Молитва варваре и сергию родителям александра свирского

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Музыка (139)
  • Музыка. Барды (19)
  • Любимые стихи (115)
  • Фото (80)
  • Путешествия (56)
  • Новгородская область (4)
  • Соловки (4)
  • Боровичи (3)
  • Псков (3)
  • Идеи для дома (52)
  • Вязанная игрушка (10)
  • Вышивка в ковровой технике (5)
  • Игрушки (2)
  • С Праздником ! (37)
  • Православие (36)
  • Улыбнись ! (35)
  • Новости нашей жизни (35)
  • Кино (32)
  • Книги (26)
  • Здоровье (26)
  • Здоровье. ПСС (17)
  • Художники (22)
  • Рецепты (20)
  • Просто интересно (11)
  • Разные полезности (10)
  • Цветы на окне (10)
  • Мой город (10)
  • Личное (9)
  • Москва и окрестности (8)
  • История (8)
  • Декабристы (3)

Конвертер видеоссылок

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Музыка

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Преподобные Сергий и Варвара Островские

28 июня – день памяти преподобных Сергия и Варвары Островских – родителей великого святого Александра Свирского (в день памяти собора Санкт-Петербургских святых).

Ниже – икона Преподобных Александра Свирского, Сергия и Варвары Островских

Родители преподобного Александра Свирского – схимонах Сергий и схимонахиня Варвара (в миру Стефан и Васса) — крестьяне села Мандеры, принявшие постриг во Введенском Островском монастыре. Здесь же впоследствии они и были погребены. Сейчас их надгробия установлены в часовне, находящейся на территории действующего Введено-Оятского женского монастыря.
За свою Богоугодную жизнь Сергий и Варвара были канонизированы Церковью и прославленны в чине преподобных.

Не сразу можно оценить подвиг преподобных Сергия и Варвары из скудных сведений, сохранившихся в житии. Внешне их жизнь протекала благополучно: они не были бедны, имели детей, не выделелись сильно от окружающих, вели обычную крестьянскую жизнь. Но “по плодам их узнаете их” , а плод этот великий – святой Александр Свирский до сих пор помогающий людям, приходящим к нему за помощью. И кто в силах оценить глубину страданий и самоотвержения отца и матери, которые, вымолив у Бога сына, получив его как дар, утешение и благословение Божие, должны были расстаться с ним в земной жизни, чтобы и он, и они взошли на высоту жизни христианской ?

Александр Свирский называл Островскую обитель “монастырь моих родителей” и почитание родителей преподобного началось вскоре после канонизации святого Александра Свирского.

На фото – Икона Св. Пр. Варвары и Сергия Островских в Троицкой часовне Александра Свирского мужского монастыря Ленинградской области. (Фото – Бобров М. С.) (взято с сайта www.trmples.ru )

Родители преподобного Александра Свирского, Стефан и Васса, были поселяне села Мандеры, входившего в то время в состав Новгородских земель. Село это находилось на правом берегу реки Ояти, недалеко от Островского Введенского монастыря. Они были людьми среднего достатка и проводили свою жизнь без материальной нужды. Первые годы их супружества протекали благополучно, они утешались рождением детей и прилагали все старания, чтобы воспитывать в них верность Богу и святой Церкви Христовой. Так прошло несколько лет.

Спустя некоторое время попущением Божиим прекратилось у них рождение детей. Часто они уединялись в близлежащий Введенский Островский монастырь, где пребывали в посте и молитве и просили Бога о рождении чада. В одну ночь, молясь в уединении, Стефан и Васса увидели некоторое знамение Божие и услышали голос, говорящий им: «Радуйтеся, доброе супружество, се бо услыша Господь молитву вашу и родите сына, утешения тезоименита, яко в рождестве его утешение церквям Своим подати имать Бог». И по некотором времени, 15 июня 1448 года, родилось у них долгожданное чадо мужского пола, которого долготерпеливые родители назвали Амосом. Это и был будущий великий святой земли Русской преподобный отец наш Александр, Свирский чудотворец. После появления на свет младенца Амоса его родители Стефан и Васса дали обет Богу пребывать до самой своей смерти в чистоте и в воздержании от брачного соединения, который и хранили свято до конца дней своих.

