Поминальная молитва с леоновым смотреть

Поминальная молитва

О проекте Поминальная молитва

Спектакль театра “Ленком”. Запись 1993 года.
Постановка: Марк Захаров
Режиссер: Юрий Махаев
Сценография: Олег Шейнцис
Музыка: Михаил Глуз
Хореография: Светлана Воскресенская
Художник по свету: Михаил Бабенко
Костюмы: Валентина Комолова, Елена Пиотровская

Телевизионный режиссер: Виктор Безега
Технический директор: Александр Иванов
Операторы-постановщики: Михаил Игнатов, Михаил Котовский, Евгений Виноградов, Герман Переведенцев
Монтаж: Владимир Зенин
Редактор: Татьяна Паухова
Ассистент режиссера: Лев Шелогуров
Администратор: Валерий Школьников
Директор: Александр Кормилицын

В ролях:
ТевьеЕвгений Леонов,
Голда – Любовь Матюшина,
Цейтл – Елена Шанина,
Хава – Александра Захарова,
Бейке – Анастасия Семашко,
Шпринце – Влада Мурашова,
Менахем – Мендл – Александр Абдулов,
Берта – Елена Фадеева,
Лейзер – Волф – Всеволод Ларионов.
Степан – Борис Чунаев,
Мотл – Александр Сирин,
Перчик – Иван Агапов,
Федя – Андрей Леонов,
Ребе – Владимир Корецкий,
Священник – Юрий Колычев.
Урядник – Сергей Степанченко,
Войцек – Борис Беккер,
Трактирщица – Александра Дорохина,
Нахум – Сергей Чонишвили,
Барышня из города – Татьяна Захава,
Музыкант – Сергей Рудницкий,
Мальчик-скрипач – Леня Горелик,
Девочка – Оля Рябинкина.

Женский вокализ: Ирина Мусаэлян,
Танец с платками: Леонид Громов.

По пьесе Григория Горина (по мотивам произведений Шолом-Алейхема).

В незамысловатом сюжете кроется глубинный и трагический смысл – рассказ о судьбе евреев в царской России, по жизни которых кровавым колесом прокатились погромы 1905 года. В то же время в спектакле затрагиваются темы, близкие людям всех национальностей: счастье, любовь, поиск Бога и своего места в этом мире.

В этой роли Евгений Леонов сыграл свой последний спектакль.

Передачи

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Культура

Умер перед спектаклем: как жил и работал Евгений Леонов

Поминальная молитва: как Евгений Леонов работал после клинической смерти

Народный артист СССР Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в небогатой семье и до всесоюзной славы жил в маленькой коммуналке. «Газета.Ru» рассказывает о непростой судьбе актера, который был настолько предан своей профессии, что вернулся к работе через четыре месяца после клинической смерти и скончался, собираясь на спектакль.

Детство актера Евгения Леонова прошло в небольшой московской коммуналке, которую он делил с папой-инженером, мамой-домохозяйкой и старшим братом. Окончив школу, он был вынужден устроиться на завод учеником токаря, чтобы помогать семье в покупке самого необходимого.

Актерский талант Леонова раскрылся только в 1943 году после поступления в авиационный техникум. Там юноша активно занимался творческой самодеятельностью, а на третьем курсе принял решение бросить учебу и всерьез заняться актерской деятельностью.

Специфическая внешность, неординарная дикция и природная стеснительность помогли Леонову поступить в Московскую экспериментальную театральную студию — приемная комиссия хохотала в голос, когда он читал стихи. Окончив обучение в 1947 году, начинающий актер сразу попал в труппу учреждения Дзержинского района, но испытывал проблемы с построением карьеры — новичкам приходилось участвовать только в массовках. В 1948-м он перешел в Московский драматический театр имени Станиславского, где сыграл Лариосика в «Днях Турбиных» Михаила Булгакова, Робинзона в «Бесприданнице» Александра Островского, Креона в «Антигоне» Жана Ануя и Винченцо в «Де Преторе Винченцо» Эдуардо де Филиппо.

Читать еще:  Молитва по усопшему отцу в годину

Испытывая серьезную материальную нужду, Леонов задался целью пробиться на широкий экран, но на протяжении нескольких лет ему приходилось играть только эпизодические роли.

Тем не менее, актер продолжал двигаться в заданном направлении, и в 1954 году в его жизни наступила белая полоса. Режиссер Михаил Яншин высоко оценил актерскую игру Леонова и назначил его на роль Лариосика в фильме «Дни Турбиных».

Звездой комедий актер стал в 1961 году после выхода картины «Полосатый рейс» Владимира Фетина. В этом фильме проявились те качества, за которые зрители любят и помнят Леонова до сих пор: милая неуклюжесть, мягкие интонации и общий образ обаятельного недотепы.

