Размеры стихотворений молитва
Размер стихотворения ангел лермонтова
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел»
Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Технология: мастерская, диалоговая.
Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”
Х О Д У Р О К А
Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.
Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.
Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.
1. Слово учителя.
(Читаю эпиграф урока).
Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание
Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.
Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.
Выразительное чтение стихотворения.
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
– Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?
(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)
Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…
(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” – ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
– Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.
Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.
Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан
3. Работа с печатной тетрадью.
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
– С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)
Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
– Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.
– Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)
– Определите рифму (мужская)
– Какая рифмовка стихотворения? (смежная)
Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)
Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.
– Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?
– Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)
– И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
– В каком случае человек обращается к молитве?
– Давайте посмотрим толкование этого слова.
Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.
– Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)
Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?
(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).
Итог урока.
В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.
-
Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.
История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.
Тема – сила молитвы в жизни человека.
Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.
Жанр – лирический монолог, философская направленность.
Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.
Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.
Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
Бонус
- Тест по стихотворению
История создания
Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.
По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.
Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.
Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.
Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.
Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.
Композиция
В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”. Слёзы – состояние очищения, когда верующие люди молятся – это нередкое явление. После них всегда становится “легко” и умиротворённо.
Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.
Средства выразительности
Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”
Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.
М. Ю. Лермонтов, “Молитва”: анализ стихотворения, тема, год написания
М. Ю. Лермонтов является неоднозначной, непростой фигурой в русской поэзии 19-го столетия. Его творчество пропитано некой решительностью, целеустремленностью, однако, вместе с тем, в его стихах улавливается оттенок печали, и слышатся мотивы обреченности и уныния.
Жизненные факты о поэте
Откуда же это соединение столь несовместимых чувств в душе такого юного человека? Разгадку нужно отыскивать непосредственно в истории, в обществе того времени. Поэт жил в 30-е годы 19-го века, в период волнений и стагнации.
Поколение того времени мучалось переоценкой достояния прошлых времен и неопределенностью грядущих. Это была эпоха отсутствия моральных и религиозных эталонов. И поэт максимально ощутил на себе ужас пропащего поколения.
Невзирая на чувствительную душевную организацию, поэт являлся волевым, упорным человеком. И это эхом отозвалось в его трудах. Однако и выносливым личностям иногда нужна помощь и опора. И, похоже, что “Молитва” М. Ю. Лермонтова была написана в один из периодов духовного упадка. Что хотел выразить поэт?
Анализ стихотворения Лермонтова “Молитва”
Данный стих считается доказательством того, что лаконичность формы не умаляет богатства и развернутости композиции. Размер “Молитвы” Лермонтова всего три строфы, однако тут поэт раскрывается читателям с новой, ранее незнакомой стороны.
В подобных строчках мы лицезреем не воина или мыслителя, размышляющего и обвиняющего своих современников, но некоторого “внутреннего” Лермонтова, способного на слепую, беспечную надежду. Произведение пропитано особенной душевностью.
Мы отчетливо замечаем при анализе стихотворения Лермонтова “Молитва” в облике героя характер самого поэта, его скрытые, глубокие помыслы и эмоции. Мы находим его в период духовного кризиса, уныния, в “минуту жизни трудную”. И вот, отыскивая утешение, он взывает к Всевышнему.
Аналогия с действительностью
Проводя параллель с жизненной тропой поэта, можно решить, что персонажу действительно некуда направиться, неоткуда искать успокоения. Поскольку, как уже упоминалось ранее, Лермонтов жил в период моральной стагнации, он не имел неверного мнения относительно своих современников. Понимая весь трагизм создавшейся обстановки, поэт ощущал себя покинутым, очевидно, в какой-то мере, даже ненужным. Лирический персонаж в его стихах обыкновенно выделяется угнетенностью, печалью, недоверием.
При анализе стихотворения Лермонтова “Молитва” мы видим состояние “духовного прозрения”. Кому, как не стихотворцу, выделять загадочное влияние Слова на человека? Поэт ощущает волшебство древних христианских молитв, в них таится невероятная сила столетий. Не нужно размышлять о значении изрекаемых фраз, интуиция сама учует колоссальную магию глубокой созвучности.
После молитвы персонаж произведения ощущает неимоверную легкость, у него возникают новые силы жить и созидать.
Символизм
Отсюда вопрос: возможно ли считать, что после данного стихотворения поэт перешел от мятежности к примирению? По всей видимости, нет, поскольку оба чувства есть различные грани одной личности. Лермонтов с его наводящими ужас, печальными стихотворениями не прерывает борьбу с окружающей реальностью.
Однако, разумеется, в самые трудные периоды ему необходимо где-то находить силы, искать покоя, тишины. Человек, располагающий волшебством слов, взывает к Господу – в этом есть некоторая символика.
Вопреки своему бунтарскому духу, возражению, поэт все-таки допускает реальность высших духовных сил, которым он покоряется и обращается за поддержкой, опустив свою надменную голову…
Характерные особенности
В “Молитве” М. Ю. Лермонтова открывается его душа. В нём сосуществуют обыкновенные для поэта черты: печаль и угнетенность с убежденностью в вышние силы. Молитва точно круг спасения соединяет его, поглощенного своими внутренними страданиями, с Господом. Это его горячая вера, состояние духовного прозрения.
История создания “Молитвы” Лермонтова такова: он был влюблен в княгиню – Марию Щербакову, посоветовавшую ему читать молитву в моменты грусти и тревоги. Из этого можно сделать вывод, что произведение предназначалось непосредственно ей.
Тематика стихотворения
Лермонтов говорит о роли мольбы, о влиянии слова. Он обретает веру и духовное утешение вследствие таинственной силы простой молитвы, при всей своей недоверчивости и обессиленности. Кротость и умиротворение охватывают душу поэта. После молитвы на смену недовольства миром, неуверенности и бунтарству души приходит спокойствие и покорность, вера в доброе и благое.
Также стих зачаровывает собственной мелодичностью. Примерно сорок музыкантов увековечили данное произведение.
Тема “Молитвы” Лермонтова – зарождение в душе человека возвышенных чувств.
Загадочность
Стиль произведения – элегия. Сперва появляется оттенок грусти и тревоги: тяжелая минута в сердце – печаль. Это выделяется красочным словом “теснится”.
В такие моменты и взывают к Господу. Какую же молитву повторяет персонаж – неизвестно. Так же загадочно влияние слов молитвы. Все слова в данных строках крайне экспрессивны: на них создается стиль произведения.
Первое четверостишье – изображает состояние души героя, его взывание к молитве, второе – описывает мощь и красоту выразительных слов. Третье четверостишье повествует о результате молитвы, о том, что придает человеку “сила благотворная”: на смену печали и муке приходят уверенность, вера, слеза успокоения.
Молитва окрещена Лермонтовым доброй защитницей жестокого мира. Тут заметна весомая для его поэзии конфронтация: “жестокий мир”, возникающий неоднократно в некоторых стихах поэта, сравнивается с “доброй защитницей”. Обращают на себя внимание также антиподы в первом и третьем четверостишии: сложную – просто, теснится печаль – ноша скатится.
Если обратиться к анализу стихотворения Лермонтова “Молитва”, то он употребляет в произведении высокую лексику. Ключевые фразы в стихе – “молитва волшебная”, “сила благотворная”, “божественная красота” – сопряжены с религией.
История создания произведения
После того как он вернулся с Кавказа, он осознает, что поменять окружение нельзя. Поэт не сможет выполнить это. Ощущение слабости вынуждает его устремиться к Господу. Вследствие типичного духовного образования Лермонтов никогда не относился к религии серьезно.
Современники его часто подмечали в своих записях, что предприимчивая и несдержанная природа поэта чаще всего вынуждала его сперва осуществлять действия, а потом уже размышлять над совершенным. Как истинный мятежник по жизни, он ни разу не пытался спрятать свои взгляды на политику. Лишь спустя некоторое время, прожитое на Кавказе, Лермонтов понял концепцию возвышенного начала, которой покоряется человеческая судьба.
В душе поэт по-прежнему остается мятежником. Однако осмысливает, что его предназначение не состоит только в том, чтобы показать людям их недалекость и бесполезность. После Кавказа Лермонтов уезжает обратно в Москву, где бывает на светских балах и сближается с княгиней Марией Щербаковой. В одном из разговоров молодая девица говорит поэту, что лишь молитва, устремленная к Господу, помогает приобрести внутренний баланс и отыскать силы в самые тягостные моменты жизни.
Не сказать, что подобная беседа вынудила автора по-иному отнестись к жизни. Однако, по всей видимости, Лермонтов увидел в совете юной девушки личную, особенную правду. Он сочиняет свою «Молитву» – самое доброе и лирическое творение.
Год написания «Молитвы» Лермонтова – 1839 и имеет отношение к позднему периоду поэзии Лермонтова. Поэт, будучи 25-летним, уже побывал в ссылке и пересмотрел свою жизнь.
Идея «Молитвы» Лермонтова — это, в какой-то мере, стремление примириться с той стезей, которая определена для писателя. Однако, вместе с тем, это усиление его уверенности в своих силах и, что не исключено, предвидение близкой кончины. Это – исповедь в стихах, значение которой включает борьбу со слабохарактерностью, вынуждающую его беспрестанно прятать под маской приличия свои настоящие эмоции и мысли.
Источники:
http://iskra-m.ru/2019/05/razmer-stihotvoreniya-angel-lermontova/
http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/molitva.html
http://www.syl.ru/article/357291/m-yu-lermontov-molitva-analiz-stihotvoreniya-tema-god-napisaniya