что бы помочь развернуть греховное состояние. На них нужно честно ответить.
По окончании исповеди священник дает краткое наставление, которое хорошо запомнить и применить в дальнейшей жизни. Завершение Таинства – священник накрывает епитрахилью Вашу голову и читает разрешительную молитву, чтобы отпустить грехи.
Вы целуете Крест и Евангелие, с надеждой на помощь Бога , и отходите от первой исповеди. Стараетесь беречь себя и не совершать исповеданные грехи.
Путь к Рождеству: трудная работа увидеть себя
Исповедь – это не обряд, и не облегчающий душу разговор. Исповедь – Таинство.
Патриарх Кирилл, выступая на епархиальном собрании г. Москвы, предупреждал о необходимости разделять исповедь и духовную беседу.
– Подчеркну: исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, – говорил патриарх, призывая не путать ее ни с дознанием, ни с надзором, ни с психотерапией, ни со способом преодоления конфликтов. – Слушающий исповедь священник должен в этот момент отложить от себя все функции – наставника, руководителя, друга, собеседника, – подчеркнул патриарх, – все, кроме одной: свидетеля человеческого покаяния.
Нужно доверять свободному свидетельству совести человека и беречь хрупкий сосуд человеческого целомудрия, считает патриарх, потому что оно и так подвергается слишком многим испытаниям в наши дни.
Исповедь для пастыря – непростая задача.
Священник, по словам патриарха, с одной стороны не должен пугать человека, с другой – его пастырское предостережение может быть строгим, с третьей – эмоциональное давление все-таки недопустимо.
Способность человека к изменению своей жизни есть способность творческая, а испуг человека изгоняет доверие и парализует эту способность.
Патриарх напоминает, что сам Господь никогда не поступал так с людьми, но призывал не бояться “и вернуться с волн эмоционального восприятия жизни на твердый камень веры и знания”.
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к источнику этого милосердия, Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, подчёркивает патриарх.
Он предостерегает пастырей от патернализма – стремления духовника реализовать себя, свои представления в чужой жизни. Человек в церкви приобретается для Христа, а не для пастыря. И пасомый должен самостоятельно понять своё собственное призвание, а не усваивать предположения священника о нем.
Предупреждая об опасности самонадеянности, патриарх призывает священников помнить, что отец – не деспот и не собственник. “Отец охраняет, предостерегает от опасностей, радуется каждому самостоятельному шагу своего чада, пусть поначалу эти шаги бывают неловкими, нерешительными и даже ошибочными. Отец великодушен, он не мстит и не завидует; отец ободряет унывающего, терпеливо поправляет ошибающегося. Его строгость не сокрушает, но вдохновляет. Отец свободен от всякого корыстолюбия в отношении своих чад. Наконец, отец сознает, что его чадам предстоит возрастать, а ему самому должно умаляться и в конце концов вручить своим чадам бразды самостоятельного управления жизнью”.
Наименование пастыря отцом, по словам патриарха, это не признание существующей реальности, но исключительно указание на идеал, к которому он должен стремиться в своем служении.
Поэтому, приступая к исповеди, не ищите светских достоинств у принимающего исповедь. За его немногословием может скрываться деликатность, за его отстранённостью – такт, за его молчанием – молитва.
При столь хорошо описанной фигуре исповедника, фигура исповедующегося остаётся абсолютно свободной. Работа совести – вот главное, что должно совершиться с ним. Если же совесть заглушена и закрыта самооправданиями – есть много книг о подготовке к исповеди, подсказывающих, как обрести другой настрой и увидеть себя во всех тех неподобающих нам действиях, что мы, однако, совершаем. “Сподобившийся увидеть себя, – говорил святой Игнатий Брянчанинов, повторяя вслед за святым Исааком Сириным, – выше сподобившегося увидеть Ангелов”.
Источники:
http://pravoslavie.ru/95059.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c52f5f3cadb4400af8557d9/5dd26f3dfdc2160328be923f
http://rg.ru/2020/01/05/put-k-rozhdestvu-chto-nuzhno-znat-tem-kto-reshil-ispovedovatsia.html