Когда отрок Амос достиг совершеннолетия, родители вознамерились сочетать его законным браком. Однако не то было на сердце у боголюбивого юноши: он испытывал сильное стремление «со единем Христом жити» и всецело посвятить себя на служение Богу. Отпросившись у своих родителей в отлучку якобы по хозяйственной надобности, блаженный Амос вышел из-под родительского крова с намерением не возвращаться обратно. Он принял твердое решение удалиться на Валаам и вступить в число монастырской братии.

Стефан и Васса, после ухода сына из дому, долго сокрушались об исчезновении своего сына, не ведая, жив ли он, отыскивали они его по всей окрестности – в городах, селах и деревнях, обещая всем, кто известит их о месте его нахождения щедрое вознаграждение. Но все попытки их разузнать что-либо о горячо любимом сыне были безуспешными. Трудно было им смириться с исчезновением юноши и навсегда оставить надежду когда-либо видеть его. Не зная, жив ли или мертв их сын, Стефан и Васса не желали иметь успокоения. В такой горестной безвестности они провели долгих три года. (взято с сайта www.mitropolia-spb.ru )

История умалчивает об иноческих подвигах родителей преподобного Александра Свирского. Сохранились только вещественные знаки их подвижнической жизни – металлические вериги в виде крестов и парамана на железных цепях, которые они носили на телах своих. Эти вериги позволяют сделать предположение, что не так-то просто далась им победа над своей плотью. В Введенском монастыре и закончили схимонах Сергий и схимонахиня Варвара свой непростой и не совсем обычный земной путь.

Читать еще:  Молитва об усопших на третий день

СЕРГИЙ И ВАРВАРА ОСТРОВСКИЕ

В миру Стефан и Васса были крестьянами Обонежской пятины Новгородской земли: края, населённого карелами и весью, которые приняли православную веру ещё в XI веке. Родились, вероятно, около начала XV века, скорее всего не позднее 1420 года. Жили в селе Мандеры на реке Ояти, притока реки Свири, напротив Островского Введенского монастыря. Стефан был благочестивым и богобоязненным, делился своим имением с нищими и любил творить добрые дела. Его жена Васса в доброй жизни не отставала от своего мужа.

Супружество их сразу же было благословлено чадородием: у них родилось двое детей, которые со временем выросли и стали жить отдельно от родителей. Тогда настало время, когда Бог долго не давал супругам радости рождения ещё одного ребенка, хотя они и стремились к этому всею душой. Томясь от продолжительного бесплодия, оба супруга очень печалились и скорбели. Прося Бога о даровании сына, супруги возлагали на себя многие обеты, и еще более прилежали добрым делам. Как-то, встав в полночь на молитву, Васса стала с непреложной верой молить Бога о рождении сына. После этого супруги пошли в ближайшую от того места церковь, во Введенский монастырь, и пребывали в нем долгое время, молясь Пресвятой Богородице. Однажды ночью, когда оба они молились, и никого вокруг не было, услышали они голос: “Радуйтесь, доброе супружество! Вот даровал вам Бог отрока утешения тезоименитого, ибо в его рождении утешение Церквам своим подаст!” Заметив время видения, они возвратились в свой дом. Через некоторое время, узнав, что Васса зачала, супруги поняли, что явление было истинным. Исполнившись радости и благоговения, Стефан и Васса с тех пор решили между собой воздерживаться от супружеских отношений, что и сохраняли до конца своей жизни.

Не имея известий о сыне, родители долго его искали, и, не найдя, горько оплакивали его, как уже умершего. По всем окрестностям было объявлено, чтобы за вознаграждение сообщили о местопребывании юноши его отцу. Но прошло три года, а никаких известий об Амосе не поступало. Родители были неутешны в своем горе, в тайне души продолжая надеяться на его возвращение.

