Стихи языкова молитва

Литературное молитвословие Н. Языкова

«Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и нищий находит, и стучащему отворят»(Мф 7,7-8),- так гласит Евангелие от Матфея. Литературные молитвословия обращают нас именно к Евангелиям. Господь заповедал людям великое и трудное: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут»(Мф 6,19), « не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеваться»(Мф 6, 25), «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем»(Мф 6, 34). Вспомним десять заповедей Закона Божия: « Не убивай»(шестая), «Не воруй»(восьмая) и др. Выполнить все это возможно только при помощи прошения, непрерывной молитвы. По словам священномученика митрополита Серафима Чичагова, «только такая постоянная молитва заставляет нас жить на земле небесною жизнью»(3,с.35).
Какою бы ни была религиозная молитва( хвалебной, просительной или покаянной), преломляясь в художественном тексте, она становится одним из способов интертекстуального общения. «Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся»,- подтверждает преподобный Серафим Саровский(4,с.16). «Молитва есть беседа или разговор наш с Богом»,- говорится в Законе Божьем(2,с.13). Православная Церковь утверждает, что молитва необходима для каждого, как воздух и пища, что все у нас от Бога и нет ничего своего. Жизнь, способности, здоровье даются Богом. Господь добр и милостив, поэтому, если от чистого сердца, с верою и усердием просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит желание и даст все, в чем нуждается просящий.
Обратимся к стихотворению Н. Языкова, написанному в 1824 году. Оно очень короткое, как и сама молитва, его открывающая:
Слава богу.
О, слава богу, слава богу!
Я не влюблен, свободен я;
Я выбрал лучшую дорогу
На скучной степи бытия:
Не занят светом и молвою,
Я знаю тихие мечты,
И не поклонник красоты,
И не обманут красотою!(с.105)

Одним из мотивов данного стихотворения является мотив отчуждения от видимого, которое есть не больше чем « скучная степь бытия», ради мечты о невидимом. Лирический герой приближен к «стяжавшему совершенную любовь к Богу», который «весь изменился в любовь» к Нему и оставил все другие привязанности(4,с.4). Он отгородился от мира суеты и шума, от ненужных связей и идола в лице женщины:

И не поклонник красоты,
И не обманут красотою…

«Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей»,- как говорится в Книге притчей Соломоновых (Притч. 31,3). «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая, садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она : « воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен» (…) От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни»(Притч.9, 13-18).

Лирический герой « выбрал лучшую дорогу». «Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение- блуждает»(Притч.10,17). «Мудрость разумного- знание пути своего, глупость же безрассудных- заблуждение»(Притч.14,8). «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу»(Притч.15,4). Мотив праведного пути является основным в Библии.

В сборнике потаенной литературы в качестве антирелигиозного стихотворения неоднократно включалось языковское «К***» («Кому достанется она,/Нерукотворная Мария», 1824 г.) Действительно, в те годы было велико веяние вольномыслия, и Языков оказался не чуждым его. Однако в письмах из Дерпта он часто старается отделить себя от своих стихов, предупреждая, что следует различать, где в них дух Божий, а что от лукавого. Было бы ошибкой судить о переживаниях поэта по многим его стихотворениям: они не всегда отражают «наличную жизнь» и продиктованы «вдохновенным сердцем». Языков был закрытым человеком, застенчивым, что резко противостоит его стихотворной разудалости, поэтому нередко поэта обвиняли в неискренности. Заметим, что сами по себе стихи Языкова автобиографичны, однако чувства порой напускные ( от лукавого ли,от великого ли желания « не остыть» для поэзии). Так, большинство его элегий в 1820-е годы прямо или косвенно связано с Воейковой, которой Языков был увлечен в это время. Его чувство к ней, возможно, и было головным, как полагает К. Бухмейер(6, с.20), однако несомненно одно- оно сыграло немаловажную роль в поэтическом развитии Языкова. Воейкова была для поэта подлинным ценителем его стихов, побуждала к поэтической деятельности. Досада на Воейкову, которая не отвечала на чувства Языкова, но, как ему казалось, удерживала при себе « коварной лаской» с целью доставлять стихотворный материал в издания мужа, заставила поэта говорить о своей влюбленности в стихах как о «миленьких бреднях». Стихотворение же « Слава богу»- одно из тех, в котором поэт обнажил свою душу, освободившись от иронии, так свойственной его раннему творчеству.

Читать еще:  Молитва за благополучие дочери

Очень откровенным является и другое его стихотворение, которое так и называется- «Молитва»(с. 147).

Молю святое провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.
12 апреля 1825.

В нем нет экспрессии, оно спокойно, ровно и серьезно. «… будем искать прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся нам», по слову Спасителя (Матф 6,33). Лирический герой Языкова желает «неизменным», т.е. «достойным» прийти к « таинственным вратам» Царствия Небесного, потому что истинное « наше житие на небесех есть» (Филипп 3,20). А так как Царствие Божие приобретается многими скорбями, то он готов страдать, только бы терпение было. ( Исаия говорит: « Терпящие Господа изменят крепость, окрылатеют, аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут»(Ис.40,31).(Ср. «И как орел ширококрылый/ Взлетит до неба твоего!» из подражания псалму XIV» Языкова)) Что и просит лирический герой.

Стихи Языкова, в которых незримо присутствует Сам Господь Бог, наполнены особым смыслом, они- прорыв в иной мир, беседа с небом, вечностью, которую человек ощущает уже здесь, на земле, особенно ясно в пограничной ситуации или условиях болезни. Здоровье от Бога, но и болезни- проявление Божией милости- посылаются человеку, чтобы открыть глаза на неправедную жизнь:

Велик Господь! Земля и неба своды-
Свершители судеб его святых!
Благословен, когда казнит народы,
Благословен, когда спасает их…(с.248)-

Писал поэт в 1830 году по поводу прекращения эпидемии холеры в Москве.

Велик господь! К нему сердца и руки!
Ему хвалу гласи тимпана звон!
Ему хвалу играйте песен звуки!
Велик господь! И свят его закон!(с.249)

Данное стихотворение является реминисцентным, оно обращает нас к хвалебной молитве Господу Богу: « Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»(Слава Богу!).

В 1835 году Языковым написана еще одна молитва («Моей лампады одинокой…»). В ней поэт обращается с мольбой не лично к Богу, но к светилу, которое переняло у Него Божественную суть:

Позволь еще вкусить отрады
Молиться богу за нее,
Его прелестное созданье,
Мое любимое мечтанье
И украшение мое.(с.300)

Светило является здесь своеобразным посредником между поэтом и Владыкой. Стихотворение посвящено сестре Языкова Екатерине Михайловне (1817-1852), которую он горячо любил и о которой проявлял неустанную заботу: высылал ноты, рекомендовал книги для чтения, желая, чтобы сестра сидела не только с французскими романами. Тревогой за ее судьбу проникнута и «Молитва». Языков молит в числе прочего дать сестре «верного супруга, / Младого, чистого душой,/И с ним семейственный покой,/ И в нем приветливого друга», « почтительных детей,/Здоровых, умных и красивых,/И дочерей благочестивых,/И веледушных сыновей(там же). Стихотворение написано, возможно, при известии о сватовстве Хомякова, друга Языкова. 24 апреля 1836 года Н. Языков писал сестре: «Не знаю, как выразить тебе радость, которая во мне кипит и блещет, когда читаю и перечитываю теперешние твои письма. Эта радость так сильна и действительна, что я не могу ничего делать, ничего на ум нейдет: весь я занят тобою, все мои помыслы слились в одну благодарственную молитву Богу, и предмет этой молитвы-ты, моя милая, добрая моя, голубица моя… Это так и должно быть, этого я ожидал, надеялся и теперь это вижу. И все вы, начиная, как мне кажется, с тебя, моя милая, полюбили его, и я разумеется, тем паче, что знал его еще прежде…»(цит. по:5,с. 173-174). Таким образом, и аллюзийное начало играет немаловажную роль в стихотворении.

Читать еще:  Молитва за прошедший день

Спустя же 400 лет после Рождества Христова православные стали молиться и словами Ангельской песни, историю возникновения которой поэт описал в «Землетрясении»(1844): сильное землетрясение в Константинополе разрушало дома и селения. Устрашенный царь Феодосий 2-й и народ обратились к Богу с молитвой. Во время общего моления на виду у всех мальчик был поднят на небеса, а затем спущен на землю. Он рассказал собравшимся около него, что слышал, как ангелы пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил «помилуй нас», и землетрясение прекратилось.

Языков пересказал сюжет, однако стихийное явление соотнес с «годиной страха», себя с «благочестивым отроком», молитву с поэзией, заканчивая свое творение следующими строками:

Так ты, поэт, в годину страха
И колебания земли
Носись душой превыше праха,
И ликам ангельским внемли,
И приноси дрожащим людям
Молитвы с горней вышины,-
Да в сердце примем их и будем
Мы нашей верой спасены(с. 339).

Данное стихотворение, написанное за два года до смерти Языкова, подводит итог интертекстуальному общению лирического героя и Всевышнего. Слово молитвы сменяется здесь словом о молитве, а непосредственная обращенность к Богу- диалогом с поэтом.

Таким образом, литературное молитвословие дает возможность поэту присвоить статус пророка, а поэзию величать пророческой. Поэтому закономерным, в результате осознания великой миссии, становится и обращение Языкова к псалмам, их переложению.

Библиография.
1.Библия.-М.,2004.
2.Закон Божий.-М.:Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
3.Как правильно молиться?/Сост. Е.Санин.-Спб.: Сатисъ,2006.
4.Наставление отца нашего преподобного Серафима Саровского Чудотворца (Благословение митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего экзарха всея Белоруссии Филарета).-Минск, 1992.
5.Рассадин А.П. Последний из пушкинской плеяды.-Ульяновск, 2002.
6.Языков Н.М. Стихотворения и поэмы/Сост. К.К. Бухмейер и Б.М.Толочинский.- Л: Сов. Писатель, 1988.

Молитва. Стихи Н.М.Языкова

Исполняет Елена Иванова, солистка вокального ансамбля “Элегия”.
Концертмейстер – Алина Родионова
.
Огромное спасибо вам, мои дорогие!
_________________________________________________________________________________
“Молитва” (1835) посвящена младшей сестре поэта – Екатерине Михайловне Языковой.
Это одно из лучших стихотворений поэта, не только проникнутое глубокой любовью к сестре,
но и воссоздающее духовный портрет самого поэта тех лет.

Музыка написана мной давно, но так удивительно сложилось, что только 11 января этого года состоялась премьера романса на благотворительном Рождественском концерте.

Моей лампады одинокой
Не потушай, светило дня!
Пускай продлится сон глубокой
И ночь глухая вкруг меня!

Читать еще:  Молитвенные нужды молитва

Моей молитвенной лампады
при догорающем огне
Позволь ещё забыться мне,
Позволь ещё вкусить отрады!

Молиться Богу за неё,
Его прелестное созданье,
Моё любимое мечтанье
И украшение моё!

О, будь вся жизнь её светла,
Как этот свод лазури ясной,
Высокий, тихий и прекрасный,
Живая Господу хвала!

Рейтинг работы: 175
Количество рецензий: 15
Количество сообщений: 14
Количество просмотров: 974
© 18.01.2014 Лидия Адамова
Свидетельство о публикации: izba-2014-965825

Лариса Гирбургер 07.01.2017 21:12:08
Отзыв: положительный
Прекрасно! С Рождеством Христовым!

Лариса, большое спасибо за тёплый отзыв.
Счастливого Рождества и радостных, благословенных святок!

Анна Макарова 02.01.2017 21:21:08
Отзыв: положительный
“О, будь вся жизнь её светла,
Как этот свод лазури ясной,
Высокий, тихий и прекрасный,
Живая Господу хвала!”

Лидия, сколько нежности, чистоты, душевности в стихах и исполнении.
Восхищаюсь Вашей музыкой.
Браво!

Милая Анна, большое спасибо за отзыв!
Приношу свои глубокие извинения за то, что поздно обнаружила ответ.
Стихи – первооснова романса. Рада, если романс сложился.
Творчества и всех благословений Вам, Анна!

«Молитва (Молю святое Провиденье…)» Н. Языков

Молю святое Провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.

Анализ стихотворения Языкова «Молитва»

Стихотворение написано в 1825 году. В это время поэт проходит обучение на этико-политическом отделении университета в Дерпте и живет далеко от родного дома.

Произведение такой тематики свидетельствует о том, что Николай Михайлович не все время проводил в кутежах и разгуле. Очевидно, что он находил время подумать о вечном, будучи глубоко чувствующей, тонкой натурой, религиозным и творческим человеком. Удивительно, что двадцатидвухлетний юноша уже задумывается о том, что ждет его в будущей (загробной) жизни, и оказывается способным математически точно выразить свою мысль. Поэт, обращаясь к высшим силам, рассказывает о своих интимных переживаниях, о том, что его волнует, что для него значимо.

Стихотворение серьезно и ровно, оно не содержит экспрессии, как настоящая молитва. Средства художественной выразительности, которые поэт умудряется вместить в столь малое по объему произведение: эпитеты — «святое провиденье», «тягостные дни», «железное терпенье», «таинственные врата», «вал белоголовый»; метафору — «врата жизни»; сравнение — «неизменен, как …вал»; синтаксический параллелизм – «но дай …, но … окамени»; инверсию – «жизни … приду к … вратам (царствия небесного)», «Волги вал (волна)», «вал доходит целый»; авторский неологизм – «окамени» — отсылает к тексту молитвы святого Иоанна Златоуста, которую автор, как истинный христианин, не мог не знать: «избави меня от … окамененного нечувствия».

В стихотворении «Молитва» молодой поэт ожидаемо использует лексику высокого стиля — «молю», «провиденье», уместную при прошении. Автор косвенно использует олицетворение: он просит провиденье (высшую силу, направляющую судьбы людей и всего мира) оказать ему конкретные милости — «дай терпенье, окамени». Моление не следует понимать, как просьбу окаменить сердце: поэт желает чистоты, душевной твердости и силы противостояния злу и искушениям, которые посылает судьба.

Молодой автор не желает избежать жизненных невзгод, не простит облегчения своей участи и готов страдать — «оставь тягостные дни», но просит дать ему оружие, чтобы противостоять превратностям судьбы, чтобы с честью выдержать жизненные испытания и сохранить себя, сохранить поэтическое восприятие жизни, талант и принципиальность. Определением «неизменен» поэт подчеркивает, что, невзирая на течение лет, желает сохраниться как личность, во всей полноте своей природы.

Источники:

http://www.proza.ru/2013/11/24/1166
http://www.chitalnya.ru/work/965825/
http://pishi-stihi.ru/molitva-yazykov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: