Русская молитва в бою

Какие молитвы русские солдаты читали перед боем в ХХ веке

Русские солдаты молились перед боем испокон веков. Перед сражением офицеры строили солдатские полки, выносили полковую икону, штандарты, полковой священник, читал молебен, прося у Бога помощи в победе и благословлял воинов на битву.

В Русско-японскую и Первую Мировую

Так же было во время русско-японской войны 1905 года. Священник Митрофан Серебрянский в «Дневниках полкового священника» описывал, что перед наступлением, генерал Алексей Николаевич Куропаткин приглашал священников служить в полках молебны. Сам о. Митрофан служил молебен о победе у саперов и в полку инженеров, а после молебна произносил проповедь с пожеланием усерднее молиться о том, чтобы Бог помог в сражении. Речь он заканчивал краткой молитвой: «Благослови нас, Господи, победой!» И еще одна краткая молитва встречалась в его дневнике перед описанием боевых действий: «Господи, умилосердись над грешными нами, благослови и помоги нам!»

Во время I Мировой войны в императорской армии каждому казаку и солдату была роздана «Памятка русскаго солдата», которая предварялась эпиграфом полководца Александра Васильевича Суворова о том, что русский солдат должен бояться Бога, слушать начальство, помнить о присяге и держаться храбро, и тогда все падет перед нашим оружием.

Молитва же была такой: «Спаситель мой! Ты положил за нас душу Свою, чтобы спасти нас. Ты заповедал и нам полагать души своя за друзей наших, за близких нам. Радостно иду я исполнить святую волю Твою и положить жизнь свою за Царя и Отечество. Вооружи меня крепостию и мужеством на одоление врагов наших и даруй мне умереть с твёрдой верою и надеждою вечной блаженной жизни в Твоём царстве. Пресвятая Богородице, сохрани мя под кровом твоим». Именно эту молитву читали Сибирские казаки перед каждым сражением с немцами, – об этом пишет потомственный казак Дмитрий Валентинович Игнатьев.

В Гражданскую

Даже во время братоубийственной мясорубки Гражданской войны русские солдаты по ту и другую сторону фронтов продолжали молиться Богу. В Белой армии это делали открыто, и молебен перед полком служил священник. Как написал в мемуарах «Дроздовцы в огне» генерал-майор Антон Васильевич Туртул: «может быть, молилась тогда с нами в смертной тьме вся распятая Россия».

Молился перед боем и красный комдив Василий Иванович Чапаев, – об этом в интервью рассказывает сотрудник Института Европы академии наук России священник Василий Секачев. Правда, мы никогда не узнаем, какие молитвы он произносил, возможно, ту самую, что написана была в памятке русскому солдату, и которую он наверняка знал наизусть, как и множество других молитв: два его дяди были священниками, а самого Чапаева в юности устроили в семинарию, из которой он сбежал. Перед наступлением комдив закрывался в комнате, где было много икон молился о победе.

Великая Отечественная

О том, что советские солдаты уповали на Бога, свидетельствуют находки поисковиков, которые обнаруживают на останках солдат нательные кресты, ладанки и образки. Об этом рассказывает Илья Прокофьев – руководитель Общественного фонда поисковиков в Ленинградской области. Из собранных предметов поисковики совместно со священниками РПЦ даже делали выставку.

В безбожное время веру не афишировали, перед боем молились шепотом и после боя в этом не признавались даже друзьям. В книге Артема Владимировича Драбкина «Я дрался на Т-34» ветеран Ион Лазаревич Деген рассказывает, как однажды он пристал к сослуживцам с вопросом, как именно они молились? У всех получилось примерно один ответ: «Господи! Помилуй и сохрани!»

Участник Сталинградской битвы танкист Николай Васильевич Попов вспоминал, что перед боем крестился каждый, и каждый твердил молитву: «Господи! Сохрани меня!»

Связистка Кира Ивановна Луферова вспоминала, что в минуты опасности обращалась к Богу с молитвой: «Господи, помоги! Помоги, Господи!», а один из ветеранов войны, прошедший войну без ранений, рассказал, что гимнастерку его был зашит 90-й Псалом («Живый в помощи Вышняго. »). А в пробитой пулей гимнастерке рядового Александра Зайцева было найдено стихотворение, обращенное к Богу, в котором солдат признавался, что только на войне ему открылась страшная ложь атеизма.

Молились Богу и явно, гонения на церковь в годы войны прекратились. Исследователь Сергей Исаков в статье «О Великой Отечественной войне: известное и малоизвестное», пишет, что сражение под Сталинградом началось с вполне официального молебна перед иконой Казанской Богоматери, и только после окончания молитвы дали сигнал наступать. Он же пишет, что чудотворную икону Божьей матери везли на самые сложные участки фронта. Священники проводили молебны и благословляли солдат на победу, окропляя святой водой. И даже сам маршал Георгий Константинович Жуков перед боем говорил краткое: «С Богом!».

Афган и Чечня

Ветеран войны в Афганистане, священник Михаил Советкин, настоятель храма в поселке Красносамарское вспоминал, что у советских солдат в Афганистане были нательные крестики, которые они прятали, а у многих в гимнастерку был подшит 90 Псалом. Он вспоминал, что в те годы читали «Отче наш», и было несколько случаев спасения рядовых. Однажды его сослуживец нарвался на растяжку, запал сработал, но граната не взорвалась.

Молитва «Отче наш» не раз спасала жизни русским солдатам во время боевых действий в Чечне.

Например, полковой священник Николай Кравченко рассказывал, что эта молитва спасла их – десантники стали читать ее перед каждым боевым выходом после конфликта в Абхазии. Бывали чудеса: бойцы наступали на мины, а те взрывались только тогда, когда бойцы отходили на безопасное расстояние; в одного из десантников целился бандит, однако патрон в стволе автомата «лесного человека» перекосило, десантник выстрелил первым и остался жив.

В Грозном во время страшного боя на площади «Минутка» группе нужно было удерживать подземный гараж, и когда десантники встали на коллективную молитву, к ним подошел комбриг полковник Николай Баталов. Позже он рассказал, что увидел, как десантников накрыл светящийся колокол, и понял, что с ними ничего не случится. Он так и сказал им: «Ребята, я с вами!» Это было против правил, но комбриг оставался с десантниками, куда бы они не шли, и выжил вместе с ними. После окончания военных действий он подал в отставку и стал священником в Волгограде.

Читать еще:  Как снять печать одиночества молитва

Последние новости


Что позволено внукам, не позволено рабам.
Фрагмент из книги Сергея Трофимовича Алексеева «Сокровища Валькирии. Земля сияющей власти».

Полосатые человеческие фигуры возникали из ничего, вставали, казалось, из земли, вычленялись из стен и летели с крыш. В руках что-то белело, похожее на флажки. С рёвом и криком эта призрачная полосатая сила хлынула к казарме, молниями растеклась повсюду, и Джейсон понял, что драка уже идёт, причём яростная и весёлая. В воздухе мелькали эти флажки, свист, возгласы и мат сливались со звуками ударов. Он видел лишь полосатые сполохи, неясный круговорот теней, рассыпающихся в брызги — прибор всё искажал, не давал ясной картины и как бы отдалял, отсекал его линзами от живого дыхания драки. Дениз высунулся из люка, и сразу ярче стали все звуки — над полем битвы висел многоглоточный ор, из которого выделялся русский мат, закрученный с именами Бога, Христа и Богородицы.

И только ощутив сражение вместе с дыханием ветра, Джейсон внезапно осознал, что исход потасовки предрешён! Взвод его разведчиков уже был разбит вдребезги, расчленён на группы в два-три человека, и теперь идёт добивание. Вся схватка длилась не более минуты, а пехотинцы уже валялись на земле, и только малая часть отступала на луг, но и она была охвачена полосатыми тенями, как ореолом.

Дениз выскочил на броню, рывком содрал куртку, но прежде, чем спрыгнуть на землю, увидел тощего солдатика, который теперь оказался тоже полосатым, а в руке был флажок. И этот глист пытался его контролировать, заступал ему дорогу, вращая в руке свой флажок, будто пропеллер. Он наступал! Джейсон спрыгнул, и едва ощутив толчок земли, сделал стремительный прыжок вперёд, рассчитывая сходу сбить противника с ног. Всплеск боевой злобы мгновенно выпарил остатки жалости к этому недокормленному существу. Парень каким-то образом увернулся от удара и перестал вращать свой флажок. Встал в какую-то странную стойку, широко расставив ноги и раскинув руки, и замер, словно ожидая, когда его убьют.

И Дениз понял, что сейчас этот мальчишка умрёт. До того, как получит удар. Кулак сжался сам и начал стремительно наливаться знакомой энергией шаровой молнии. Он видел перед собой узкую полосатую грудь, переходящую в длинную шею, на которой держалась большая и тоже длинная голова. Мягко двигаясь, Джейсон поднял руку и с одновременным шагом понёс кулак вперёд, но в этот миг в затылок дохнул сержант Макнил и на мгновение рассредоточил силу движения. Полосатая рука неожиданно полетела навстречу, при этом странно удлинняясь, и в последний момент Джейсон увидел, что летит не флажок, а малая сапёрная лопата на деревянной ручке…

Земля опрокинулась, спружинила мягко, как пуховая постель, и мир перед глазами, расчертившись в полосы, медленно угас.

Дениз очнулся и увидел перед собой призрак Густава Кальта. Доктор с холодно-каменным лицом махал руками над его головой, а за плечом стояла надгробная статуя сержанта Макнила. Видение всё ещё было исчёркано бегущими полосами, как бывает на экране телевизора.

— Он открыл глаза! — трагично проговорил сержант, словно издалека.

Кальт заглянул в лицо, спросил деловито:

— Вы в порядке, сэр? Сейчас я забинтую голову и всё будет в порядке.

Джейсон махнул рукой в сторону Макнила и будто бы сказал — Уйди! Но тут увидел, что кулак всё ещё сжат, скован, стянут судорогой и не поддаётся воле. Сержант не ушёл, а как бы растворился в воздухе, оставив после себя чёрное пятно, в точности повторяющее очертания фигуры.

— Вам повезло, сэр, — сказал Густав, закрепляя повязку специальной сеткой. — Удар нанесён плоскостью лезвия лопаты. А если бы ребром — снесло бы полчерепа. Вам известно, сэр, у русских сапёрные лопаты специально затачиваются как клинок. Я видел эти рубленые раны — зрелище ужасное.

Дениз машинально подался вперёд, хотел спросить — где видел?! — Кальт удержал его, уложил голову на спинку кресла.

— Нет, сэр, во взводе разведки, к счастью, все живы. Только ранено двадцать два человека. И характер ранений примерно как у вас. Есть ещё несколько сломанных рёбер, но это не в счёт… А разрубленные сапёрными лопатками головы я видел в России. Если быть точным, в Грузии, когда там усмиряли бунт.

— Их кто-то предупредил, — Дениз наконец услышал свой голос и не узнал его. — Они ждали нападения…

— Кого предупредили? — между делом спросил доктор.

— Русских… Они приготовились. И взвод попал в ловушку. Кто их мог предупредить?

— Вероятно, Господь Бог, сэр, — спокойно ответил Кальт. — Он всегда на стороне слабых.

— Этого не может быть, Густав! — внезапно для себя возмутился Джейсон. — Ты хорошо разбираешься в вопросах религии, но говоришь глупость. Если ты знаешь, что русские затачивают лопаты, то должен знать, что они гнусные безбожники. Потому что ругаются в Бога и в Христа.

— Должно быть, сэр, это им позволено.

— Господом, сэр. Кто ещё может позволить ругаться таким именем и никак не наказывать за кощунство? Только Господь. Ведь не наказал же он русских?

— Потому что тупых грязных свиней бессмысленно наказывать!

— Вы не правы, сэр. Бог наказывает их всё время, но совсем иначе. А ругательство это, сэр, вовсе и не ругательство.

— Что же ещё, если они позорят даже Богоматерь? — только сейчас Джейсон начинал чувствовать боль в голове.

— Молитва, сэр, — невозмутимо проговорил Густав. — Это трудно себе представить, но — молитва. Только произносят её не в храме, и не перед сном, а в бою. Это боевая молитва русских. Она имеет очень древние корни. Славяне таким образом призывали богов на помощь в битве. А когда к ним пришло христианство, традиция сохранилась. И новый Господь позволил варварам молиться по-прежнему. И сегодня русские парни весьма искренне молились, потому к ним пришла удача.

Читать еще:  Молитва матушке валентине

— Кто тебе об этом сказал?! Опять тот старый серб?

— Да, сэр, тот старый серб.

— Почему такая несправедливость? Почему только варварам позволено? И прощается даже богохульство? Ты спросил об этом серба?!

— Прошу вас, успокойтесь, сэр, — Кальт поднёс ему склянку с жидкостью. — Выпейте это, сэр. Вам вредно волноваться.

Джейсон выбил склянку, переждал, когда тяжёлый шар боли откатится от головы.

— Я спрашиваю тебя, эскулап: почему?

— Если вам хочется, я могу ответить, сэр, — бесстрастно вымолвил он. — Господь питает любовь к русским.

— Хочешь сказать, они тоже богоизбранный народ, как иудеи?

— Нет, сэр, богоизбранный народ на земле — иудеи. Потому они и называются — рабы Божьи. А варвары — внуки Божьи. У них родственные отношения и родственная любовь. Это совсем другое, сэр, как вы понимаете. Кто Господу ближе, раб или внук? И кому больше прощается. Извините, сэр, это трудно сразу осмыслить и принять, но если хотите разобраться в сути вещей, вам следует заняться русской историей. Варвары довольно подробно изложили своё древнее мироощущение и абсолютно точно знают своё место в мироздании. Они всегда мыслили себя внуками Божьими и потому до сих пор говорят Господу «ты», как принято среди родственников.

— Врёшь, Густав Кальт! Ты всё время мне врёшь!

— В чём, сэр? У меня нет никаких причин обманывать вас. Я получаю вопрос и говорю вам ответ, тот, который мне известен.

— Врёшь, что знаешь всё это из рассказов серба! Вероятно, ты специально изучал историю русских.

— Да, я любознательный человек, сэр, но не более того, — вдруг заскромничал доктор. — И когда слышу интересующую меня информацию, то запоминаю её и пытаюсь анализировать.

Джейсон смерил его взглядом, остановился на лице Кальта — тот смотрел прямо, не мигая, и в голубых глазах он увидел своё отражение с белой повязкой на голове.

— Не простой ты парень, Густав, — проговорил он тихо, прислушиваясь к боли. — Если бы не знал тебя несколько лет, не видел бы тебя в деле, мог подумать, что ты сам — русский шпион, внедрённый в мой батальон. И что это ты предупредил русских. Но я хорошо помню, как ты храбро дрался в Ираке, когда была «Буря в пустыне». Арабы же — всегда водили дружбу с русскими…

— Дрался, потому что батальон попал в трудное положение. И на счету была каждая винтовка. Но я, сэр, очень люблю своё дело, пусть чаще всего вырезаю вросшие ногти и удаляю сухие мозоли.

— Опять ты врёшь, Густав. Ты везде был обыкновенным парнем, а в Боснии начал открываться совершенно с другой стороны. Не узнаю тебя, батальонный эскулап.

— В Боснии, сэр, и вы стали другим человеком.

— Да нет же, Густав! Меня здесь преследуют постоянные неудачи! И больше ничего. Я участвовал во многих операциях и со мной никогда ничего не случалось, — Джейсон потрогал бинт на голове. — А здесь первый раз в жизни получил ранение… И от кого, Густав? От какого-то заморыша с сапёрной лопаткой. Послушай, а ты знаешь, почему русские вышли драться в полосатых рубашках? Это тоже имеет какой-то символический смысл?

— Эти рубашки, сэр, называются тельняшками.

— Да, я слышал, знаю… Но почему они не надели вниз бронежилеты? И сняли каски? Они считают, что полосатые тельняшки защищают?

— Я так не думаю, сэр, — проговорил Кальт. — В этих тельняшках, вероятно, хорошо драться в темноте, видно, где свои, а где чужие.

— Но и противнику это отлично видно!

— Они были уверены в своих силах. Русские вышли драться насмерть, сэр. Поэтому сняли всякую защиту. А наши разведчики рассчитывали просто помахаться кулаками и дубинками. Улавливаете разницу, сэр?

— Насмерть? Почему сразу насмерть? Если они были предупреждены кем-то, то вероятно знали, что мои парни идут на обыкновенную потасовку и не хотят убивать.

— Мы имеем дело с варварами, сэр, — вздохнул доктор. — Русским ничего не оставалось, как идти насмерть. В другом случае они бы никогда не победили. Эти парни из России и в самом деле плохо питались и не имеют достаточной мышечной массы. У варваров же есть древний магический обряд: когда не хватает физической силы, они снимают всякую защиту, одежду и идут в бой полуголыми, обнажёнными, при этом призывая на помощь богов. И когда боги видят, что внуки их идут на смерть — срабатывает родственная поддержка.

— Неужели русских специально обучают этому? — тихо усомнился Джейсон. — Да нет же, мне хорошо известен уровень их подготовки и методика обучения. Ты это сам придумал, Густав? Или опять серб?

— Об этом много написано, сэр.

— Допустим, ты прочитал, что написано, а я не уверен, что об этом читали сами русские.

— Вы правы, сэр, вряд ли, — согласился врач. — Должно быть, им и не нужно читать. Варвары знают свои магические обряды из других источников. У них наблюдается странное явление — коллективное мышление в критической ситуации. И просыпается генетическая память. Они начинают совершать непредсказуемые, алогичные поступки. Человеку с нормальным сознанием и психикой хочется защищаться панцирем или бронежилетом, подобрать более совершенное оружие; варвары же поступают от обратного.

Читать еще:  Молитва на избавление лярвы

Джейсон помолчал, неожиданно обнаружив, что сведённый судорогой кулак разжался и теперь кисть спокойно висит на ручке кресла.

— Спасибо тебе, Густав! — откровенно поблагодарил он. — Ты мне подсказал отличную мысль! И завтра же я возьму реванш!

Доктор не спеша собрал с процедурного столика инструменты, использованные шприцы и пустые ампулы, ненужное выбросил в стеклянную урну, остальное убрал в шкаф.

— Если вы хотите отправить парней на драку с русскими в полуобнажённом виде, сэр, то оставьте эту затею сейчас же, — посоветовал он. — Ровным счётом из неё ничего не получится.

— Да, сэр. Что позволено внукам, не позволено рабам.

Молитва перед сражением

Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лук.17:21)

Спаситель мой! Ты положил за нас душу свою, чтобы спасти нас. Ты заповедал и нам полагать души свои за друзей наших, за близких нам. Радостно иду я исполнить святую волю Твою и положить жизнь свою за Царя и Отечество. Вооружи меня крепостию и мужеством на одоление врагов наших и даруй мне умереть с твердою верою и надеждою на вечную, блаженную жизнь в Царстве Твоем!

НАШ ДРЕВНИЙ ЗАКОН: “ЗА ДРУГИ СВОЯ”

Святой пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн на вопрос воинов о том, как им вести себя, отвечал: “никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием 97. (Лук. IH.14)

Памятка генерала Драгомирова: “Солдат – воин Христов: так себя разуметь и так себя соблюдать должен. Зри в части семью, в начальнике – отца, в товарище – родного брата, а в подначальнике -меньшого родню: тогда и весело, и дружно, и все нипочем”. “Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник”.

Слова генералиссимуса Суворова: “Будь трезв – будешь, здоров и телом, и душой. Кто пьет, от того только дурь идет. Воин, сохранивший себя от всех соблазнов, столь частых во время длинного пути и особенно на продолжительных остановках, придет на войну крепким телом и душой”.

Православный воин должен вести себя всегда так, чтобы соответствовать высокому званию человека, призванного охранять Веру Православную, Царя, Богом помазанного, и Отечество. Безупречно должно быть его поведение с той минуты, как он выступает на войну. В походе к месту военных действий, часто очень продолжительном, он особенно должен быть сосредоточенным в своих чистых мыслях и чувствах, дабы воспитать в себе высокий дух мужества, столь необходимый для предстоящего ему подвига.

“С Богом мы окажем силу; Он низложит врагов наших”. (Пс. 107.14)

I. Когда тебя поведут сразиться с врагом и стать грудью против него, то ты надейся не только на оружие, которое у тебя в руках, но и на помощь Божию: обратись к Богу с молитвою и тогда смело иди на врага, и ты победишь его. А что это так, на это указывают многие примеры.

1) Когда Великий князь Андрей Боголюбский выходил на войну с врагом, то пред воинством его всегда были носимы икона Спасителя и Честный Крест, и оно не прежде устремлялось на врага, как помолившись перед этою иконой и облобызав св. Крест. И Господь помогал русскому воинству за эту живую веру и жаркую надежду на Его помощь; так, однажды, после горячей молитвы князь и воины его вышли на брань против камских болгар-язычников, и сколько те ни старались, их гордость и сила были сокрушены до того, что едва не все вражеские города достались русским.

2) В войсках Петра Великого носимы были всегда святые иконы, перед которыми воины всегда молились, и их молитва была не тщетна. Многие слышали об обшей молитве воинства, во главе с Царем-Освободителем Александром II, в Кишиневе, перед началом последней войны с турками. И тут также Господь благословил оружие наше и войско одержало победу. Ведь недаром говорит русская пословица: “Хочешь трудиться – молись; идешь на войну – молись вдвое; идешь в море – молись втрое”.

II. Второе приготовление должно состоять в том, чтобы примириться со всеми, к кому ты питал вражду. Кто близко к тебе – начальник, товарищ, подчиненный ли твой, подойди к нему и попроси прощения. Кто далеко, остался на родине, к тому обратись мысленно и скажи: “Прости меня, брат мой, а сам я забываю твою обиду”.

III. Вступая в битву, будь смел, храбр и забудь опасности. Ничего не бойся, потому что “Храбрый впереди, и – жив; трусишку же и назади убивают: ему, если жив останется, ни чести, ни места нет”, (Суворов).Вспомните битву первого судьи израильского Гедеона с мадианитянами. У Гедеона было всего только триста воинов, а у мадианитян – несметные полчища. Но так как воины Гедеона были беззаветно храбры, а мадианитяне трусы, то и победа осталась на стороне Гедеона. Такие же случаи можно указать и в истории нашего отечества; например, в битве при Калуге русского войска под предводительством Румянцева было только 17 тысяч, а турок -150 тысяч, и, тем не менее, победили русские, потому что они твердо помнили пословицу: “Смелым Бог владеет”.

IV. Наконец, вступая в сражение, готовься и к смерти, потому что не знаешь, останешься ли цел или положишь жизнь свою на поле брани. Если смерть каждого из нас – не за горами, то у воина в бою она – перед глазами. Не забудь, что после смерти всем должно будет предстать на Суд Божий. А потому всегда помни, что ты идешь за правое дело и что тебе Господь по своему милосердию простит грехи за то, что ты хочешь положить душу свою за других. Свидетельствует это сам Господь Бог: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. (Иоан. XV, 13)

Источники:

http://cyrillitsa.ru/history/100883-kakie-molitvy-russkie-soldaty-chitali.html
http://putin-news.ru/1190-eto-ser-vovse-i-ne-rugatelstvo-eto-boevaya-molitva-russkih.html
http://ruk-boi.livejournal.com/256932.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: