Молитва матери стих анализ
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Молитва”
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1841) «МОЛИТВА (Я, МАТЕРЬ БОЖИЯ, НЫНЕ С МОЛИТВОЮ…)»
Михаил Юрьевич Лермонтов – человек сложной судьбы, удивительно одаренный и наделенный многими талантами. Он вошел в историю русской и мировой культуры как поэт, прозаик, драматург, художник. По воспоминаниям современников, характер великого поэта был довольно сложен и непрост, отношения с окружающими натянутые. Поэтому одним из основными мотивами его творчества становится мотив одиночества, разочарования в жизни, поиски гармонии и счастья.
История создания стихотворения Как-то Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне Щербатовой, что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь? Поэт сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, – воскликнула княгиня Щербатова, – не может быть!» И тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» и преподнес ей в знак благодарности.
История создания стихотворения В 1838 году поэт посылает это стихотворение ( с названием «Молитва странника») женщине, которую очень любил, Варваре Александровне Лопухиной. Посылая письмо из Петербурга в Москву, уже после возвращения из ссылки, Лермонтов пишет о том, что случайно нашел стихотворение это в дорожных бумагах и что оно ему «довольно-таки нравится».
Мотив стихотворения Стихотворение представляет собой монолог – обращение к пресвятой Богородице, просьбу лирического героя о счастье дорогой ему женщины. В стихотворении звучит мотив смирения перед высшими силами и надежды на то, что просьба будет услышана. Все стихотворение проникнуто чувством легкой грусти.
Композиционное строение Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Читая стихотворение, можем наблюдать движение души героя. В первой строфе еще чувствуется сомнение («не с благодарностью иль покаянием»), оно постепенно сменяется смирением и умиротворением («ты восприять пошли к ложу печальному») Основной конфликт чувствуется в душе лирического героя, который под сильным влиянием желания счастья дорогому человеку, приходит к Вере, к Богу. Высшим проявлением человечности становится то, что герой просит не за себя, он, скорее всего, понимает: в его жизни покоя не будет. Он просит за ту, которая ему дорога: «Окружи счастием душу достойную».
Композиционное строение В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «Срок ли приблизится …» Имеется в виду, конечно же, смерть. Но лирический герой не может выговорить это слово и всерьез поверить, что прекрасная душа может умереть. По эмоциональности это четверостишие является кульминацией. Своеобразным заключением можно назвать последний эпитет стихотворения: «Душу прекрасную». Этим еще раз подчеркивается, что просит герой за душу достойную счастья и покоя.
Ритмическая организация стихотворения Лермонтовым выбран трехсложный размер с ударением на первом слоге, предполагающий протяженность звучания – дактиль. Перекрестная точная богатая рифма (в состав рифмы входит много звуков) обеспечивает более глубокое восприятие. Большую роль в создании замедленной, напевной интонации стихотворения играет ассонанс: дУшу, пУстынную, дУшу, врУчить, застУпнице.
Интонационно – синтаксические средства художественной выразительности Первые два четверостишья представляют одно предложение. Все стихотворение – это 3 предложения. В начале стихотворения автор использует обращение – матерь божия, оно олицетворяет материнское начало. Лирический герой обращается к ней, как к теплой заступнице в холодном безродном мире. Из синтаксических средств выразительности автор на протяжение всего текста использует инверсию: душу пустынную, деву невинную, мира холодного. Логическое ударение падает на прилагательные, характеризующие душевное состояние героя, и помогающие создать образы дорогой женщины .
Интонационно – синтаксические средства художественной выразительности В стихотворении используется лексический повтор, четыре раза употреблено слово «душа»: душу пустынную, душу странника – это поэт о своей душе, которую спасать поздно; душе достойной должна помочь прекрасная душа ангела. Два раза повторяется слово «мир»: миру холодному, в котором жил лирический герой, противопоставляется мир, которого достойна героиня – мир упования. Эти повторы говорят о том, что в душе лирического героя грусть, разочарования сменяются надеждами на тихую, счастливую жизнь достойной обладательницы прекрасной души.
Лексико – морфологическая выразительность слов Все художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека. Стихотворение начинается с личного местоимения «я», то есть важен образ лирического героя. Его самохарактеристика (безродность, пустынность, странничество) соответствует тому, как он определяет мир: холодный. Он чувствует, что и в нем есть этот холод, что мир заразил и его, – и всеми силами души хочет уберечь от этого холода теплую, нежную душу любимой.
Лексико – морфологическая выразительность слов Поэт мало использует эпитеты: «душу пустынную», «странника… безродного», «деву невинную»; перифразы: «теплой заступнице мира холодного», «часу прощальному». Автор делает это умышленно, так как пытается передать не только чувства лирического героя, но и живую разговорную речь, которая отвергает высокопарные слова и выражения. А чтобы усилить эффект разговорности, поэт использует устаревшие слова или их формы («покаяние», «в свете»). Благодаря этому стихотворение очень эмоционально.
Художественное пространство Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от реальности, которая окружает лирического героя (холодный пустынный мир, в котором нет приюта лирическому герою, нет тепла), и мир божественный, мир прекрасных ангелов, к которому обращается герой, от которого ждет помощи. Этот мир теплый, понимающий. Он дарит покой и надежду.
Литература 1. Безносов Э.Л., Чертов В.Ф. Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. 2. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов – Поэт сверхчеловечества.
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Как-то Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне Щербатовой, что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь? Поэт сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, – воскликнула княгиня Щербатова, – не может быть!» И тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» и преподнес ей в знак благодарности.
- Пушкарева Елена Юрьевна
- Написать
- 2389
- 11.04.2018
Номер материала: ДБ-1432395
- 11.04.2018
- 835
- 11.04.2018
- 126
- 11.04.2018
- 153
- 11.04.2018
- 103
- 10.04.2018
- 946
- 10.04.2018
- 104
- 09.04.2018
- 91
- 09.04.2018
- 135
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
«Молитва(Я, матерь божия, ныне с молитвою)», анализ стихотворения Лермонтова
Молитва для верующего человека – возможность обратиться к Господу или святому. Канонические тексты молитв создавали служители церкви, подвижники христианства. Однако молитва может быть просьбой обычного человека. Желание обрести защиту и помощь у высших сил заставляет порой даже неверующих произносить слова «Отче наш» – самой известной молитвы.
Нередко молитва становится произведением искусства – стихотворением или музыкальной пьесой. Именно поэтому в литературе появился жанр молитвы, и многие поэты XIX и ХХ веков использовали его в своем творчестве. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший не одну молитву. Данный анализ будет посвящен «Молитве» 1837 года, но известны также еще две «Молитвы» – 1829 и 1839 годов. Стихотворение 1837 года отличается не только годом создания – оно отличается адресатом.
Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится «не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.
Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной», герой просит за «деву невинную». Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили молодых людей.
По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе. Это стихотворение поэт ввел в письмо от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника», объясняя, что оно якобы затерялось в ворохе путевых бумаг, и поэт о нем забыл.
Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного», а за «деву невинную», которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного». Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.
Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная», ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.
В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке, к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную».
Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами. Еще больше ее здоровье было подорвано известием о гибели Лермонтова. В последние годы она отказывалась даже ездить лечиться «на воды», оставаясь, по воспоминаниям сестры Марии, больной, слабой, что явно было вызвано «смертью Мишеля».
Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.
Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные». Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице», звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.
Источники:
http://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-myu-lermontova-molitva-2853196.html
http://goldlit.ru/lermontov/959-molitva-analiz