Свет вечерний молитва

Свете Тихий

Све́те Ти́хий (греч. Φῶς Ἱλαρόν ) – неизменяемое песнопение вечерни, прославляющее Спасителя Господа Иисуса Христа, явившего человечеству Тихий Свет Божественной Славы Своего Небесного Отца. По Уставу этот текст должно не петь, а должен читать предстоятель.

Греческий текст: Φῶς ἱλαρὸν ἁγίας δόξης ἀθανάτου Πατρός, οὐρανίου, ἁγίου, μάκαρος, Ἰησοῦ Χριστέ, ἐλθόντες ἐπὶ τὴν ἡλίου δύσιν, ἰδόντες φῶς ἐσπερινόν, ὑμνοῦμεν Πατέρα, Υἱόν, καὶ ἅγιον Πνεῦμα, Θεόν. Ἄξιόν σε ἐν πᾶσι καιροῖς ὑμνεῖσθαι φωναῖς αἰσίαις, Υἱὲ Θεοῦ, ζωὴν ὁ διδούς· διὸ ὁ κόσμος σὲ δοξάζει.

Церковнославянский текст: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».

Перевод: Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного – Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами счастливыми, Сын Божий, дающий жизнь, – потому мiр Тебя славит.

Святитель Василий Великий († 379) упоминает об этой песне в своей книге «О Святом Духе к Амфилохию» (глава 29): Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения, по крайней мере народ возглашает древнюю песнь, и никто не признавал нечествующими тех, которые произносят: «хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия» . А если кому известна и песнь Афиногена, которую он вместо предохранительного врачевства оставил ученикам своим, когда сам поспешал уже ко всесожжению; то он знает, какое мнение о Духе имели мученики.

«За стихирами на Господи воззвах как бы в качестве заключительной стихиры следует песнь «Свете Тихий», названная в греч. Часослове «Светильничное (έπιλύχνιος) благодарение» и соединяющая с простотою древнехристианскую глубину и силу чувства. Песнь заключает в себе вызываемое появлением вечернего света и благодарностью за дожитие до него прославление чрез Христа Св. Троицы и Его Самого. Она распадается на три до того самостоятельные части, что их можно рассматривать как три отдельные песни.

1. Свете тихий (Φως ίλαρόν по-гречески может быть и именительный сказуемого: Ты, Христе, свет; «Тихий» ввиду вечера) святыя славы (нестерпимой для нас грешных) Безсмертнаго (в противоположность закату солнечному и истощанию Христа в крестной смерти) Отца Небеснаго (откуда и видимый свет) Святаго, Блаженнаго (два главные друг с другом связанные свойства жизни Божией), Иисусе Христе (Христос как Сын человеческий).

2. Пришедше на запад солнца (доживши до заката), Видевше свет вечерний, поем, ύμνοΰμεν (в благодарность за это) Отца, Сына и Святаго Духа Бога. (Троичная песнь, за которой поем уже «песнь Христу как Богу»).

3. Достоин еси во вся времена (не только вечером) пет быти гласы преподобными (более наших подходящими; греч. αίσίαις, блаженными), Сыне Божий, живот даяй; темже (благодарный) мир Тя славит (в нек. ркп. εορτάζει – празднует Тебе). Таким образом, песнь продолжает мысли Богородична (догматика) и словами изображает безгласные действия входа.

Свете Тихий, наряду с великим славословием и Сподоби Господи, – древнейшая христианская песнь. Она приводится в Александрийском кодексе Библии V в. Это типичная Христология II – III веков. О древности ее свидетельствует и то, что она потеряла имя автора. … Для Свете Тихий называют двух авторов: нынешний греческий Часослов надписывает эту песнь: «творение древнее (намек на древнюю анонимность) или, как некоторые говорят, Афиногена мученика» (еп. Севастийского в Армении – 311 г. или другой), причем делается ссылка (в примечании): «Василий Вел. 29 гл. о Духе Святом».
Михаил Скабалланович

Беседа на гимн «Свете тихий»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! [1]

На вседневной или на великой вечерне после пения последней стихиры на «Господи, воззвах», посвященной Божией Матери и содержащей учение Церкви о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа, из северных дверей алтаря выходит свещеносец со свечой, за ним диакон с кадилом и священник. Когда диакон или священник возгласит: «Прему́дрость, про́сти» [2] , и они войдут в алтарь, поется гимн: «Све́те Ти́хий святы́я сла́вы Безсме́ртнаго Отца́ Небе́снаго, Свята́го, Блаже́ннаго, Иису́се Христе́! Прише́дше на за́пад солнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца, Сына и Свята́го Духа, Бога. Достоин еси́ во вся времена́ пет бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Божий, живот дая́й, те́мже мир Тя славит».

Читать еще:  Молитва за родителей умерших на русском языке

Еще в древности это песнопение стало обязательным гимном за вечерним богослужением, и со второго-третьего столетия во всех православных храмах поется эта священная песнь. В ней три основные темы.