И вот однажды из Карелии пришли в Мандеры некие люди с известием, что Амоса видели в обители на Валааме принявшим монашеский постриг. Не имея больше сил ждать, и не боясь дальности пути, престарелый Стефан отправился на Валаам искать сына. Придя к игумену монастыря и узнав, что сын его здесь, Стефан просил о встрече с ним. Александр опечалился и не хотел выходить, понимая, что отец будет просить его вернуться домой. Стефан же решил, что игумен прячет от него сына. Не терпя разлуки, он с гневом кричал игумену, чтобы показал ему сына, иначе он убьет себя прямо у ворот монастыря. Тогда Александр согласился на встречу с отцом.

Стефан, увидев сына изможденным от многого труда и воздержания, обнял его и горько плакал. Потом, немного успокоившись, стал уговаривать Александра вернуться домой. Преподобный, хоть и скорбел сильно за отцовское горе, однако видел, что любовь человеческая затмевает то, что необходимо и полезно для спасения души. Поэтому Александр отвечал отцу: “Одно тебе хочу сказать: пойди в дом свой с миром, и, придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, истинно тебе говорю, больше лица моего не увидишь“. И еще долго уговаривал Александр отца, но тот не хотел его слушать и с гневом ушел. Не могло родительское сердце от сильной любви к сыну и боли душевной принять эти слова.

Тогда преподобный Александр стал молиться, чтобы Господь умягчил отцовское сердце и помог в мире принять Божественную волю. Молитва праведника была скоро услышана: Стефан вернулся к сыну и сказал ему, что поступит по его совету. После разговора с сыном, Стефан ушёл в свое селение.

Вернувшись в свой дом, он не стал откладывать исполнение своего намерения, но быстро устроив все домашние дела и передав хозяйство своим детям, удалился во Введенский монастырь. Здесь он был пострижен с именем Сергий, с принятием монашеского сана оставив и все заботы о житейском. Праведная Васса, мать преподобного Александра, привыкшая во всех добрых делах следовать своему мужу, постриглась в том же монастыре с именем Варвара. Вместе с монашеством, престарелые супруги подъяли суровый телесный подвиг: преподобный Сергий носил на себе железный параман весом около 3,5 кг, а преподобная Варвара изнуряла свою старческую плоть двумя крестами на цепях весом в 1 кг.

Читать еще:  Мусульманская молитва на порчу

Недолго прожили после этого преподобные иноки Сергий и Варвара. Принеся молитвенную мудрость последних лет своей старости в тихую обитель, они мирно скончались и были погребены там, где столько благодеяний получили в своей жизни по молитвам к Богу. Случилось это не позднее 1485 года. В Украинском церковном календаре дата кончины указана как 1477-1480 [2].

Мощи и почитание

Преподобный Александр Свирский никогда не забывал своих родителей: проявляя заботу о благоустройстве Введенской Островской обители он называл её “монастырь моих родителей”. Среди чудес, совершённых им по преставлении, известен случай исцеления Александры Александровны Михайловой в 1838 году, когда святой в ночном явлении велел болящей заехать в “монастырь же моих родителей.”

Память о Сергии и Варваре, совмещённая с памятью великого сына, неизменно сохранялась сквозь века. Так, в своей грамоте 1597 года царь Феодор Иоаннович жалует игумена и братию “Введенскаго монастыря, что на реке Ояте, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго”. В XVII веке встречаются случаи именования преподобных Сергия и Варвары “чудотворцами”. Видимо у их гробниц бывали случаи чудесной помощи, но вероятно в силу малочисленности братства и бедности, в монастыре не велось каких-либо систематических записей, поэтому более подробных сведений об этом не сохранилось.

В описании монастыря 1873 года отмечается:

Среди замечательных вкладов в монастырь в XIX веке некоторые свидетельствуют об особом почитании Сергия и Варвары. Так, в ризнице хранились серебряный вызолоченный напрестольный крест и большое напрестольное Евангелие, пожертвованные братьями: новгородских адмиралтейских дел комиссаром Феоктистом Абрамовичем и капитаном лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрием Абрамовичем Вындомскими, уроженцами этих мест. Дар был принесен в монастырь “к родителям Александра чудотворца Свирского” на помин души себя и своих родителей. Также и от Петербургского купца Даниила Кротова в 1843 году была пожертвована икона Воскресения Христова с десятью угодниками, к которой был привешен серебряный вызолоченный крест с частицами мощей 14-ти святых. Даритель просил поставить икону в ту церковь, где почивают мощи Сергия и Варвары.

К началу XX века у святых врат монастыря в огромных нишах колокольни были изображены преподобный Сергий Радонежский и святая великомученица Варвара, с именами которых приняли постриг родители святого Александра. Икон самих Сергия и Варвары Островских, которых ещё не канонизировали соборно, в то время не писали.

После бедствий советского периода, когда величественный Богоявленский собор с гробницами преподобных был разрушен, настало время возрождения и Введенского монастыря. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 19-20 апреля 2000 года преподобные Сергий и Варвара были прославлены в Соборе Санкт-Петербургских святых. В 2003 году было обретено место погребения преподобных, на котором были устроены гробницы с их изображением. В 2006 году на пожертвования почитателей святых Сергия и Варвары была построена каменная часовня, внутри которой кроме образа самих преподобных были помещены шесть клейм со сценами из их жития. К восстановленным гробницам святых опять потекли паломники. В 2007 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Котлярова) было установлено отдельное местное празднование преподобным Сергию и Варваре 15 июня (28 июня н. с.). По состоянию на 2018 год святым Сергию и Варваре были составлены особые акафист и служба, которые ожидали утверждения синодальной комиссией [3].

Молитвословия

Кондак прп. Варваре Островской, глас 2

Чистот’ою душе́вною Боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нныя моли́твы я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́ла еси́ бесо́вская ополче́ния,/ Варва́ро, ма́ти на́ша,// моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Использованные материалы

[1] “pt:t Varvara ja Sergei Ojattijokelaiset (+ 1500-l.)”, календарь на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, https://ort.fi/kirkkokalenteri/20190830 .

[2] “Православний календар. 2015”. – К.: Українська Православна Церква, 2014. – С. 67, 152, 159

[3] Сообщение пользователя Гавриилы от 22 августа 2018.

Прпп. Сергий и Варвара, родители прп. Александра Свирского († 1477, 1480), память 28 июня, 12 сентября

Прпп. Сергий и Варвара, родители прп. Александра Свирского

(† 1477, 1480), память 28 июня, 12 сентября

Родители прп. Александра Свирского – Стефан и Васса (жители села Мандеры), после ухода сына из дому, долго сокрушались об его исчезновении, не ведая, жив ли он. Лишь спустя три года они узнали, что сын их живет на Валааме. Стефан поехал в Валаамский монастырь упросить его вернуться домой. Но на все уговоры Преподобный ответил: «…иди ныне в дом твой с миром, и вся, елика обещал еси мне собранная имения твоя, продаждь, и раздай нищим. Молю тя, отче мой, устрой о дому своем и иди в монастырь Пресвятыя Богородицы во Остров, и туда пострижешися, и спасение души получиши…».

Отец вскоре так и поступил. Придя домой, он все, что требовалось, совершил, раздал свое имение и удалился в Островской Введения во Храм Пресвятой Богородицы монастырь, где принял постриг с именем Сергия. За ним последовала и супруга, приняв в иночестве имя Варвары. Пожив благочестно, схимонах Сергий и схимонахиня Варвара мирно отошли ко Господу примерно в 1477–1480 годах и были похоронены здесь же при монастыре.

Читать еще:  Вифлеем икона божьей матери молитва

Прпп. Сергий, Варвара с Александром Свирским

Введенский Островский мужской монастырь возник на рубеже XIV–XV веков. Названием монастырь был обязан тому, что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода, и он становился островом. Кроме того, «островом» именовалось тогда любое возвышение среди окружающих низменностей.

Первые сведения о монастыре содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 году.

С 1582 по 1617 годы Введенская обитель переживала шведское разорение.

До 1764 года Введенский Островский монастырь оставался приписан к Александро-Свирскому монастырю.

До XIX века монастырь был полностью деревянный. Восстановленный после разрушений Смутного времени, монастырь имел в центре два храма: холодный Введенский с приделом апостолов Петра и Павла и теплый Богоявленский с трапезной, колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святыми вратами, над которыми был Нерукотворный образ Спасителя. На территории монастыря был колодец и разные хозяйственные постройки: погреб, сушило, поварня, квасоварня, амбар. В подцерковье Введенского храма находилась монастырская казна, в которой хранились не только деньги, но и ткани, и разная хозяйственная и рабочая утварь, и запас одежды. Под Богоявленской церковью держали запас хлеба и посуду. За монастырской оградой находились конный и коровий дворы, келья для монастырских работников, мельница, рига, гумно. Чтобы обеспечить себя, братия занималась традиционной для этой местности хозяйственной деятельностью: выращивала хлеб (рожь, овес, ячмень) и овощи, держала скот, ловила рыбу, которая в изобилии водилась в Ояти и Свири.

В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой половине XIX века. К началу XX века Введенский-Островский монастырь имел хорошо налаженное хозяйство, обители принадлежало более 500 га земли.

С октября 1918 года на территории монастыря из рабочих, обрабатывавших его земли, стала организовываться коммуна «Пролетариат».

В марте 1919 года монастырь был окончательно закрыт, и монахи ушли все, кроме иеромонаха Николая (Сергиевского), сразу вошедшего в коммуну, образованную из рабочих, которые до революции обрабатывали монастырские земли. Отец Николай вплоть до ареста никогда не прекращал богослужения, берег оба монастырских храма.

Коммуна прожила недолго и распалась в 1921 году «в силу неурядиц среди членов коммуны».

28 апреля 1922 года в Введенском монастыре проходило изъятие церковных ценностей. Процедура прошла спокойно.

В 1929 году на территории монастыря обосновалась агробаза «Ильич».

Двенадцать лет после упразднения обители посреди коммуны и колхоза действовали оба храма. После ареста в 1931 году о. Николая верующие пытались сохранить свои святыни, но силы были не равны.

Купола и кресты с храмов были сняты сразу после их закрытия, а обветшавший шатер колокольни снесло ураганом в 1970-е годы.

Введено-Оятский женский монастырь

В монастыре располагалась центральная усадьба совхоза, во всех помещениях жили люди, причем очень тесно и неудобно, даже в колокольне было несколько «квартир». Жизнь на территории разоренной обители была нелегкой, случались и самоубийства.

В 1991 году разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства.

В 1992 году от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) было получено благословение на создание женской общины.

27 декабря 1993 года решением Священного синода был открыт Введено-Оятский женский монастырь. Это был первый открытый епархиальный монастырь Санкт-Петербургской епархии.

К концу 2000-х годов были восстановлены колокольня, несколько корпусов, вокруг монастыря заново построена полностью разрушенная ограда, налажены инженерные системы обители.

Число братии монастыря всегда было невелико, оно колебалось в разные годы от 5 до 25 человек, к 1917 – 12 человек братии, из них 9 – в постриге, 2000-е – 13 сестер.

Введенский соборный храм – первое каменное здание обители. Построен в 1817 году, закрыт в 1932 году. В храме был устроен клуб. Во всю его длину храма сделали пристройку – кинозал над разоренным кладбищем. В 2003–2004 годах храм был полностью отремонтирован.

Богоявленский собор с тремя приделами вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей прп. Александра Свирского построен в 1910 году. Строился по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина в неорусском стиле. Закрыт в 1932 году, разобран до основания, его кирпич использовали для колхозных построек, хотя изначально планировали этот храм использовать под школу. Чтобы не осталось и следов места погребения прпп. Сергия и Варвары, храм разобрали на метр вглубь земли.

В 2006 году на месте разрушенного храма была установлена памятная книга, изготовленная из мрамора иждивением жертвователей монастыря.

В 2003 году места погребения прпп. Сергия и Варвары были обнаружены и над ними были устроены гробницы из карельского гранита с изображениями святых.

В 2004 году была возведена каменная часовня над гробницами, а ее полная внутренняя и наружная отделка закончены в 2006 году.

Адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, ст. Оять, п/о Рассвет

Подворье: в Санкт-Петербурге – храм святой блгв. кн. Анны Кашинской на Выборгской стороне (Большой Сампсониевский пр., 53).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/2940096/post105562352
http://drevo-info.ru/articles/13678046.html
http://religion.wikireading.ru/224148

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: