Омовения ног перед молитва
Омовения ног перед молитва
Тахарат – омовение перед молитвой
Тахарат – определенные ритуальные действия, которые мусульманин обязан совершать перед совершением намаза. Тахарат – это очищение человека от духовной и физической нечистоты: существует внутренний тахарат, достигающийся путем покаяния и праведностью, и внешний тахарат, достигающийся следующими способами:
- Полное омовение (Гусул): совершается после различного рода осквернений (после родов, после интимной близости, по завершении месячных у женщин), тяжелой болезни, перед пятничным намазом, походом в мечеть, постом.
- Малое омовение (Вуду) обязательно непосредственно перед совершением намаза. Как и полное омовение, Вуду требует наличия чистой воды, без посторонних примесей и запаха.
- Омовение песком и камнем
- Чистка зубов
- Подмывание после отправления нужды
- Стирка обуви, чистка одежды
Малое омовение совершается в следующем порядке:
- Произнести намерение совершить малое омовение. Для этого произнести: «Бисмиллахир-рахманир-рахим!».
- Три раза вымыть руки до запястья.
- Сполоснуть 3 раза рот.
- Сполоснуть нос 3 раза: набрать в нос воды и прочистить его.
- 3 раза умыть лицо водой.
- От конечностей до локтя, каждый по 3 раза.
- Один раз, в направлении ото лба к затылку смочить голову.
- Промыть уши большим и указательным пальцем: уши должны быть вымыты как внутри, так и за ушной раковиной.
- Ступни ног вымыть до щиколоток 3 раза. Сначала моют правую ногу. А затем левую.
Во время омовения недопустим чрезмерный расход воды, излишнее плескание ею на лицо, но и не рекомендуется ее экономия.
Во время омовения нежелательно разговаривать с посторонними.
Малое омовения может считаться недействительным, если в процессе его совершения (или сразу же после него) последовали выделения крови, гноя, посещался туалет, наступал сон, обморок, рвота, громкий смех или опьянение.
Полное омовение необходимо совершать в следующем порядке:
- Вымыть руки и места аурата (места, подлежащие обязательному сокрытию).
- Произнести вслух намерение совершить полное омовение.
- Выполнить по порядку все действия малого омовения.
- Троекратно омыть голову и каждую часть тела.
- Вымыть ноги.
Во время проведения гусул важно не отвлекаться и не разговаривать. Вода должна омыть все части тела так, чтобы не оставалось сухого места (пупок, кожа под волосами).
Как вуду, так и гусул обязательны для всех мусульман.
Понравилась статья? Пожалуйста, репост!
Порядок совершения малого омовения
1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты[1]. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.
2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.
3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта[2].
4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.
5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.
6. Трижды вымыть лицо.
7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)[3].
8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос)[4].
9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей[5]; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею[6].
10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую[7].
После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.
В конце желательно[8] произнести следующие слова:
«Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُ وَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ
وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ
اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ
وَ اجْعَلْنِي مِنَ المْتُـَطَهِّرِينَ
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ
أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ
وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ
«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым. Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».
Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас совершит омовение и скажет после этого: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь», для того откроются восемь врат Рая, через любые из которых он сможет пройти [если смерть постигнет его]»[9].
По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави[10] и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)»[11].
По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода»[12]. Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха[13], «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса»[14].
Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.
Вода для омовения
Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем[15]] пригодно для употребления в пищу»[16].
Кроме того, для омовения можно использовать снег[17], при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной)[18].
Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль)[19].
В Священном Коране сказано:
«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.
[2] Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.
Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.
Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.
[3] «Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).
[4] 1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.
[5] Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.
[6] Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.
[7] На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.
Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.
[8] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.
[9] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.
[10] Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».
[11] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.
[12] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.
[13] Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».
[14] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.
[15] Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.
[16] Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».
[17] Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.
[18] См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.
[19] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.
Омовение в Исламе, как правильно делать
Перед тем, как приступить к совершению намаза или взять в руки Коран от человека требуется провести определенную процедуру омовения. Это является не просто физическим очищением, а обязательным условиям для поклонения.
Аллах говорит в Коране:
«О вы, которые уверовали, когда встаете, чтобы [выполнить] молитву, умывайте свои лица и предплечья до локтей и протрите головы, и вымойте ноги до щиколоток.» (Сура Аль-Маида: 5)
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Молитва ни одного из вас не будет принята в состоянии нечистоты, пока человек не совершит омовение.» (Сахих Муслим: 225)
Большое и малое омовение — Гусль и Вуду
Существует два вида омовения:
Полное омовение — «Гусль»
Необходимо иметь намерение и произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим».
- Трижды омыть руки до запястий, в том числе и участки между пальцами.
- Омыть половые органы.
- Совершение малого омовения, кроме ступней ног.
- Обливание головы трижды, чтобы волосы на голове, борода и усы оказались смоченными от корней до кончиков.
- Трижды облить правую сторону тела, затем трижды левую.
- Омовение ног, в том числе и участки между пальцами.
Стоит понимать что если не было испорчено полное омовение, то перед намазом или взятием в руки Коран, достаточно сделать малое омовение.
Что портит полное омовение у мужчин:
- интимная близость
- семяизвержение (даже если во сне)
Что портит полное омовение у женщин:
- интимная близость
- месячные
- послеродовой период
Так же Гусль необходимо совершить совершить после принятия Ислама и для покойного перед погребением.
Малое омовение — «Вуду» (Тахарат)
Вуду – это ритуальное омовение, которое совершается при подготовке к молитве и другим видам поклонения. Слово вуду в арабском языке означает использование воды для мытья определенных частей тела.
Порядок совершения малого омовения:
- Выражение намерения для омовения. Это желание совершить действие ради довольства Аллаха, следуя Его повелению.
- Произнесение «Бисмиллах» (с именем Аллаха).
- Троекратное мытье рук до запястий с протиранием между пальцами.
- Полоскание рта. Чтобы правильно выполнить его надо налить воду в правую ладонь и набрать ее в рот, прополоскать и выплюнуть. Повторить трижды.
- Полоскание носа. Снова набрав воду правой ладонью, ее подносят к носу и втягивают в ноздри. Затем используя левую руку освобождают нос. Проделать это также следует три раза.
- Мытье лица от линии волос на лбу до подбородка. Мужчина должен мыть волосы своей бороды правой рукой, проведя пальцами начиная с низу подбородка к губам, как-бы расчесывая ее.
- Мытье правой руки выполняется до локтя включительно. Трижды рука протирается от кончиков пальцев, включая ногти, до предплечья, включая локоть. Очень важно удалить с кожи и ногтей все, что препятствует проникновению воды, например, тесто, грязь, краска. То же следует проделать с левой рукой (три раза).
- Протирание головы. Для его выполнения надо намочить ладони и поставить их на переднюю часть головы (начало роста волос), не касаясь большим пальцем. Таким образом протереть ими голову до затылка. Затем нижние части ладоней (у запястья) ставят на затылок и протирают у основания роста волос, возвращаясь ко лбу.
- Указательным пальцем моют внутри ушных раковин и протирают большим пальцем за ушами (от нижней части уха вверх). Это делается один раз.
- Мытье ступней до щиколоток включительно по три раза. Мизинцем следует протереть между пальцами, и убедиться, что никакая часть стопы не осталась сухой.
Дуа после омовения
После окончания омовения сунной (желательным действием) является произнесение шахады и следующего дуа (мольбы):
Обязательные действия при малом омовении
Вуду имеет несколько определенных фардов (обязательных действий), не выполнение которых намеренно или по забывчивости делают омовение недействительным:
- Умывание лица.
- Мытье рук до локтя.
- Протирание головы.
- Мытье ступней.
Фардом является выполнение каждого из перечисленных действий хотя бы по 1 разу. Правильным считается совершение омовения с соблюдением всех рекомендуемых действий, являющихся сунной. Это увеличивает награду верующего.
Сунны малого омовения:
- Использование перед омовением сивака – специальной палочки для чистки зубов.
- Начинало всех действий с правой стороны.
- Трехкратное мытье рук, лица, ступней.
- Прочесывание пальцами бороды, чтобы вода могла достичь кожи лица под ней.
- Протирание кожи между пальцами рук и ног при их мытье.
- Экономия воды.
- Дуа после после омовения.
Что нарушает малое омовение
Взяв малое омовение мужчина (или женщина) остается в состоянии чистоты до того времени, пока оно не будет нарушено следующими действиями:
- Выход нечистот (посещение туалета).
- Выход газов.
- Болезненные выделения из тела человека (крови, гноя, сукровицы), вышедшие за пределы раны.
- Рвота.
- Сон.
- Обморок или приступ, при котором человек не контролирует себя (при психическом заболевании или эпилепсии).
- Принятие алкоголя, даже в незначительном количестве.
- Громкий смех при совершении намаза.
Достоинства омовения
Вуду – это не простое физическое очищение тела, а акт поклонения. Его обязательность, как и процесс выполнения указаны в аятах Корана. Поэтому совершение омовения надлежащем образом – это выполнение веления Аллаха, за что верующие получают Его довольство и награду.
В Судный день, когда все будет покрыто тьмой, те части тела, которые были омыты вуду, будут сиять и служить источником света для верующих. И пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сможет таким образом узнать и встретить своих последователей.
Хадис: «Поистине, моя умма (община) в Судный день будет созвана с излучающими свет лицами, руками и ногами от омовения. И кто может умножить свет, пусть делает это». (Бухари, Муслим).
Также при выполнении омовения прощаются грехи человека
«Когда верующий омывает свое лицо (в ходе вуду), каждый грех, который он созерцал глазами, будет смыт вместе с водой. Когда он омоет свои руки, каждый грех, который они совершили будет стирается из его рук вместе с водой. И когда он омывает свои ноги, и каждый грех, к которому он шел, будет смыт. С последней каплей (омывшей его) он выходит чистым от грехов.» (Сахих Муслим: 244)
Таким образом омовение не только условие для совершения поклонения, но и само по себе является деянием, за которое верующий получает огромную пользу и награду от Аллаха.
Источники:
http://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/taharat-omovenie-pered-molitvoj/
http://umma.ru/poryadok-soversheniya-malogo-omoveniya/
http://naistine.ru/omovenie/