Первая содержит обращение к Господу Иисусу Христу: «Свете Тихий святыя славы. Отца Небеснаго. Иисусе Христе», то есть «Ты, Господи Иисусе Христе, – Свет Безначальный от Отца Небесного». Сам Христос сказал: «Я свет миру… Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 9, 5; 14, 6). И святой апостол Иоанн в начале своего Евангелия говорит: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 9-14). Важнейшая мысль этого песнопения в том, что Господь Иисус Христос есть истинный Свет, сияние славы Отца (см.: Евр 1, 3) здесь, на земле, для всех нас через Свою Святую Церковь.

Вторая тема – молитва к Святой Троице: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога». То есть «все мы, пришедшие вечером, при закате солнца, видя вечерний тихий свет, прославляем Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, в благодарной молитве за прожитый день и за всю нашу жизнь». Святые отцы, учители Церкви, говорят нам: первой нашей молитвой всегда должна быть молитва, прославляющая Бога, затем – молитва благодарения Его за милость, которую мы получаем, и только потом – молитва-прошение о наших нуждах. Итак, призвав Господа Иисуса Христа, мы благодарим Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, Бога нашего, за все благодеяния, дарованные нам. Это наша ежевечерняя благодарственная песнь.

Третья тема обращена к нашему духовному состоянию. Она побуждает нас задуматься о том, каковы мы есть и какими должны быть: «Достоин еси во вся времена пет быти гласы препо­добными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит». То есть: «Ты, Господи Иисусе Христе, Свет Превечный и Великий, достоин прославления только святыми (пет быти гласы препо­добными), но Ты жизнь даешь всем, и потому весь мир (хотя бы и недостойный Тебя) прославляет Тебя».

Итак, смысл этого гимна в том, что мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, называем Его Светом Превечным, славим Святую Троицу и, сознавая себя недостойными петь Божественный гимн в честь Господа Бога, все же смиренно, покаянно и благодарно воспеваем Ему хвалебную вечернюю песнь.

Почему древний песнописец, который жил так давно, что имя его утеряно в давних временах, обращается к Господу Богу со словами «Свете Тихий»? Сам Господь называет Себя Светом, и апостолы свидетельствуют об этом. Но почему Свет – тихий? Почему употреблено столь необычное сочетание понятий – свет и тишина?

В греческом языке, на котором первоначально составлена эта молитва, слово «тихий» имеет несколько значений: радость, покой, тишина, умиротворение, примирение враждующих, добродушие, желание всем добра. Этим словом, встречающимся и в других церковных песнопениях, и в произведениях святого Иоанна Златоуста, память которого мы совершаем сегодня, греки обозначали такое состояние души, в котором страсти, воюющие против человека, раздирающие душу, стихают и наступают благодатные покой, тишина, умиротворение – в душу входит радость.

Христос – Свет Тихий, дарующий радость, мир, угашающий страсти, умиротворяющий совесть человека кающегося и возносящего благодарную молитву. Предупреждая об опасности впасть в противоположное состояние, Господь говорит нам: «Не уподобляйтесь фарисеям, которые принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися».

Читать еще:  Молитва от нежелательного человека

Ты же, когда постишься, умой лицо твое (Мф. 6, 16-17) и явись пред людьми радостным. Не омрачай лицо твое, подобно лицемерам, чтобы не оскорбить двуличием сокровище Духа, ко­торое, по слову святого апостола Павла, есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Христос постоянно говорит о противоположности состоя­ний душевного мрака, приходящего через грех, и света и радости, которые человек получает от Бога. Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23). С какой тьмой можно сравнить омрачение души человека, добровольно избравшего путь греха – ожесточившего разум и сердце, погрузившегося во мрак и идущего дорогой смерти? Мрак и тьма кромешная ожидают человека, возлюбившего более тьму, чем свет (см.: Ин. 3,19).

Вот, братья и сестры, два крайних состояния – свет тихий, радостный, в котором примиряется все и торжествует душа, когда в нее сходит благодатный мир; и – мрак, в который по­гружается человек, если отвращается от добра, попирает голос совести и отдается во власть греха.

Никто не войдет в Царство Небесное, как только через Иисуса Христа (см.: Ин. 14, 6). Но разными путями ведет Господь людей к покаянию, чистоте и святости.

Вспомним повествование о жизни пророка Божия Илии (см.: 3 Цар. 19, 9-12). Когда он, скорбя о грехах людей, просил Бога наказать их строже, Господь исполнил его молитву. Более трех лет над народом израильским продолжалась страшная казнь: засуха, неурожай и голод. Но народ не исправился. Еще более погрязал он в грехах и ожесточался. Господь дал пророку Илии знамение: Господь пройдет пред ним и откроет Свою волю. И вот пронесся большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы, но не в ветре открылся Господь. После ветра сотрясается и разверзается земля, но и не в землетрясении явился Господь. После землетрясения пронесся испепеляющий огонь, но не в грозных стихиях явил Себя Господь. Отбушевали они, и пророк ощутил веяние тихого ветра, и в нем открылась ему воля Божия о спасении человека. И познал пророк Илия, что Бог грозен, но Он же добр и милосерд (см.: 3 Цар. 19, 9-12). Господь терпит несовершенство человеческое, ожидая, когда же наконец человек покается, поднимет очи свои от земли, от мрака к свету и примет благодатный свет в душу.

Братия и сестры! Во многих церковных песнопениях мы слышим постоянное напоминание о свете. На каждой утрени, перед пением или чтением великого славословия, возглашается: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Великим постом, на литургии Преждеосвященных Даров, священник со свечой в царских вратах произносит: «Свет Христов просвещает всех». Господь дает свет всем, кто ищет мира и любви. И когда свет вселяется в душу, он приносит с собой мир, радость, покой, тишину и примирение. Вот почему за вечерней мы всегда с таким глубоким молитвенным чувством слушаем Божественный гимн «Свете Тихий» – благодарную вечернюю песнь Свету Христову, пришедшему в мир.

Свет Христов – над нами. Свет Христов может быть и в нас. Постоянное памятование об этом пусть осветит наши лица и поможет сбросить с души бремя греха, чтобы избавиться нам от тяжелого мрака печалей и скорбей, порождаемых чаще всего суетными чувствованиями души неразумной. Свет Христов зовет нас к себе. К нему мы должны идти во все время земной нашей жизни, чтобы стать чадами света (см.: Еф. 5, 8), а не чадами тьмы.

Свет Христов, просвещающий всякого человека (см.: Ин. 1, 9), да будет нашей душе путеводной звездой к Царству Небесному. Аминь.

25 ноября 1984 года

Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 269-271.

Читать еще:  Молитва от морщины

[1] Здесь приводится одна из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста пред святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших».

[2] «Прему́дрость, про́сти» – возглашение за богослужением, которым верующие призываются в храме внимательно слушать и воспринимать то, что будут петь или читать. «Прости» – множественное число от церковнославянского «простый» (несложный, неделимый), стоящий – бодрствующий.

Гимн «Свете Тихий» усвояется разным авторам, жившим во II-VII вв., от священномученика Афиногена, епископа Афинского, до святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Об этом песнопении, очевидно, упоминает святитель Василий Великий в книге «О Святом Духе», когда говорит: «Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения; по крайней мере, народ возглашает древнюю песнь и никто не признавал нечествующими тех, которые произносят: хвалим Отца и Сына и Святого Духа Божия» (Свт. Василий Великий. Творения. – М., 1846. Ч. 3. С. 346).

«Свете тихий»

Христианская Церковь сохранила некоторые богослужебные обычаи времен Ветхого Завета. Один из них — возжигание светильника перед совершением молитвы. Повеление зажигать светильник, наполненный чистым маслом, Бог дал ещё праотцу Аврааму. Затеплив огонь с наступлением темноты, ветхозаветный праведник молился Господу у себя в шатре. Впоследствии обычай зажигать светильник для вечернего благодарения Бога стал частью богослужения, которое совершалось сначала в скинии — переносном храме-шатре, а затем в иерусалимском храме Соломона. Ранние христиане позаимствовали обычай возжигания светильника и наполнили обряд новым смыслом. Об этом свидетельствует текст одной из древнейших молитв, названной по первым своим словам — «Свете тихий». О смысле молитвы «Свете тихий» рассказывает священник Антоний Борисов:

Древние христиане из-за гонений властей Римской империи не имели права открыто совершать богослужение, поэтому их собрания проходили в тайных местах — обычно в вечернее или даже ночное время. Общая молитва начиналась с возжигания светильника и пения гимна «Свете тихий». Автор этого песнопения, к сожалению, не известен. А жаль, ведь «Свете тихий» — яркое и поэтичное молитвословие. Оно говорит о нашем Спасителе, Иисусе Христе, и прославляет Его с помощью образа заходящего солнца: «Свете тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе!» — «Иисус Христос, Ты являешься тихим светом святой славы Твоего Бессмертного, Небесного, Святого и Блаженного Отца». «Тихим светом» в древние времена было принято именовать свет заходящего солнца. Христос именуется в этом песнопении «тихим светом», потому что Он пришёл на землю не в полной Божественной славе, а в виде простого человека. Вторая часть «Свете тихий» звучит так: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога» — «Дожив до заката солнца и увидев вечерний свет, воспоём Бога Отца, Сына и Духа Святого». Этими словами мы благодарим Бога за то, что Он дал нам благополучно дожить до конца дня. Завершающая фраза песнопения выглядит так: «Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит» — «Ты, Сын Божий, дающий жизнь, за что славит Тебя мир, достоин во все времена быть воспеваемым голосами святых». В этой части песнопения говорится о том, что только голосами святых может возноситься Богу достойная Его песнь. Так Церковь напоминает нам о том, что Бог всех людей призывает к святости.

Молитва «Свете тихий» исполняется на богослужении, которое именуется вечерней. Как и века назад, она призывает православных христиан благодарить Бога за прожитый день. В храме пение гимна «Свете тихий» зрительным образом дополняется сиянием зажжённых лампад, напоминающих нам о присутствии Бога. А теперь давайте послушаем молитву «Свете тихий» в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.

Источники:

http://azbyka.ru/svete-tixij
http://stsl.ru/news/all/beseda-na-gimn-svete-tikhiy
http://radiovera.ru/svete-tihij.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: