Тема урока молитва
Урок ОПК на тему “Православная молитва”
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – изучение нового.
Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация.
Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)
У.: – Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?
– Как бы вы поступили в такой ситуации?
– Какое решение нашла девочка?
Д.: – Девочка обратилась к молитве.
У.: – Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.
У.: – Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.
Д.: – Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)
У.: – Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)
Молитва – обращение верующего к Богу.
– А что значит православная молитва?
– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва.
2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.
3. Чтение статьи учебника.
Ответы на вопросы после чтения учебника.
– Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?
– Какие бывают молитвы? (Слайд 6)
Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.
Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)
– За то можно благодарить Бога?
– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
– Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – славословие. (Слайд 11)
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
V. Вторичное закрепление.
1. Осмысление прочитанного.
О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)
VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.
1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)
Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.
Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.
2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)
Иже – Который; Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный;
на небеси – на небе;
насущный – необходимый для существования;
днесь – сегодня, на нынешний день;
должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили;
искушение – соблазн, опасность впасть в грех;
лукаваго – всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.
3. Это интересно. (Слайд 15-16)
Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”
“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.
О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.
VII. Первичный контроль.
1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.
Установи линии соответствия.
2. Проверка. (Слайд 17)
VIII. Итог урока. (Слайд 18)
— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.
— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.
— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.
— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.
— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.
Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.
Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.
Конспект занятия по основам православной культуры «Молитва «Отче наш»
Наталья Николаевна Шумеева
Конспект занятия по основам православной культуры «Молитва «Отче наш»
Рассказать детям о том, как Иисус Христос учил любить людей молить-ся. Познакомить детей с молитвой «Отче наш».
Ход занятия:
После Своего Крещения Господь Иисус Христос жил на земле три с половиной года. Множество чудес совершил Спаситель на земле, с некоторыми из них вы уже знакомы. А на прошлом занятии мы говорили о том, как Господь учил людей.
«Нужно, прежде всего, — говорил Христос, — любить Бога, а потом всех людей, потому, что они наши братья и дети одного! Отца Небесного. Если же люди будут причинять нам вред и зло, то не гневаться на них, а прощать обиды, подобно тому, как Бог прощает нам наши грехи. Любите не только тех, кто вас любит! Но и тех, кто вас не любит. Как хотите, чтобы с вами поступали! Люди, так поступайте и вы с ними».
Разные люди приходили слушать Иисуса. Были среди них! очень греш-ные, такие, от которых все отвернулись. Но, услышав Иисуса, многие раскаива-лись, и жизнь их менялась, будто они рождались заново. Были и другие (их на-зывали фарисеями, они хорошо знали божественные книги и даже учили дру-гих людей! Себя они считали очень хорошими людьми и думали, что им покая-ние ни к чему. Фарисеям часто казалось, что Христос учит людей неправильно. Они боялись, что Его учение приносит вред и все время старались поймать Его на неверном слове или поступке.
Однажды фарисей по имени Симон пригласил Спасителя на обед. Узнав об этом, туда пришла женщина, о которой все знали, что она большая грешница. Обливаясь слезами, женщина склонилась к ногам Иисуса и принялась целовать их, мазать ароматным маслом и вытирать своими волосами. Фарисей подумал: «Если бы Иисус и вправду был пророком, Он бы знал, какая грешная женщина к Нему прикасается!» Но Иисус, поняв его мысли, сказал:
«У нее много грехов, но она умеет любить и получит прощение».
А потом сказал женщине:
«Тебя спасла твоя вера, грехи твои прощены. Иди с миром».
Так и нас Господь учит поступать с другими людьми: любить и прощать. Мы с вами не раз говорили о молитве. (Молитва — это наш разговор с Богом). И во время Своей жизни на земле Господь часто молился. Ученики Его однаж-ды сказали: «Господи, научи нас молиться». Он им ответил: «Когда молитесь, говорите так:
Отче наш, Иже ecu на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим;
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукавого!»
Эта молитва так и называется: «Молитва Господня», ведь именно этой молитве Господь научил. Своих учеников.
Что же означают слова этой молитвы?
Небесный Отец наш, Господь,
Пусть будет свято имя. Твое,
Пусть Ты будешь Царем нашей жизни,
Пусть все в нашей жизни будет так, как Ты хочешь.
Дай нам все, что нам нужно на сегодня,
Прости нам наши грехи (злые поступки, как мы прощаем другим;
Не дай нам хотеть делать плохое,
И сохрани нас от всего скверного (от всякого зла в этом мире).
Эту великую молитву верующие люди читают и утром, и до еды, и перед сном. Только молиться надо не спеша, вдумываясь в каждое слово. Ведь нас слушает Сам Бог.
Не забывайте, дети, чему учил Христос: любите Бога, любите всех людей, умейте прощать обиды и молиться.
А в конце нашего урока я хочу прочитать вам два небольших рассказа о умении прощать и силе молитвы.
У Славика добрая душа: ничего для друзей не жалеет. И когда родители купили ему велосипед, всем давал покататься. Даже сам предлагал. Когда Слава выходил во двор, дети кричали: «Ура!»
Он вообще был удивительный ребенок. На уроках сидел, не шелохнув-шись, чтобы ни одного слова не пропустить. Все ему было интересно: и даже дальние страны, и древняя история, и химические опыты, и английский язык. Да и математика интересная наука, если к ней правильно подойти. А ведь есть еще и шахматы, и фотография, и многое-многое другое. Вот только как все успеть? В мире столько интересного, а день такой короткий.
Вот и придумал Слава заниматься по будильнику: полчаса на одни пред-мет, час на другой. Гораздо больше успеть можно.
Пришел к нему как-то сосед Андрей и позвал на улицу. А у Славика па расписанию прогулка еще через час. Он и отказался. Но, увидев, как огорчился Андрюша, предложил:
– Ты возьми велосипед, покатайся. А я скоро выйду.
У соседа глаза заблестели от радости. Поблагодарил он друга, схватил ве-лосипед и был таков. И у Славы на душе потеплело. Так всегда бывает, когда добро сделаешь.
Тут будильник зазвенел. Посмотрел мальчик на свой график, и опять за книги. Прошел час.
В дверь неожиданно позвонили. На пороге стоит заплаканный Андрея и что-то бормочет.
– Говори толком, что случилось?
– В соседнем дворе большие мальчишки захотели на твоем велосипед покататься. Я им не дал. Тогда они его отобрали и стали ногами топтать. Все, что могли, сломали или согнули. Вот, смотри, — и Андрей показал то, что еще недавно было велосипедом.
— А тебя не тронули?
– Ну и, слава Богу.
Сосед в недоумении посмотрел на друга:
– Как это — «слава Богу»?
Однако Слава не стал ничего ему объяснять, лишь добавил:
– Ничего. Господь управит!
Андрей ничего не понимал: сломан дорогой велосипед, родители Славы обязательно поднимут шум, и крепко попадет обоим. Что делать? Слава вроде бы и не очень огорчился, все повторял:
— Ладно. Не вешай носа. Господь поможет.
Вечером вернулись с работы родители Славы. Узнав о случившемся, папа вынес приговор:
– Теперь будешь без велосипеда. Сам виноват. Нечего было давать катать-ся.
Но мама вступилась за сына:
– Это я ему разрешила. Нельзя лишать ребенка радости делиться с друзь-ями.
Папа не нашел, что на это возразить, и молча ушел в другую комнату. По-дойдя поближе к сыну, мама спросила:
– Ну и что ты сказал Андрюше?
– Чтобы он носа не вешал, что Господь все управит и еще, кажется, доба-вил: «Слава Богу».
– За что же ты Бога благодарил?
– За то, что мальчишки Андрея не тронули. А мне Господь испытание послал. Ты же сама меня учила всегда так говорить.
Мама вздохнула, помолчала, потом подошла к иконе Спасителя и, пере-крестившись, произнесла:
– Слава Тебе, Боже! Слава Тебе!
Скоро зарядили дожди, и велосипед уже был никому не нужен. А на Пас-ху папа подарил Славе новый складной велосипед, гораздо лучше прежнего. Как только дороги подсохли, мальчик стал гонять на нем по всему району. И Андрею давал поездить, словно и не было осенней истории. А тот, катаясь, меч-тал, скорее, вырасти и всем малышам во дворе купить по велосипеду.
Возвращение к жизни
По мотивам рассказа А. Добровольского «Сережа»
Обычно кровати братьев стояли рядом. Но когда Сережа заболел воспалением легких, Сашу переселили в другую комнату и запретили тревожить малыша. Только просили молиться за братишку, которому становилось все хуже и хуже.
Как-то вечером Саша заглянул в комнату больного. Сережа лежал с открытыми, ничего не видящими глазами и едва дышал. Испугавшись, мальчик кинулся к кабинету, из которого доносились голоса родителей. Дверь была при-открыта, и Саша услышал, как мама, плача, сказала, что Сережа умирает. Папа с болью в голосе ответил:
– Что ж теперь плакать? Его уже не спасти.
В ужасе Саша бросился в комнату сестренки. Там никого не было, и он с рыданиями упал на колени перед иконой Божией Матери, висевшей на стене. Сквозь всхлипывания прорывались слова:
– Господи. Господи, сделай так, чтобы Сережа не умер.
Лицо Саши было залито слезами. Вокруг все расплылось, как в тумане. Мальчик видел перед собой лик Божией Матери. Чувство времени исчезло.
– Господи, Ты все можешь, спаси Сережу!
Уже совсем стемнело. Обессиленный, Саша с трудом встал и зажег настольную лампу. Перед ней лежало Евангелие. Мальчик перевернул несколько страниц, и вдруг взгляд его упал на строку: «Иди, и как ты веровал, да будет те-бе.»
Словно услышав приказ, он пошел к Сереже. У постели любимого брата молча сидела мама. Она подала знак: «Не шуми, Сережа уснул».
Слова не были произнесены, но этот знак был, как луч надежды. Уснул — значит, жив, значит, будет жить!
Через три дня Сережа уже мог сидеть в постели, и детям разрешили бы-вать у него. Они принесли любимые игрушки брата, крепость и домики, кото-рые он до болезни вырезал и склеивал, — всё, чем можно было порадовать ма-лыша. Сестренка с большой куклой встала около Сережи, а Саша, ликуя, сфото-графировал их.
Это были мгновения настоящего счастья.
Конспект НОД по основам правовой культуры детей старшего дошкольного возраста «Поможем жителям Изумрудного города» Задачи НОД: Речевое развитие: Развивать стремление выражать свои мысли и суждения. Социально – коммуникативное развитие: Продолжать знакомить.
Конспект по основам безопасности жизни деятельности в подготовительной группе «Наш друг — светофор» Программные задачи: • закрепить знания детей о светофоре. • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; • развивать.
Конспект занятия по основам православной культуры. Иконы «Крещение Господне-Богоявление» Программные задачи: Рассказать детям о том, что Крещение Господне иначе называют Богоявлени-ем и о тайне Бога троице. Познакомить детей.
Конспект занятия по основам православной культуры «Наш удивительный мир» Программные задачи: Пробудить личность ребенка, направить к познанию Бога. Расширять представление детей об окружающей их среде. Учить беречь.
Консультация «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры» Приобщение дошкольников к традициям православной культуры В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение.
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников детского сада по основам православной культуры Месяц Мероприятие (тема) Формы работы Ответственные Сентябрь «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Анкетирование Старший воспитатель по.
Приобщение дошкольников к основам национальной культуры ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Н. М. КРЫЛОВОЙ «ДЕТСКИЙ САД – ДОМ РАДОСТИ» Сербина.
Реализация проекта по внедрению православной культуры в образовательный процесс Возрастная категория моих воспитанников- средняя. Их 28, и все они являются участниками реализации проекта по внедрению православной культуры.
Приобщение дошкольников к основам национальной культуры ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Н. М. КРЫЛОВОЙ «ДЕТСКИЙ САД – ДОМ РАДОСТИ» Снигирёва.
Конспект занятия по воспитанию основ православной культуры «Вера, Надежда, Любовь и их мать София» “Вера, Надежда, Любовь и мать их София” Здравствуйте, ребята! Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День.
Урок Православная молитва
план-конспект урока на тему
Урок «Православная молитва» к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс» может быть использован в 4 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ражева Надежда Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МОУ СОШ им. Н.А.Некрасова
Тема урока: Православная молитва
православное отношение христиан к Богу; молитва как разговор человека с Богом, как форма возможного общения человека с Богом.
-обучающая: углубить знания учащихся о православной молитве, её видах;
познакомить с понятиями «молитва», «благодать», «святые»;
-развивающая: объяснить учащимся разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать», обогатить и усложнить их словарный запас, формировать способы взаимодействия ученика с учителем, учеников друг с другом;
-воспитательная : помочь учащимся осознать отличие материальных благ от духовных радостей.
Термины и понятия: материальные просьбы, духовные просьбы, православие, молитва, требование, просьба, приказ, благодать, святые.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс», раздаточный материал, учебник, интерактивная доска.
Формы работы: беседа, работа с текстом учебника и дополнительным материалом к уроку.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Доска разделена на две части: на одной написано: материальные просьбы, на второй – духовные.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: Дома вы прочитали в учебнике статью «Человек и Бог в православии». Ответьте на вопросы:
1.Почему верующие люди называют природу Божиим творением?
2.Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?
3. Вспомните, что значит быть православным? ( Если дети забыли значение термина «православие», можно открыть учебник на стр.7) (Слайд 1)
( Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме)
УЧИТЕЛЬ: Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?
(Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами:
«А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д.,
можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик»,
можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.)
УЧИТЕЛЬ: Ваши пожелания я записала на доске, распределив их в разные столбики. Прочитайте, как они названы. Подумайте, почему одни пожелания называются «материальные просьбы», а другие «духовные просьбы»?
(Ученики высказываются) (Слайд 2)
III. Знакомство с понятием «молитва».
1.УЧИТЕЛЬ: Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитвой. (Слайд 3) (учитель объявляет тему урока)
А когда, как вы думаете, человек обращается с молитвой к Богу? (Ученики высказываются)
Послушайте стихотворения русских поэтов. Как поэты отвечают на заданный вопрос? Подчеркните ключевые слова, которые помогут найти ответ на вопрос.
(Слайд 4) ( Стихотворения читают заранее подготовленные ученики. )
Когда креста нести нет мочи, Но если вслед за огорчением
Когда тоски не побороть, Нам улыбнется счастье вновь,
Мы к небесам возводим очи, Благодарим ли с умиленьем,
Творя молитву дни и ночи, От всей души, всем помышленьем
Чтобы помиловал Господь. Мы Божью милость и любовь?
В минуту жизни трудную Есть сила благодатная
Теснится ль в сердце грусть: В созвучье слов живых,
Одну молитву чудную И дышит непонятная,
Твержу я наизусть. Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
2.УЧИТЕЛЬ: Прочитайте стихотворения. Определите и подпишите стиль обращения для каждого отрывка. (Учащиеся работают в группах, выполняя задание на карточках)
1. – Царь! – ответствует мудрец, –
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу. –
2. Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
— Ну, так иди скорей.
3. Не смейте забывать учителей.
Ведь лучшее всё в нас —
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
4. Покосился повар:
“Ничего себе едок –
Парень этот новый”.
Ложку лишнюю кладет,
Молвит не сердито:
– Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.
Тот: – Спасибо. Я как раз
Не бывал во флоте.
Мне бы лучше, вроде вас,
Поваром в пехоте.
Шепчет юноша, скорбь затая,
Завтра утром в кровавую битву.
«Спаси, Господи, люди Твоя».
Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.
УЧИТЕЛЬ: Чем, по-вашему, отличается молитва от требования, просьбы, приказа? (Ученики высказываются)
IV. Работа с учебником.
УЧИТЕЛЬ: Какие бывают молитвы?
(электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», интерактивная модель «Православные молитвы». Показать первую картинку.)
1.Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.
Мы с вами тоже написали много таких просьб.
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ.
Вот что написали мы с вами.
Приведите примеры (из учебника стр.12) просьб духовных благ.
(Чтение и комментирование примера молитвы-просьбы в электронном пособии)
2. ( Пояснение молитвы благодарения и «славословия».)
Почему, как вы думаете, один из видов молитв называется молитвой благодарения? За что люди благодарят Бога?
Молитву благодарения люди используют нечасто. Почему?
(Если дети затрудняются ответить на вопрос, найти ответ в учебнике и прокомментировать его.)
Вспомните, в каких ситуациях ваши близкие говорят: «Слава, Богу!»
Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаешь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит, ты не одинок, значит, есть кто-то еще рядом. Такая радость возникает, когда, например, ты кому-то очень помог. Ты вдруг ощутил боль другого человека, забыл о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость: Бог никогда не предаст, Бог сильнее всех, Бог тебя любит.
(Чтение и комментирование примера молитвы благодарения и «славословия» в электронном пособии).
3. Перечитайте стихотворение Константина Романова «Когда креста нести нет мочи». О каких молитвах напоминает поэт людям? (о молитве-прошении и молитве благодарении).
Как вы поняли выражение «Когда креста нести нет мочи»?
3. По учебнику: пояснение терминов «благодать», « святой» (стр. 13).
Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья? (он изменяется)
Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова. Как поэт сказал о великой силе молитвы, её влиянии на человека? (словарная работа: бремя (устаревшее слово) – непосильная ноша)
С души, как бремя, скатится
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
4. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 13-14.
Скажите, когда и где православный человек может молиться?
V. Знакомство с молитвой «Отче наш»
УЧИТЕЛЬ: У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), хотя бы первые её слова. Послушайте отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». О какой молитве мы будем сейчас говорить?
Снежная королева (отрывок)
…Она побежала вперед что было мочи; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние,- нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.
Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.
УЧИТЕЛЬ: Герда стала читать молитву «Отче наш» и победила ледяную армию. Как вы считаете, такое бывает только в сказках? Почему?
Кого люди, живущие в разных странах, могут назвать своим Отцом Небесным – «Отче наш»? (Г.-Х.Андерсен, автор сказки «Снежная королева», жил в Дании).
Чтение учителем молитвы «Отче наш» на стр.14
Молитва звучит на церковно-славянском языке, поэтому не всё в тексте молитвы нам понятно
( Обратить внимание на словосочетания «Отче наш» (Бог позволил людям считать Его их Отцом), «Да приидет Царствие Твое»)
Дома вместе с родителями прочитайте молитву «Отче наш» и выполните задание на карточке. По желанию можете выучить молитву.
VI. Подведение итогов урока.
(электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», выполнение заданий «Тренажёр»:
Какие молитвы произносят христиане в разные моменты жизни?
Христиане молятся, потому что…………….
Учитель: Ответьте на вопросы:
Слово «православие» означает .
Виды молитвы: молитва-. молитва-. молитва- …
Каково действие молитвы?
Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?
Какие люди являются святыми?
1. Выполни вместе с родителями задания на карточках (на выбор).
2. Нарисуй ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619525/
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-osnovam-pravoslavnoi-kultury.html
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/12/18/urok-pravoslavnaya-molitva