Одной из самых неожиданных работ актера была роль казака Якова Шибалка в экранизации рассказа Михаила Шолохова «Шибалково семя» — картине Фетина «Донская повесть». Благодаря этому фильму, в котором Леонов блистательно сыграл дуэтом с Людмилой Чурсиной, зрители и кинематографисты увидели, что актер способен и на острохарактерные драматические роли.

В 1968 году актер перешел в Театр имени Маяковского, где играл Ванюшина в спектакле «Дети Ванюшина» Сергея Найденова, Нарокова в «Талантах и поклонниках» Александра Островского и другие роли. После участия Леонова в телевизионной рекламе рыбы нототении режиссер Андрей Гончаров оскорбил его своим язвительным комментарием.

«Товарищи! Костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича. Скинемся, что ли, пустим шапку по кругу, чтобы артист не пробавлялся нототенией», — публично заявил Гончаров.

После этих слов актер уволился из театра имени Маяковского и перешел в театр имени Ленинского комсомола, где начал работать с Марком Захаровым и Георгием Данелией. Его наиболее известными ролями в нынешнем Ленкоме стали Ламме Гудзак в «Тиле» Григория Горина, Иванов в одноименной пьесе Антона Чехова, подсудимый в «Диктатуре совести» Михаила Шатрова и вожак в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского.

В 1970 году в карьере Леонова появился один из ключевых драматических персонажей — бывший разведчик, а ныне слесарь, встречающийся с фронтовыми товарищами на поминках по умершему однополчанину. Благодаря картине Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» многие зрители открыли в актере невероятную трагическую глубину.

Нельзя не упомянуть главную работу Леонова в озвучивании мультфильмов, которой является советский «Винни-Пух». Наряду с Анатолием Папановым и Василием Ливановым артист стал одним из главных мультипликационных «голосов» для множества поколений советских и российских детей.

В 1988 году с Леоновым случилось несчастье: находясь на гастролях в Германии, после обширного инфаркта он пережил клиническую смерть и экстренную операцию коронарного шунтирования. Позднее его жена Ванда Леонова рассказывала об этом в одном из интервью.

Читать еще:  Молитва о семейном благополучии мощная читать

«Решили показать его врачу, а по дороге в больницу Женя… скончался. Немцы сразу же подключили его к аппарату искусственного дыхания.

Андрюша тоже был занят в этом спектакле, поэтому все время был с отцом. Врачи сказали, чтобы Андрюша разговаривал с ним, пел, читал ему стихи, потому что хотя Женя был без сознания, он все-таки мог что-то слышать. А вскоре и я прилетела туда. Врач сказал, что положение очень тяжелое, у Жени обширнейший инфаркт. Нужно было срочно делать операцию», — рассказывала Леонова.

Актер пролежал в коме 28 дней и спустя всего четыре месяца вернулся к работе. Не жалея себя, он участвовал в репетиции главной роли Тевье-молочника в спектакле Марка Захарова «Поминальная молитва» по Шолому-Алейхему. Эта постановка стала последней в карьере актера, который после болезни получал очень мало предложений.

«В начале 90-х мало снимали кино. Он себя чувствовал невостребованным. Папа сильно похудел, у него изменился цвет лица», — говорил сын актера Андрей Леонов на передаче «Судьба человека».

Собираясь на вечерний спектакль «Поминальная молитва» 29 января 1994 года, Леонов скончался из-за отрыва тромба в сердце. В этот день сотрудник театра вышел на сцену и сообщил зрителям о трагедии.

Поминальная молитва (спектакль)

«Поминальная молитва» — спектакль театра «Ленком» по одноимённой пьесе Григория Горина (написанной по мотивам произведений Шолом-Алейхема). Спектакль поставлен Марком Захаровым в 1989 году; в 1993 году была создана телевизионная версия спектакля.

Содержание

Краткое содержание

Действие происходит в бедной украинской деревне Анатовке начала XX века, в период усилившихся антисемитских настроений и массовых еврейских погромов.

Бедный молочник Тевье цитирует Священное Писание и пытается устроить судьбу своих пяти дочерей с помощью удачного замужества. Услуги традиционной свахи не срабатывают — дочери самостоятельно принимают решение относительно своего будущего — старшая, отказавшись от «выгодной» партии с богатым мясником, выходит за бедного портного по имени Мотл; средняя — за киевского студента-революционера Перчика; а младшая, следуя за любовью к русскому писарю Фёдору, предав веру своего отца, — за православного.

Кульминация спектакля — царский указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Семья Тевье вместе с другими анатовскими евреями собирают свои пожитки, чтобы начинать свою жизнь заново на новом месте.

Действующие лица и исполнители

  • Тевье, молочник — Евгений Леонов / Владимир Стеклов
  • Голда, его жена — Любовь Матюшина
  • Их дочери:
    • Цейтл — Елена Шанина
    • Годл — Людмила Артемьева
    • Хава — Александра Захарова / Елена Степанова
    • Бейлке — Анастасия Семашко / Вера Квливидзе
    • Шпринце — Влада Мурашова
  • Менахем-Мендл, родственник Тевье — Александр Абдулов / Виктор Раков
  • Берта, его мать — Татьяна Пельтцер / Маргарита Лифанова / Елена Фадеева / Вера Орлова
  • Лейзер-Волф, мясник — Всеволод Ларионов
  • Степан, плотник — Борис Чунаев
  • Мотл, портной — Александр Сирин
  • Перчик, студент — Иван Агапов
  • Федя, писарь — Андрей Леонов
  • Ребе, раввин — Владимир Корецкий
  • Священник — Юрий Колычев / Борис Никифоров
  • Урядник — Сергей Степанченко
  • Войцех, трактирщик — Борис Беккер / Александр Карнаушкин
  • Трактирщица — Александра Дорохина
  • Нохум — Леонид Громов / Сергей Чонишвили
  • Барышня из города — Татьяна Захава
  • Музыкант — Сергей Рудницкий
  • Мальчик-скрипач — Лёня Горелик
  • Девочка — Оля Рябинкина
  • Женский вокализ — Ирина Мусаэлян
  • Танец с платками — Леонид Громов
Читать еще:  Молитва на очищение от зла

Создатели спектакля

  • Постановка Марка Захарова
  • Сценография Олега Шейнциса
  • Режиссёр Юрий Махаев
  • Костюмы Валентины Комоловой, Елены Пиотровской
  • Музыка Михаила Глуза
  • Хореография Светланы Воскресенской
  • Художник по свету Михаил Бабенко
  • Технический директор Александр Иванов

Создатели телеверсии

  • Режиссёр: Виктор Безега
  • Операторы-постановщики: Михаил Игнатов, Эдуард Котовский
  • Операторы: Алексей Смирнов, Александр Исаченков, Евгений Виноградов, Герман Переведенцев

История спектакля

«Поминальная молитва» — четвёртая из шести пьес, созданных Григорием Гориным на основе классической прозы. Создавалась специально для постановки в московском театре им. Ленинского комсомола и была завершена в 1989 году.

Евгений Леонов приступил к репетиции спектакля, ставшего для него последним, спустя четыре месяца после того, как в июле 1988 года, находясь на гастролях в Гамбурге (Германия), перенес тяжёлый инфаркт и последовавшую за ним операцию на сердце. [1] Работая над ролью, Евгений Павлович умышленно отошёл от «еврейских шаблонов», интонаций, предлагая на суд зрителя «человека, которого раздолбала жизнь, распяла, уничтожила». [2]

На ряд ролей были утверждены по несколько актёров. Так, роль молочника Тевье кроме Евгения Леонова играл Владимир Стеклов, пришедший в театр в 1989 году. [3] Попеременно с Александром Абдуловым роль Менахема-Мендла играл Виктор Раков. Небольшую роль Берты, старушки-матери Менахема, специально практически бессловесно написанную для 85-летней Татьяны Пельтцер, играли и другие легенды театра — Вера Орлова, Елена Фадеева (в телеверсии). Однако появление правки в горинском тексте связано именно с Татьяной Ивановной, которая вместо реплики «Редкое имя» произнесла «Редкая фамилия!». Эффект от замены был настолько силён, что фраза прочно вошла в спектакль. [4]

Спектакль очень хорошо был встречен и зрителями, и критикой. Роль Тевье-молочника называли одной из лучших театральных ролей Евгения Леонова. Критика отмечала также Александра Абдулова (Менахем-Мендл) — выразительный и образный персонаж. Среди других участников спектакля зрители и критика отмечали: Елену Шанину (Цейтл); Александру Захарову (Хава); Александра Сирина (Мотл) и Татьяну Пельтцер (Берта).

Ошеломительный успех спектакля привлекал к нему внимание далеко за пределами Москвы. Возможность прикоснуться к постановке получили телезрители благодаря снятой телеверсии 1993 года (творческое объединение «Артель» по заказу телеканала «РТР», режиссёр телеверсии — Виктор Безега). [5]

«Поминальная молитва», запланированная к показу 29 января 1994 года не состоялась — ушёл из жизни Евгений Леонов. Возвратов по билетам не было — зрители молча стояли со свечами перед дверями театра. Спектакль сняли с репертуара. [6]

Источники:

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/31667
http://www.gazeta.ru/culture/2019/09/02/a_12619837.shtml
http://wikipedia.green/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_(%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8C)

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: