Пост и молитва что это значит

Проповедь. Сей род изгоняется лишь молитвой и постом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Сей род лукавый, бесовский изгоняется только молитвой и постом» (смотр. Мф. 17:21), — эти слова Господь сказал Своим ученикам, когда те не смогли изгнать беса из отрока, которого привел к ним его отец. Что значат эти слова?

После того, как Христос одним словом исцелил отрока, апостолы спросили Его: «Раньше бесы повиновались нам, и больных мы исцеляли, и другие великие чудеса творили. А этого отрока не смогли избавить от власти беса. Почему мы не смогли этого сделать?». И Господь говорит им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». Эти слова обращены не только к апостолам, но — через Евангелие, в веках — и к каждому из нас, потому что если по молитве и трудам поста изгоняется бес из другого человека, то тем более злой дух не может приблизиться к тому, кто сам соблюдает пост и молитву.

И тут возникает вполне оправданный вопрос: «А что значит такой, изгоняющий бесов, пост? Каким он должен быть? И какой должна быть молитва, чтобы бес не приближался к человеку?»

Что такое пост? Это очень актуально для нас с вами, поскольку мы вступаем в строгий Успенский пост. Пост — прежде всего воздержание, при чем не только от особого рода пищи (мясной, молочной, яиц и — в строгий пост — рыбы). По своей сущности пост — это воздеражание от излишеств, которые расслабляют нашу плоть, делают её дебелой и открытой для воздействия на неё темных сил. Другими словами, пост (как мы поём об этом в великопостных песнопениях), — воздержание наших глаз от того, чтобы не смотреть, куда не нужно, языка — чтобы не говорить то, что не следует говорить, и даже то, что следует, говорить умеренно, не растекаясь в многословии. Также пост — это воздержание наших чувств, эмоций.

То есть пост — определенная мера для человека в его проявлениях внутри и вовне, в мире. Если человек воздержан в чувствах, словах, во всех своих проявлениях, то находится в состоянии поста. Как говорит один из наших прихожан, если же человек Великим постом с услаждением выпил чай или с удовольствием поел жареную картошку, он уже согрешил (чувствует, что согрешил), потому что сделал это невоздержанно.

Что такое молитва, которая изгоняет бесов или не допускает их войти в человека? Господь заповедал нам: «Непрестанно молитесь».

Что означает эта непрестанная молитва? Или: какой должна быть постоянная молитва, о которой говорит Господь? Молитва, мы знаем, бывает славословная, покаянная, просительная и благодарственная… Но бывает ещё и внутренняя молитва. Мы знаем Иисусову молитву, которую многие из нас навыкли творить, и она, как ручеек, течет в нашем сердце. Наверное, это и есть та самая непрестанная молитва.

Молитва также может быть безмолвной — когда человек ощущает присутствие Божие в своей жизни и даже не произносит слов Иисусовой молитвы, поддерживает безмолвную молитвенную связь, состояние внутреннего предстояния перед Богом, Его всевидящим оком. Человек ощущает, что Господь видит его, смотрит на него. Это тоже есть молитва. Та самая непрестанная молитва, на которую указывает нам как на заповедь («Непрестанно молитесь») Господь.

В свете всего этого возникает естественный вопрос: «Если человек не постится и не молится, то бесы входят в такого человека?» Святые отцы говорят, что да, в таком случае злые духи беспрепятственно входят в сердце. И лукаво прячутся от человека и наущают его на творение злых дел, при чем так, что он воспринимает внушенные ведущие к греху мысли как свои собственные.

Поэтому, братья и сестры, вступая в Успенский пост, давайте слова, которые сегодня нам говорит Святая Церковь, — «Сей род изгоняется только молитвой и постом» — глубоко насадим в своем сердце. Вооружимся постом и молитвой против этого лукавого рода, по своей зависти, злобе и гордыни не хотящего покаяться и влекущего нас к погибели. Господь дал нам великое оружие, доступное каждому из нас. Воздержание (пост), молитва — это то, что, как огнем, отгоняет от нас с вами бесов.

Пускай эти слова будут всегда в нашей памяти, хотя бы в ближайшие дни Успенского поста. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 13 августа 2017 г.

Кто кому помогает?

Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства.

Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».

Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.

Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Читать еще:  Сильнейшая молитва о сохранении семьи богородице

Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!»

Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.

А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.

Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает.

Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).

Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.

Слава Тебе, Господи!

Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно.

Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко.

Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.

Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.

А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне!

В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.

Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.

Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!

Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога, миловать ближних и исправлять себя. Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.

Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.

Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).

Читать еще:  Молитва от злых людей на работе начальства

Как правильно поститься и молиться

Как часто можно встретить людей, которые находятся под властью грубых и противных грехов и никак не могут от них освободиться.

Вот некоторые из них: пьянство, блуд, гомосексуализм, лесбиянство, одержимость, вражда, непрощение и многое другое.

Иаков советует нам молиться друг о друге, чтобы исцелиться, и добавляет, что много может усиленная молитва праведного.

Усиленная молитва — это не только неотступная молитва, а и молитва и с постом о чём и пойдёт речь в этой статье.

1. Что такое пост?

Пост — это полное или частичное воздержание от пищи и воды.

В духовном плане, пост — это усиленная война против духов зла, которые стараются изо всех сил поработить и парализовать духовную жизнь христианина. Как долго человек может поститься? Исследуя Библию, мы находим, что фарисей постился два раза в неделю.

Во времена Есфири евреи постились три дня. Давид же, после того как Нафан обличил его в грехе, постился семь дней. Даниил постился об освобождении своего народа частичным постом двадцать один день. А вот Моисей, Илия и Иисус Христос постились сорок дней и сорок ночей. Как мы видим из жизни и во время чтения Библии, бывают различные виды поста. Например, о Моисее написано, что он во время поста даже воды не пил и это было сорок дней и сорок ночей. «Может ли такое быть?» — задаемся мы вопросом. Можно только сказать, что это было сверхъестественное действие Господа.

Он ведь был на горе Синае и лицом к лицу говорил с Богом. Христос постился тоже сорок дней и сорок ночей. Пост Христа был полным воздержанием от пищи. Однако Библия говорит нам и о частичном воздержании. Вот что свидетельствует о себе Даниил: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней» (Дан.10:2-3). Пост может быть коллективный, общенародный, а также личный.

2. Неправильный пост

Христос предупреждает своих учеников, чтобы они не постились напоказ: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16). По словам Иисуса Христа, такой пост только для окружающих людей, чтобы они хвалили постящегося, и таким образом тот уже получает свою награду. Таким постом постился фарисей дважды в неделю. Он об этом громко говорил в храме, чтобы слышали люди и хвалили его. Как видим, мытарь, который, наверно, не подвизался в постах, но в смирении пришел в храм, признавая себя великим грешником, был оправдан перед Богом более, нежели постящийся напоказ фарисей. (Лук.18:14). Здесь же мы можем сделать вывод, что пост ради человеческого эгоизма и гордыни не угоден Богу и таким постом, поститься нельзя. Далее, пост без Христа не принесет нам никакой пользы. Что это значит? Никто не может сам по себе быть достаточно хорошим, чтобы предстать пред лицом Бога, даже если мы приходим к Нему с постом. Человек имеет только один путь к Богу — через Иисуса Христа. И, если мы начинаем молиться, искренне искать Бога, нам всегда будет указано свыше, что без Иисуса Христа, как говорят, не видать удачи. Далее мы встречаем в Библии жесткий ответ Бога, что Он не услышит людей, даже если те будут молиться Ему с постом, потому что они вероломно нарушают Божьи заповеди. Времена Иеремии сопровождались засухой и голодом: «Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. Даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы» (Иер.14:4-5). И вот в такой страшной ситуации Бог говорит Иеремии: «Ты не молись о народе сем во благо ему.

Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и, если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом, и голодом, и моровою язвою истреблю их» (Иер.14:11-12).

Другими словами, люди не каются в грехах своих, хотят жить в них, но начинают молиться и поститься, чтобы Бог дал им дождь и насущный хлеб. Но ответ Бога, как видим, очень категоричен. Было время, когда Давид вероломно нарушил заповеди Божьи, совершил грехи прелюбодеяния и убийства. После того, как пророк Нафан обличил его, он в великом раскаянии постился и молился семь дней, чтобы его ребенок, который родился в результате греха, остался жив, но, тем не менее, ребенок умер. Об этом же Бог говорит через пророка Исаию в ответ на жалобы людей, что они, мол, постятся, а Господь не видит и не слышит. «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Ис.58:3-5). Пост не воспринимается Богом, если он не сопровождается смирением, покаянием и обращением от злых дел к добрым. Смирение, покаяние и чистота сердца — это то, что позволяет нам благоугодно поститься перед Богом.

Читать еще:  Молитва прощения грехов измена

3. Богоугодный пост

Бог, обращаясь к народу, говорит, какой пост угоден Ему: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис.58:6-11). Итак, согласно повелению Бога, пост должен сопровождаться разрешением оков неправды. Библия говорит, что люди подавляют истину неправдою (Рим.1:18). Повсеместно издаются законы, призванные подавить истину, совершаются несправедливые суды, чтобы закрыть уста истины… Бог взывает к человеку и говорит, чтобы он разрешил оковы неправды. Мы помним советские времена, когда люди, такие как Сахаров и Солженицын, считались врагами Родины, потому что начали возвышать голос свой за истину. Их заключали в тюрьмы. Наше время и время, когда жил Исаия, мало чем отличается от времен СССР.

Поэтому Бог говорит, чтобы человек отпустил угнетенных на свободу, т. е. не заглушал голос истины. Затем дается повеление разделить с голодным хлеб. На это Господь обращает особое внимание. Об этом неодно-кратно говорится и в Новом Завете.

Продолжая тему, Бог повелевает скитающихся и бедных ввести в дом, нагого одеть и от единокровного не укрываться. Бывает так, что у человека предостаточно жилой площади, а его единокровный или родственник скитается без крова над головой.

Однажды, когда мы на опушке леса разложили костер, к нам подошел человек средних лет. Познакомились. Оказывается, это так называемый бомж. Его выгнала из дома мама из-за того, что они не нашли общего языка. А что уж говорить о других родственниках? Бог повелевает, чтобы мы своих единокровных ввели в дом, накормили и одели их. Но не только единокровных! И тогда наша молитва и наш пост будут угодными Господу.

Далее, изучая Библию, мы видим, что пост втайне является богоугодным постом.

Тщетным будет пост, направленный на получение славы от людей. Христос говорит: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе ЯВНО» (Матф.6:17-18). Следующее, чему учит Писание: пост должен иметь чистые мотивы. Наши желания должны проистекать из сострадания к погибающему человечеству, которое нуждается в освобождении от греха, болезней, злых привычек и угнетения сатаны. Ведь дьявол может предлагать нам свои причины для поста. Иаков говорит, что люди обращаются к Богу в молитве, но не получают ответа, потому что мотивы их нечистые: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).

4. Пост в нашей личной жизни

Как видим из повествований Библии, общенациональный пост практиковался нечасто.

Ученики Иисуса, находясь с Ним, вообще не постились, но Христос говорит, что настанет время, когда Он будет отнят у них, и тогда будут поститься (Матф.9:14-15). Так и произошло. Апостол Павел свидетельствует, что часто был в посте (2Кор.11:27).

Следуя примеру Павла, мы тоже имеем много причин для поста. Как уже говорилось выше, пост должен сопровождаться молитвой. Но человек, который находится на работе или же на учебе, не может постоянно пребывать в молитве. Однако внутренне может это делать, обращаясь к Господу, чтобы Он разрешил данный вопрос. Иногда люди говорят, что они вообще не могут поститься, поэтому даже не пробуют этого делать. Но хотелось бы отметить из наблюдений: бывает так, что из-за суеты и нехватки времени, такой человек может целый день не кушать и только к вечеру спохватиться, что он ведь не имел во рту сегодня ни крошки. И ничего, после всего этого чувствует себя нормально.

Но как только ему надо попоститься, тогда сразу же с утра у него начинает кружиться голова… Это не что иное, как действие лукавого, который не хочет, чтобы человек молился усиленной молитвой. С другой стороны, есть болезни, при наличии которых в самом деле нельзя поститься полным постом. Поэтому для таких людей хорошо поститься частичным постом, как это делал Даниил и другие Божьи люди.

Источники:

http://makariy-kiev.church.ua/2017/08/16/propoved-sej-rod-izgonyaetsya-lish-molitvoj-i-postom/
http://pravoslavie.ru/45387.html
http://www.invictory.com/library/1003/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: