Молитва святому афанасию александрийскому

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Афанасий Великий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На иконе Афанасий Великий изображен в образе благообразного старца в одеянии архиепископа. На духовное воспитание будущего Александрийского архиепископа оказали влияние два человека. Это Патриарх Александр и Антоний Великий. Дни почитания 31 января и 15 мая.

Житие святого Афанасия Великого

Афанасий жил в Египте город Александрия в христианской богатой семье. Он был высокообразованной личностью и глубоко изучил Святое Писание. С детских лет познакомился с патриархом Александром.

Дети как-то играли у моря, среди них был Афанасий, который взял на себя роль епископа и окрестил детей идолопоклонников. Это видел Патриарх, который попросил привести детей. Он долго разговаривал с ними и убедился, что крещение было проведено правильно, завершил миропомазанием. С тех пор Александр следил за духовным развитием Афанасия и сделал его чтецом, а затем посвятил в чин диакона. На Вселенском соборе, где он сопровождал Александра, выступил с осуждением арианской ереси.

Противники православной веры ненавидели Афанасия и преследовали его всю жизнь.

После кончины Патриарха Афанасий в возрасте двадцать восемь лет был посвящен в чин епископа и возглавил церковь Александрии. Больше сорока лет подвергался гонениям, испытал много клеветы, скрывался в пустыне. На лжесоборе его лишили сана архиепископа, но он продолжал борьбу с еретиками.

Константин Великий был покровителем православной веры, но колебался между арианами и христианами. Этим пользовались еретики. Они нашептали императору:

  • что Афанасий берет налоги, минуя царскую казну;
  • что он колдун;
  • преступник и распутник.

Константин видел вражду и предложил архиепископу временно скрыться. Большую часть жизни святитель провел в ссылках и изгнании.

Ненависть ариан против Афанасия не знала предела. Они подкупили женщину, чтобы она оклеветала архиепископа. Когда состоялся суд, женщина утверждала, что Афанасий поступил с ней беззаконно. Пресвитер Тимофей, неожиданно вошел и спросил, он ли виновник акта насилия. На что женщина ответила утвердительно. Она даже в глаза не видела святого Афанасия. Судьи в ответ только рассмеялись.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Враги не унимались и обвинили его в убийстве Арсения. Как доказательство принесли в суд руку мертвого человека. Многие судьи подтвердили, что это рука Арсения. Тогда Афанасий попросил войти невредимого Арсения.

Когда скончался Константин, на трон взошел его сын Констанций, приверженец ариан. Архиепископ Александрийский скрылся в Риме, где жил три года. Император погиб, но новый повелитель Юлиан продолжил угнетать православных, злость обрушил на Афанасия. Юлиан хотел убить его, но погиб от стрелы в бою. Его последователь Валент много зла содеял православным, но боялся мятежа местных жителей Александрии и разрешил архиепископу вернуться.

Творения святого

Афанасий скончался в возрасте 76 лет. И до наших дней дошли многие его творения:

  • четыре «Слова»;
  • письменное обращение к Епиктету, епископу Тмуитском и императору Констанцию.

Известны толкования на псалмы святителя Афанасия Великого Александрийского архиепископа к Святому Писанию. Молитвы у иконы святому смягчают сердце, наполняют верой, учат смирению и терпении.

Молитва Афанасию Великому:

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков — ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно еще посмотреть и видео рассказ о святом Афанасие:

Молитва святому афанасию александрийскому

31 января (18 января по старому стилю) Православная Церковь совершает празднование памяти святителей Афанасия (ок. 295-373 гг.) и Кирилла (между 370-380 гг.-444 г.) Александрийских. Это празднование было установлено в Константинополе.

Читать еще:  Молитва амвросия медиоланского для иерея готовящегося литургисать

Святители Афанасий и Кирилл известны прежде всего борьбой против искажений православного вероучения. В песнопениях, посвященных святителям, мы можем слышать такие слова: «Гонения претерпел еси и беды подъял еси, Богоглаголиве преподобне Афанасие, дондеже лесть прогнал еси Ариеву безбожную и стадо твое от нечестия спасл еси, Единосущнаго Отцу догматствуя Сына же и Духа православно, священнодейственне всеблаженне» и «От Христовы Церкве мысленныя волки, Кирилле, отгнал еси жезлом учений твоих, и сию окрест оградил еси словес утверждении и представил еси Христу, недвижиму и непоколебиму. Егоже моли от тли и бед избавити верою совершающия всечестную память твою».

Главной ересью (ересь — ошибочное учение, искажающее основы православной веры) IV века было арианство. Александрийский пресвитер Арий, имевший большой авторитет среди христианского населения города, благодаря аскетическому образу жизни и проповедническому таланту, высказал мнение, Сын Божий — является творением Отца. Арий утверждал, что «было время, когда Сына не было». С одной стороны, Арий говорит о том, что Сын был рожден «прежде времени», но с другой — Сына не было до Его рождения. Эта мысль становится вполне понятной в контексте понимания Арием учения о творении Богом мира. С точки зрения александрийского пресвитера Бог вначале рождает Сына, «именует Его Словом», и уже затем, при посредстве Сына-Логоса (или через Него) творит мир. Сын Божий выступает посредником при творении мира Богом. Арий объясняет это тем, что мир не смог бы «принять на себя ничем не умерямой Отчей руки и Отчей зиждительной силы». Так между вечным и единым нетварным и нерожденным Богом Отцом и сотворенным миром становится сотворенный Богом прежде мира Сын.

Также Арий отождествлял понятия «рождение» и «творение». Даже когда речь шла о рождении Сына Отцом, Арий и его сторонники понимали это как указание на творение Сына. Ариане считали, что если бы Бог действительно родил Сына, то значит произошло бы разделение в Боге, ведь Бог должен в таком случае отдать часть Своей сущности Сыну. В таком случае необходимо было признать или возможность разделения в Боге (а значит изменения сущности Бога) или признать наличие двух равных Богов — Отца и Сына (что было с точки зрения ариан явным многобожием недопустимым в христианстве).

Идеи Ария произвели столь большой резонанс в Церкви, что для их рассмотрения император Константин I Великий в 325 г. созвал собрание епископов всей Церкви, впоследствии известном как I Вселенский собор в Никее (Никея — город, где проходили заседания собора). На этом соборе присутствовал и святой Афанасий, тогда еще диакон и помощник святителя Александра Александрийского, приемником которого на епископской кафедре он стал впоследствии. С тех пор святой Афанасий стал самым ярким и непримиримым борцом с арианством. Чтобы заставить святителя замолчать его противники использовали даже самые нечестные способы и обвинения. Но именно вера Афанасия стала верой всей Церкви.

В чем состояла опасность арианства и почему святитель Афанасий и многие другие отцы Церкви выступили с осуждением этой ереси? Во-первых, ариане отвергали веру в единство Святой Троицы. Богом в собственном смысле являлся только Бог-Отец, Сыну и Духу отводилось место, хотя и высших, но все же творений. Во-вторых, учение о Сыне Божием, как о тварном существе, влекло идею о Его изменяемости (неизменяем только вечный Бог) и возможности выбора зла (если Сын — одно из творений, значит Он также может быть повержен злу, как и все творение). Но Бог по предведению узнал, что Сын сохранит Свою волю благой и безгрешной, поэтому через Сына и был сотворен мир и совершено спасение.

Все это было серьезнейшим искажением христианской веры. С другой стороны заблуждения Ария стали причиной выработки более точной богословской терминологии и подробного объяснения важнейших аспектов вероучения.

Святитель Афанасий, как уже было сказано, стал во главе противников арианства и защитников православной веры. Всю свою жизнь он посвятил утверждению и объяснению принятого на I Вселенском соборе изложения веры, направленного против арианского лжеучения. Символ веры I Вселенского собора гласил: «Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу И в Святого Духа ». Выделенные в тесте Символа веры слова являлись главными противоаринскими уточнениями. Сын Божий рожден из сущности Отца, то есть, не сотворен из ничего, как весь остальной мира, а именно рожден. Важно помнить, что термин «рождение» является указанием на отношения между Отцом и Сыном (от нас остается сокрытым как именно происходит рождение из сущности; мы знаем как человек рождает человека, но мы не может познать и постигнуть, как вечный Бог рождает вечного Сына). Бог творит мир из ничего, поэтому мир получает начало во времени (мир не вечен, а сущность мира отлична от Божественной сущности). Сына же Бог рождает в вечности из собственной сущности. Поэтому Сын также вечен, как и Отец и обладает той же сущностью, что и Отец, то есть является единосущным Отцу. Рождение Отцом Сына из сущности не влечет разделения в Боге или умаления божественности Отца. В этом является тайна Божественного бытия: Бог — един в трех лицах — Отец, Сын и Дух Святой. Термин «единосущный» является указанием на равенство Отца и Сына, на равную божественность и славу. Для ариан данные термины были неприемлемы, потому что указание на «рождение Сына из сущности Отца» перечеркивало арианское отождествление понятий творение и рождение. А термин «единосущный» логически требовал признания равенства Отца и Сына, что выбивало основу из под главной арианской идеи.

Читать еще:  Псалом 90 живый помощи молитва

Защищая учение о единосущии Отца и Сына святитель Афанасий приводит и другой аргумент, который без сомнения можно назвать самым важным. Интересно то, что еще до начала арианских споров, будущий святитель написал трактат, в котором содержались идеи, очень точно выражавшие христианскую веру в Сына Божия, как истинного Бога и Спасителя и неприемлемые для ариан. Это произведение носит название «Слово о воплощении Бога-Слова». В нем дается ответ на вопрос «зачем Бог стал человеком?». Святитель Афанасий пишет: «Оно (Слово) вочеловечилось, чтобы мы обожились». Это выражение известно и в немного другой форме: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». То есть, чтобы спасти человека Бог Сам становится человеком. Поэтому, если бы Сын Божий не был истинным Богом (а был бы лишь высшим творением), то воплощением (принятие Богом человеческого естества) теряло бы всякий смысл. Спасение и обожение (становление Богом) тварного мира не может быть осуществлено через тварное же существо. Как раз с точки зрения ариан следовало бы признать обратное: Бог спасает тварный мир с помощью тварного посредника. Но святитель Афанасий, а с ним и вся Церковь, изначально веровали в спасение мира Самим Богом. Сын Божий, будучи Богом, становится одним из нас, чтобы все мы могли сделаться такими как Бог. Конечно, тварный мир не может перейти в нетварное состояние, а человека не может измениться и стать сущностью Бога. Но по мысли святителя Афанасия и других отцов Церкви человек может стать богом «по благодати»: преодолеть грех и смерть, обрести бессмертие и вечную жизнь. Человек не смог бы осуществить этого сам, но указанная цель стала осуществимой благодаря воплощению, смерти и воскресению истинного Бога – Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Сын Божий сходит к нам, как человек, чтобы обновить нас и возвести к Отцу. Так через веру в Сына Божия и Спасителя каждый человек получает возможность спасения и обновления или, как пишет святитель Афанасий, обожения.

Святитель Кирилл Александрийский жил позже святителя Афанасия, но занимал туже самую епископскую кафедру. В то время в Церкви возникла новая ересь, названная впоследствии несторианством (по имени ее главного выразителя – Нестория, архиепископа Константинопольского). Столичный архиепископ Несторий высказал мнение, что нельзя именовать Деву Марию Богородицей, потому что она родила не Бога, а простого человека. То есть, от Девы родился простой человек Иисус, в котором пребывал Сын Божий и именно поэтому Иисус сохранил полное послушание Отцу. Для Нестория и неприемлемы такие выражения как: Бог родился от Девы, Бог страдал на кресте и умер… Если Бог рождается, страдает и умирает – значит Бог подвержен изменениям, что противоречит вере в вечного и неизменного Бога. Поэтому единство Христа было лишь видимым. Произнося слово «Христос» следует подразумевать отдельно Бога-Слово и отдельно человека Иисуса.

Оппоненты Нестория и прежде всего святитель Кирилл Александрийский увидели в этом учении искажение веры в Воплощение Сына Божия. Если говорить совсем просто, то Бог-Слово соединился с человеком в духовном смысле, по благодати, также как Бог соединяется и пребывает в святых. Противники несторианства указывали, что новое учение ставит под удар веру Церкви в истинное Боговоплощение: как Бог мог спасти человека, если Сам не стал истинным человеком?

В полемике с несторианством святитель Кирилл Александрийский особенно подчеркивал, что Бог-Слово не «вселился» в человека, а «стал» человеком. То есть рожденный от Девы Иисус Христос – это Сам предвечно рожденный Богом-Отцом Сын Божий, а именно поэтому мы можем говорить, что Дева родила Бога (и называть Деву – Богородицей). Если Несторий проводил четкое различие между «храмом» – рожденным Девой Иисусом, и «обитавшем в нем» – Сыном Божиим, то святитель Кирилл говорит о истинном единстве Бога и человека во Христа: «Один и тот же Бог-Слово есть Бог и человек», «Кто не исповедует Слово Божие пострадавшим плотию, и распятым плотию, и смерть вкусившим плотию, ставшим перворожденным из мертвых (Кол. 1, 18), так как Он есть жизнь и животворящий, как Бог: да будет анафема». Высказывая свою точку зрения, святитель Кирилл использовал богословскую формулировку, принадлежавшую еретику Аполлинарию, епископу Лаодикийскому. Аполлинарий был современником и другом святителя Афанасия Александрийского, являясь также его сподвижником в борьбе с арианством. Полемизируя с арианами, Аполлинарий писал об «одной воплощенной природе Бога-Слова» (ариане отрицали возможность соединения нетварного Бога с тварным человеком, поэтому идея Боговоплощения также была для них неприемлема), желая объяснить, как именно Сын Божий воплощается для спасения мира. Аполлинарий стремился обосновать против арианских идей единство Бога и человека во Христе, необходимое для спасения. Но борясь против ереси, Аполлинарий сам впал в заблуждение: он считал, что Бог-Слово в воплощении принимает только плоть, место же души занимает Бог-Слово. Получалось, что Сын Божий соединился только с частью человеческого естества, стал человеком не в истинном смысле.

Читать еще:  Иоанн сочавский молитва с ударениями

Святитель Кирилл использовал формулировку Аполлинария, но вкладывал в нее другой смысл. Полемизируя с Несторием, святитель Кирилл предпочитает говорить об «одной (единой) природе Христа». Но объясняя данный термин, святитель пишет, что человечество Христа, составляющее вместе с божеством эту «единую природу», включает в себя не только плоть, но и душу: «Тело, соединившееся со Словом, было одушевлено умной душой». В другом месте святитель пишет: «Когда же боговдохновенное Писание говорит, что Он (Сын Божий) пострадал плотью, то и мы должны говорить точно так же, то есть – человеческой природой». Таким образом, святитель Кирилл говоря об «одной природе» Христа, подразумевает единство Бога и человека во Христе, при чем Бог-Слово становится человеком не только принимая человеческую плоть, но и разум, и душу. И именно через это теснейшее единство совершается спасения. Поэтому мы можем говорить, что Бог родился как человек и принял смерть на кресте. Бог остается неизменным, но человеческое естество становится естеством Бога-Слова, потому все, что совершает Христос, как человек, Он совершает и как Бог.

Можно вспомнить ответ апостола Петра на вопрос Христа ученикам: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 15-16). К кому обращается апостол Петр – к человеку Иисусу, в котором пребывает Бог или к единому воплощенному Сыну Божию Господу Иисусу? Святитель Кирилл преследовал туже цель, что и святитель Афанасий Александрийский в полемике с арианами: показать, что спасение человека осуществляется Сыном Божиим, который есть истинный Бог, единосущный Отцу, в воплощении ставший истинным человеком.

Совершая празднование памяти святителей Афанасия и Кирилла Церковь призывает каждого верующего хранить православную веру, очищенную от заблуждений и ересей. Ведь именно защитой подлинного православного вероучения и занимались два великих Александрийских святителя. Это еще одно напоминанием всем о необходимости чтения святоотеческих творений, которые помогут нам отделять истину от заблуждения. Ведь наша вера, должна быть верой отцов Церкви.

Молитвы святым

Память: 18 / 31 января, 2 / 15 мая, 9 / 22 июня

Святитель Афанасий Великий, епископ Александрийский – богослов, апологет, толкователь, один из великих отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным христианским епископом неарианского толка в восточной половине Римской империи. Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как “Athanasius contra mundum” (Афанасий против всего мира).

Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век

Тропарь святителю Афанасию Великому Александрийскому, глас 3

Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак святителю Афанасию Великому Александрийскому, глас 2

Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителям Афанасию Великому и Кириллу Александрийским, глас 3

Делы возсияше православия, все погасивше злословие, победителие, победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующаго нам велию милость.

Кондак святителям Афанасию Великому и Кириллу Александрийским, глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия и доблии поборницы Церкве Христовы, вся соблюдите, поющия: спаси, Щедре, верою чтущия Тя.

Молитва святителю Афанасию Александрийскому

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнанних и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно, сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков-ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовы. Воистину ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкве Христовой. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, идеже ты со всеми святыми пребываеши. Аминь.

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем вас, святителие велиции Афанасие и Кирилле, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Источники:

http://ikona-i-molitva.info/svyatitel-afanasij-velikij/
http://eparhia-saratov.ru/Articles/svyatiteli-afanasijj-i-kirill-aleksandrijjskie-kak-my-dolzhny-verit
http://www.k-istine.ru/orationem/orationem-350.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: