Крещение руси. Где крестили русь
День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества
28 июля Россия отмечает праздник — День крещения Руси. В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015). 1 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон “О внесении изменения в статью 11 Федерального закона “О днях воинской славы и памятных датах России”.
С предложением придать государственный статус Дню крещения Руси выступала Русская православная церковь.
В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат.
На Украине аналогичная дата является государственным праздником, именуемым Днем крещения Киевской Руси — Украины, который отмечается ежегодно 28 июля — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был учрежден в июле 2008 года указом президента Украины.
Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор; был открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения.
Празднование 1000-летия крещения Руси в СССР носило внутрицерковный характер; основные общецерковные торжества проходили 12 июня 1988 года в воссозданном специально к юбилею московском Даниловом монастыре.
Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.
Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и “вещей девы” Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.
Сильная в военном отношении Русь оказалась окруженной менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще на Руси было слышно слово проповеди истинной веры, появились и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам.
Предание гласит, что в 983 году, после удачного военного похода, Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Было решено выбрать ее при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, будучи христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Тогда обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые христианские мученики на Руси, память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (12 по старому стилю) июля.
Как повествуют летописи о “выборе вер” (“испытании вер”), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.
В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя на Украине) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Как крестили Киевскую Русь
Язычество
Перед принятием Христианства славяне были язычниками, каждое племя поклонялось своему богу, который был их покровителем. Множество языческих верований мешало племенам стать единым целым, нужна была общая религия. Первая попытка создать такую религию была у Владимира Святославовича.
После победы над всеми своими врагами и утверждение на престоле, он велел объединить всех главных славянских богов и установить в Киеве их идолы. Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Но многим племенам не понравилось возвышение одного Перуна и принижение их богов, поэтому союз распадался. Владимир понимал, что так это не работает и нужна новая религия, которая сможет сплотить людей.
Выбор веры
Князь стал думать какую веру установить. Иудейство сразу было отвергнуто, ему не понравилось, что священный город Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил в разные страны своих посланников, для того чтобы узнать плюсы и минусы каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:
Мусульманство – нет в них веселья, только печаль и смрад великий, католичество. Католичество – красоты не видели ни какой. Православие – служба их лучше, чем во всех других странах.
Посоветовавшись Владимир сделал выбор на византийской вере, на самом деле в основе выбора лежали понятные причины. Огромное влияние на славянскую Русь, давние торговые и дипломатические отношения и могущество Византийской империи.
Историки спорят почему князь выбрал именно эту веру, истории есть разные, от шутливого типа того что Владимир любил выпить вино и поесть свинину поэтому отверг мусульманство. До серьезных которые говорят о том, что в 988 году в Киеве уже жили христиане их, было по мнению историков около 10-20% и даже бабушка Владимира княгиня Ольга, задолго до этого одна из первых приняла Христианство.
Так же упоминалось что, будучи ещё язычником, Владимир повелел своим войнам принести жертву богу Перуну, в качестве жертвы был выбран юноша христианин, отец которого был против и сопротивлялся воинам князя. Князь приказал убить их обоих, но перед смертью их мужество надолго запомнилось Владимиру.
На выбор повлияло все вместе или что-то одно, но есть ещё одно обстоятельство оно связанно с женщиной.
Крещение Владимира
В 987 году в войсках Византийского императора вспыхнул бунт, тот попросил Владимира помочь разобраться с проблемой. Владимир согласился с условием что тот отдаст в жену свою сестру Анну, это бы сильно укрепило международный авторитет Руси потому что до этого не одна византийская принцесса не становилась женой какого-то европейского правителя.
Император принял своё условие для того чтобы князь принял крещение, Владимир согласился и разгромил мятежников. Но Византийский император не спешил выполнять свою часть договора, тогда Владимир пошёл на него войной и захватил город Корсунь. Император вынужден был уступить и Владимир женился на Анне.
Про крещение Владимира ходят разные легенды. Например, Корсунская легенда гласит что Владимир дал клятву креститься если возьмёт город. Один Корсунцев по имени Анастас указал князю от куда в город поступает вода, князь перекрыл источник, и жители сдались. Так же летопись рассказывает об очередном чуде, Владимир ослеп, а после крещения сразу прозрел, это окончательно убедило его в преимуществе Православия перед другими религиями.
По свидетельствам летописи Владимир после крещения, из жесткого и сурового, превратился в доброго и мягкого человека. Стал раздавать бедным одежду и пищу. До крещения у Владимира было много жен и наложниц в разных городах, но после того как он обвенчался с Анной, стал примерным семьянином. За это за всё, народ прозвал Владимира – Владимир Красное солнышко.
Крещение Руси
988 год, по возвращению в Киев Владимир приказал жителям приходить на Днепр и креститься, при этом он пригрозил всем, кто ослушается, лично с ними разобраться. Киевляне, зная его нрав, послушались приказа. Так же князь велел с позором разрушить все статуи языческих богов и бросить их в Днепр. Вообще Владимир активно занимался распространением религии по всей стране стали строится церкви и назначаться священники.
Первые священники были не славяне, а греки, приглашенные из Византии. Сам процесс христианизации растянулся на долгие 10-летия. Где-то он проходил мирно, а где-то вызывал жесткое сопротивление как например в Новгороде. В результате слияния с язычеством на Руси образовалась новая форма Христианства – Русское Православие. За эти заслуги русская церковь причислила Владимира к лику святых, дав характеристику равноапостольного святого.
Итоги крещения
Крещение Руси повысило авторитет древне русского государства и способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура. Считается что Владимир заложил духовный фундамент истории таких государств как Россия, Беларусь и Украина. Церковь сохранила некоторые языческие праздники, но запретила жертвоприношение, многоженство и кровную вражду.
Ну Русь пришла письменность, образование и церковное искусство. Сложилась четкая церковная иерархия, появился метрополит из Константинополя, страна поделилась на церковные округа, которыми руководили епископы. Духовенство разделилось на белое и черное, белое – это когда священники служили в церквях, черное в монастырях.
Уважаемый гость, если вам понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ждём вас снова на нашем канале.
Крещение Руси
Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В летописи сохранилось сказание об «испытании вер» кн. Владимиром. Оно повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения.
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственно власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Читайте также:
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
Всё это брехня! Князьку Владимиру захотелось стать царьком с единовластием, типа тогдашнего “Путина”, вот он и замутил этот хайп, предварительно убив своего брата Ярополка.
Незнание или поверхностное знание,не глубокое -приводит вот к таким абсурдным рассуждениям,как у Антропова С. Почитайте литературу о Крещении Руси,хотя бы.
Источники:
http://ria.ru/20130728/952329086.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5bc4672fe9c19900aad6f7d6/5cb97397b499f700b34ae2f5
http://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/krieshchieniie-rusi