Утешительная молитва за самоубиенных

Почему Церковь не молится за самоубийц

Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата –Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей – это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы.

Откуда пошло

Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить.

Само богослужение Троицкой родительской субботы подразумевает, что мы «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших» [1] . Выдающийся литургист и подвижник благочестия святитель Афанасий (Сахаров) в своей фундаментальной работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет, что День Святой Троицы – это особый день церковного календаря: «Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа, о принятии их коленопреклоненных молений, с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде» [2] .

И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.

Быть христианином

Обратите внимание на слова «от века усопших благочестивых христиан». А что это означает? Что вообще значит быть христианином? Быть православным христианином значит не просто быть крещеным и носить крестик и иногда заходить в храм за святой водой и освященными куличами. И уж ни в коем случае это не означает «верить в душе». Быть христианином означает в первую очередь реализовывать свою веру, жить по-христиански. И более того, не только жить по-христиански, но и умереть как христианин. Не случайно в богослужении часто встречаются прошения о даровании всем верующим христианской смерти. Прекрасным примером этого является просительная ектинья на вечерне: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим».

А кто такие самоубийцы? Ведь их кончина не была такой христианской. Самоубийство – это грех против Божией воли. Это осмысленный отказ от великого дара –жизни. И, более того, это грех, который не прощается. Не прощается он потому, что в нем нельзя покаяться: ведь смерть наступает в сам момент совершения этого греха. Иными словами, самоубийцы – это те части церковного организма, которые сами себя «ампутировали».

Церковные каноны очень четко и строго говорят о церковном поминовении самоубийц: 14 правило Тимофея Александрийского гласит: «О таковом не подобает быти приношение» [3] .

А если?

Во всех правилах существуют исключения. Поэтому если какой-то человек совершил самоубийство в состоянии аффекта или страдал психическими заболеваниями, то теоретически его можно отпеть. Но только по благословению правящего архиерея. Родственники берут все справки и едут на прием к своему епископу и уже он сам решает можно ли учесть все обстоятельства и отпеть несчастного. Но ни один священник не имеет права самостоятельно принимать подобные решения и отпевать самоубийцу.

К тому же, еще одна важная деталь: само по себе отпевание – не магический обряд, само совершение которого дает «пропуск» в Царство Небесное. Один раз люди, родственник которых покончил жизнь самоубийством, спросили священника:

– А если бы мы Вас обманули? Не сказали бы, что самоубийца и все. Или вообще нашли бы какие-то способы отпеть этого человека. Что бы было тогда?

Ответ был простой:

– Бога обмануть нельзя.

Особый чин

В Церкви есть особый чин: «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Но тут есть важный момент: это не отпевание, это вообще молитва не о самоубийце – это молитва о его родственниках. Вот что говорится в самом тексте: «Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы» [4] .

И тут самое главное – это само желание родственников помочь. Ведь от родственников требуется совершить настоящий подвиг христианской любви: молиться за самоубийц. А это тяжело! Неслучайно, в предисловии к «Чину» говорится об опыте святых, «которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения» [5] .

Можно понять родственников, которые приходят в храм на Троицкую родительскую субботу и хотят как-то помянуть самоубийц. Но делать это нужно не в храме – делать это нужно дома. Читать молитву святому Уару и еще несколько молитв, которые существуют в сокровищнице православного Предания. Правда нужно быть готовым к большим скорбям и искушениям на своем собственном жизненном пути.

Читать еще:  Молитва ослаби остави прости боже прегрешения наша вольная и невольная

Вечерняя служба в церкви: время

Люди, родные и близкие которых добровольно ушли из жизни, в силу своего незнания, всегда спрашивают, а как молиться за самоубиенного после смерти. Ведь для каждого это тяжелейшее испытание и большое горе. Верующие знают, что молиться о душе самоубийцы – это очень смелый и опасный шаг.

Ведь человек, самостоятельно лишивший себя жизни, совершил большой грех, а, значит, замолить его он не сможет, как и получить прощения свыше. Значит ли это, что молитвы за самоубиенных после смерти не читаются?

Можно ли молиться за самоубийц

Православная Церковь запрещает молиться за человека, который осознанно лишил себя жизни, ровно, как и за тех, кто отрёкся от Бога (атеистов). Актуальность этого запрета доказана уже давно. Многие святые отцы, которые брали на себя ответственность замаливания греха самоубиения, чувствовали себя ужасно.

При этом всё время присутствовало на душе ощущение тяжести, часто посещали искушаемые мысли.

Указанное ниже правило Александрийского Тимофея было написано для тех, кто покончил жизнь самоубийством и служил Церкви. Однако в последнее время всё больше крещённых людей, не получавших в процессе жизни церковных знаний, не проходивших священных таинств и не молившихся Господу, убивают себя.

Большинство совершает тяжелейший грех, будучи вне ума, хотя в медицинских заключениях об этом практически не говорится.

Священнику, которого просят помолиться за самоубиенного, очень непросто сделать выбор, ведь он не знал этого человека и не ведал того, как он провёл свою жизнь. Поэтому родные и близкие часто слышат от святых отцов ответ «нет».

Люди, не получившие согласия, ещё больше не доверяют церкви и отдаляются от неё.

Поэтому Русская Православная Церковь разрешила читать утешительные молитвы, но не совершать отпевание и подаяния о людях, решивших уйти из жизни.

Также родные и близкие могут принять на себя ответственность и взяться за келейное (домашнее) чтение молитвословий.

А как молиться за самоубиенного после смерти, чтобы его душа попала в рай? Сначала следует получить благословение от батюшки. Читается прошение к старцу Льву Оптинскому. Поможет самоубиенному подача милостыни, а также праведный образ жизни его родных и близких.

Ещё раз повторимся: нельзя самостоятельно браться за чтение молитв Льва Оптинского.

Прежде, нужно получить благословение от святого отца. До этого следует несколько раз пройти таинство причащения и исповедь перед лицом батюшки.

Ни в коем случае не следует приступать к молитвам за людей, наложивших на себя руки, детям, беременным женщинам, больным людям, девушкам, недавно ставшим мамами, так как велика вероятность искушений.

Если всё же искушения возникают, то лучше прекратить чтение молитв и довериться воле Божьей.

Молитвы

Вот молитва Льву Оптинскому для самоубийц:

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Вот слова чина молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон. Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Каковы причины запрета

Каковы же причины того, что Церковь запрещает молиться за тех, кто убил себя? Дело в том, что Православие вообще не признаёт саму идею самоубиения. Интересен тот факт, что Иуда, который предал Иисуса перед распятием, был возненавиден не за это, а за то, что решил самостоятельно уйти из жизни.

Согласно правилам, установленным Церковью, молиться за самоубийц запрещено, так же, как и отпевать их.

Даже в стенах храма нельзя произносить имя человека, который покончил с собой. Церковь считает, что люди, уйдя из жизни добровольно, слишком сильно были привязаны к земле, и предпочли отказаться жить в Господе.

Читать еще:  Молитва к марии развязывающей узлы

Полагать, что Церковь отворачивается от самоубийц, было бы неправильно. Просто святые отцы предоставляют самому Богу принять решение о прощении или непрощении его грешной души.

А существуют ли исключения

Исключения из правил существуют. Они распространяются на тех, кто покончил жизнь самоубийством, находясь в невменяемом состоянии. При этом все церковные обряды совершаются в полной мере. За таких людей разрешено молиться в церкви, подавать записки об упокоении их душ.

Однако эти случаи должны рассматриваться священниками отдельно. Также желательно предоставить справку о том, что самоубийца находился вне ума.

Нельзя поминать самоубиенных и в Родительские дни, как полагаю многие. Для таких людей нет особенных дней поминовения.

К кому нужно обращаться

Молятся об упокоении душ самоубиенных нужно Уару. Правило чтения одно – в домашних условиях (ни в коем случае не в храме). Он однажды явился во сне Клеопатре и сообщил о прощении грехов её родственников, которые поклонялись языческим богам.

Поэтому к нему обращаются родные и близкие тех, кто наложил на себя руки и не успел принять крещение.

Стоит отметить, что старцы советовали молиться за самоубийцу на чётках. Перебирая каждую, нужно проговаривать «Богородице Дево, радуйся…».

В начале обращения к Богоматери и в конце следует произнести свою просьбу.

Страшное горе: как молиться за самоубийц?

Незыблемых истин у Церкви не так уж и много. Строго говоря, все они укладываются в догматическую основу христианства — Символ веры. Все остальное — правила, каноны, традиции, которые могут подлежать переменам. Другое дело, что порой эти устои настолько прочно въедаются в церковное сознание, что отступление от них кажется настоящей революцией. Особенно, если это касается вопроса важного, вопроса страшного и, казалось бы, раз и навсегда решенного. Не молится Церковь за спасение душ самоубийц! Или все-таки…

Самоубийство, в христианском понимании — это не просто грех. Это единственный грех, в котором невозможно раскаяться и, следовательно, получить прощение от Бога и спасение души.

Церковь провожает самоубийцу в последний путь воистину гробовым молчанием. Невозможно спеть “со святыми упокой” над телом человека, который всю свою волю, все свое стремление в последний час направил на то, чтобы навсегда замкнуть душу от Бога.

Церковь шарахается от самоубийства с самого начала своего существования. Недаром Иуду Искариота, который раскаялся в предательстве и покончил с собой, больше осуждают за самоубийство, чем за предательство. И недаром английский писатель-апологет Г. К. Честертон в своем эссе “Ортодоксия” писал, что самоубийца — это противоположность христианскому герою-мученику, самоубийство — оскорбление всему, за что стоит, чем дорожит Церковь.

Человека, лишившего себя жизни, нельзя поминать в храме. За самоубийцу нельзя подать записку на поминание. За него не вынет частицу из просфоры священник, служащий Литургию. Единственное, что остается стоящим у его гроба — молиться дома, но и то — многие священнослужители рассказывают, что такая молитва может свести молящегося с ума.

И это отчасти правда. Невозможно простому человеку в одиночку вместить в себя боль, ужас и страх того, кто принял катастрофическое решение покончить с собой. А нежелание Церкви молиться за самоубийцу приводит того, кто все-таки решился просить Всевышнего об упокоении души умершего, к чувству вины и страха. Как бы Бог не вменил в вину моление за грешную душу. И получается замкнутый круг: человек молится, но вместо утешения и сопереживания ушедшему зарабатывает себе лишь чувство всепоглощающей вины перед Господом. Начинает бояться Бога, который (как якобы логично следует) только накажет за то, что больно и хочется молиться и плакать. Как тут не свихнуться?

Мало кто выдержит единения один на один с тихой бездной горя, отчаяния и вины. Поэтому всеми правдами и неправдами родственники самоубийцы стараются заручиться поддержкой Церкви. Найти хоть какую-нибудь лазейку, чтобы все-таки и отпели по-человечески, и поминали потом, и дали хотя бы проблеск надежды, что на том свете с человеком все будет хорошо.

Одна из таких вполне узаконенных лазеек — свидетельство, что лишивший себя жизни был в невменяемом состоянии и не мог отвечать за то, что делает. Если есть подтверждение этому — отпеть самоубийцу позволяется. Но здесь возникает множество “кривых” ходов — кто-то выпрашивает справку у психиатра и с ее помощью обманывает благословляющего отпевание архиерея. Где-то под психическим расстройством согласны понимать алкогольное и наркотическое опьянение или состояние аффекта. Но до сих пор единого понимания — когда можно отпевать, когда молиться — у Церкви не было.

Столетиями Церковь отгораживалась от этого вопроса, либо закрывая глаза на явное попустительство, либо наоборот — проявляя чрезмерную строгость, губящую вслед за самоубийцей его родных и близких. О том, как выгорают души тех, кто не может в храме помолиться за родного, пишет в своем Живом журнале священник:

“…У меня на телефоне раздается звонок и прерываемый рыданиями женский голос пытается рассказать о своем горе. — Батюшка, сыночек, мой сыночек покончил с собой. Что делать? Потом я встречаюсь с родителями. Во время встречи отец, как правило, стоит и, опустив голову вниз, смотрит себе под ноги, а мать, стараясь прикоснуться к священнику, словно к соломинке, иногда припадает к тебе, прижимается головой к груди и плачет. Господи помилуй, как же они страшно плачут. Это не то, чтобы крик, а точно всхлипывает и подвывает маленькая обижаемая всеми собачонка.

А ты ничего не можешь сделать, самое главное, ты не можешь о нем молиться, и утешить никак не можешь. Можешь только гладить ее по руке и плакать вместе с человеком. Потом самоубийцу хоронят, и в храме появляется новая прихожанка, которая приходит на все службы, потому что молитва — единственное средство, чтобы не сойти ей с ума. Она не может, подобно мужу, уйти в запой, она уходит в молитву. Черная одежда — это теперь ее одежда на годы. Она часто исповедуется, винит себя во всем, что произошло с ее сыночком. Приходится постоянно уже от нее отгонять мысль отправиться вслед за сыном.

Читать еще:  Икона валентина молитва

Эта борьба длится месяцев семь-восемь. Потом женщина приходит реже. Проходит еще несколько месяцев, мать приходит в себя, вновь начинает здраво рассуждать, ее жизни больше ничего не угрожает. И она уходит из храма, обыкновенно навсегда. Но я никого не осуждаю, ведь это невыносимо тяжело не иметь возможности помолиться об ушедшем”.

Это невыносимо тяжело — не сметь помолиться. И Церковь, в конце концов, решилась разделить страшное бремя вместе с родными самоубийцы, подставить плечо там, где не поддержит никто другой.

“Всем правящим архиереям приходится сталкиваться с таким явлением, когда скорбящие родственники лица, покончившего с собой, обращаются с просьбой о его отпевании. Полагаю, что здесь необходимо ввести единую практику, дабы избежать злоупотреблений — как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений. В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах”, — сказал патриарх Кирилл в 2011 году в преддверье архиерейского собора.

Стоит отметить, что в некотором смысле “чин молитвы за самоубийц” у Церкви уже есть. Это молитва мученику Уару, которому, в обход всех правил, молятся и за самоубийц, и за некрещеных. Но следует оговориться — это те молитвы, которые каждый читает строго один, келейно — то есть не общецерковно. И далеко не всех священник благословит читать эти молитвы.

Некоторые эксперты поспешили заявить, что Церковь приспосабливается под современный мир, в котором проблема самоубийства стоит очень остро.

“Это новое решение для РПЦ, — рассуждает в этом духе научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. — До этого было строгое разделение: если человек покончил жизнь самоубийством — церковь прекращает за него молиться. Церковь осознала, что живет в новом мире. В XIX веке это была редко встречающаяся вещь, а сейчас у России один из самых высоких рейтингов по самоубийствам. Это проблема, касающаяся многих семей, которыми в условиях, когда люди редко посещают церковь, пренебрегать не стоит. На уровне локальных общин священники уже давно пытаются придумать, как приспособить эту проблему к современным реалиям”.

Это мнение человека, не очень хорошо понимающего, как ориентируется в нашем мире Церковь. Она не может “осознать”, что живет в новом мире, тем более что в смысле грехов мир со времен падения Адама и Евы ничуть не изменился. И не может сделать из этого некую “пиар-акцию”, чтобы заманить к себе тех, кто редко ходит в храм. И совершенно неважно, сколько самоубийств происходит — одно или миллион, количество не переходит в качество в смысле церковного отношения к проблеме. Если с собой покончит миллион человек — самоубийство не перестанет быть смертным грехом.

Вряд ли позиция Патриарха изменилась с тех пор в угоду “реалиям”. Меняется не отношение Церкви к смертному греху. В решении, которое в итоге было вынесено Священным Синодом, заложено нечто иное, чем “приспособление проблемы к современным реалиям”.

На заседании Священного Синода от 27 июля 2011 года было постановлено одобрить “Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго” — то есть молитву для родственников самоубийц. Бывший пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский поясняет: молитва создана для тех случаев, когда отпеть человека все-таки против всех канонов, но хочется дать родственникам церковное утешение и поддержку в их горе. Особо подчеркивается: это не молитва за самоубийцу, это молитва о тех оставшихся в живых, кто умирает от горя и не знает, куда с ним бежать, боится оскорбить Бога своими мольбами и тонет в отчаянии.

“Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море”, — трогательно молит Церковь вместе с родственниками человека, наложившего на себя руки.

Кроме того, сродникам самоубийцы, правда, только по благословению духовника, разрешается наедине молиться словами преподобного Льва Оптинского: “Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя”.

Но все-таки, молитва — это не только инструмент утешения. Возможно, в какой-то мере это попытка отстраниться от вынесения самоубийце заочного приговора на всю вечность. Слишком часты случаи, когда невозможно определить, насколько “тверд ум и добра память” у того, кто так уходит из жизни.

Конечно, церковные слова о том, что самоубийство — это отречение от Божьей любви, а, следовательно — прямой путь в ад — звучат пугающе. Но только не тогда, когда думаешь о том, как много боли и страха испытывал тот, кто покончил с собой. От какого ужаса он бежал? Да и может ли отвергнуть Божью любовь тот, кто никогда ее толком не знал? И в таком случае — нет ли надежды, что самоубийцы — даже те, кто сознательно полез в петлю — в глазах Божьих будут теми, кто “не ведал, что творил”?

Очень хочется верить, что, всецело осуждая самоубийство здесь, Церковь в ней все же предает окончательный суд Богу, который все-таки лучше знает, что ощущала за секунду до смерти душа самоубийцы. Что, если он все-таки успел покаяться — хоть в самый последний миг?

Источники:

http://pravoslavie.ru/103944.html
http://molitvy.online/molitva/za-samoubiennogo/
http://zen.yandex.ru/media/id/5980e60c8139ba27f6ffe58f/5d039c893da6540da24d2553

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: