Молитва тайная комната
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою. »
Продолжая в Нагорной проповеди разговор о молитве, Иисус Христос провозгласил: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» ( Матф.6:6 ). Как нужно понимать эти слова?
На протяжении веков комментаторы Библии эти слова оценивали по-разному. Одни толкователи утверждали, что эти слова нужно понимать буквально. Другие говорили о том, что нужно понимать эти слова иносказательно. Но эти слова нельзя отрывать от контекста других поучений Иисуса Христа о молитве, произнесенных Им в Нагорной проповеди.
В предыдущем высказывании Иисус Христос предостерегал людей от того, чтобы они не вели себя как фарисеи-лицемеры, которые при совершении молитвы в многолюдных местах, молились ради прославления и похвал. Таким образом, совет Спасителя о тайном молении с плотно затворенной дверью, в контексте с предыдущей фразой о молении в многолюдных местах напоказ, можно понимать как указание на совершение искренней молитвы, без лицемерия, в условиях уединенности, при которых некому будет воздавать хвалу за совершенную молитву. Ведь при тайном молении создаются благоприятные условия для борьбы с такими греховными страстями как тщеславие и гордость, которые могут обуревать молящегося человека.
В разбираемых словах Иисуса Христа говорится о совершении молитвы в тайне. Молиться в тайне от людей нужно при совершении личной молитвы, в которой человек с искренней доверчивостью, как послушный сын любящему отцу, может рассказать Господу Богу о своих личных нуждах и помыслах. Именно в личной молитве, оставаясь наедине с Богом, человек получает возможность без посторонних ушей и посредников самостоятельно открыть свое сердце любящему нас Отцу Небесному.
При совершении личной молитвы, в условиях, когда нас (молящихся людей) никто, кроме Господа, не слышит, мы можем свободно рассказать Богу о своих заветных желаниях, излить свою душу, обратиться со своими сокровенными просьбами и пожеланиями. И если мы будем молиться искренне и усердно, то после нашей молитвы можем услышать в своем сердце голос Божий в ответ на наше обращение к Богу. Поэтому и советовал Иисус Христос молиться тайно, так как подчеркивал разницу между общественной и личной молитвой.
Принцип любой коллективной или личной молитвы как раз и состоит в том, чтобы во время совершения молитвы все свое внимание сосредоточить на Боге, все свои мысли сконцентрировать на словах молитвы. И тогда, даже если человек будет находиться в окружении других людей, он отрешится (отойдет в своих мыслях) от окружающей обстановки настолько, что не будет воспринимать того, что происходит вокруг него, не будет обращать внимания на рядом стоящих людей. Такой человек, молящийся прилюдно, в мыслях своих все равно будет пребывать наедине с Богом во время молитвы. Но так как такого отрешения может достигнуть не каждый человек, то Иисус Христос и советует творить молитву в уединенном месте с плотно закрытой дверью для того, чтобы человеку ничего не мешало и не отвлекало его внимание во время совершения молитвы. А также для того, чтобы человек имел возможность искренне обратиться к Богу без посторонних людей и совершить моление в виде личной молитвы.
Сам Спаситель для творения Своей молитвы предпочитал уединение и удалялся в безлюдные места. Делал Он это не потому, что не мог сконцентрироваться на молитве в многолюдном месте, а для того чтобы осуществить личную молитву, которая представляет собой личную, индивидуальную беседу молящегося человека с Богом и носит доверительный характер.
Одобрение и заповедь Спасителя на тайное совершение молитвы можно рассматривать как указание на то, что при совершении личной молитвы человек должен укрыться не только от людей, но и уединиться в самом себе. То есть все свои чувства и мысли во время молитвы объединить в едином стремлении сосредоточиться на Боге и общении с Ним.
Много толкователей говорило об иносказательном пояснении разбираемых слов Спасителя. Так, например, Августин Блаженный считал, что дверь в разбираемых словах Спасителя означает чувственный вход в виде человеческого сердца, через который в сознание человека проникают беспорядочные чувства и желания. В эту дверь, говорил Августин Блаженный, под видом чувств часто стучится искуситель. И если дверь нашего сердца для злых чувств будет запертой, то искуситель уйдет и оставит нас в покое.
Амвросий Медиоланский так пояснял разбираемые слова Спасителя. «Вот комната молитвы, которую ты всегда имеешь с собою. В эту комнату преимущественно должно уединяться, хотя бы мы находились и между людьми».
Святой Иоанн Златоуст так пояснял эти слова Спасителя. «Если в комнату войдешь и затворишь за собою дверь, а сделаешь это напоказ, то и затворенные двери не принесут тебе никакой пользы. Спаситель желает, чтобы ты, прежде чем затворить двери комнаты, изгнал из себя тщеславие и заключил двери сердца твоего. Из глубины сердца твоего извлеки глас, сделай молитву твою тайною».
Из разбираемых слов Иисуса Христа можно сделать следующие выводы. Если в предыдущих словах говорится о лицемерной молитве фарисеев напоказ, то в разбираемых словах говорится об искренней и чистосердечной молитве. Если в предыдущих словах говорится о прилюдной молитве, то в разбираемых словах говорится о молитве личной. Если в предыдущих словах говорится о молитве в общественном месте, то в разбираемых словах говорится о молитве тайной, совершаемой в уединенном месте с плотно затворенной дверью.
Тайная молитва, совершаемая в уединенном месте, создает условия, позволяющие избежать восхвалений, воздаваемых людьми за совершенную молитву. Таким образом, в разбираемых словах Иисуса Христа говорится о проявлении скромности во время совершения молитвы, об отношении к молитве, как к исполнению своего христианского долга, за который не нужны никакие благодарности и восхваления.
В разбираемых словах Иисуса Христа звучит призыв о том, что при совершении молитвы в людных местах нужно уединиться в самом себе или войти в комнату свою и там совершать свою молитву тайно. И за искреннее совершение чистосердечной молитвы, сделанной тайно, «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Иными словами, Иисус Христос говорит о том, что за совершение искренней молитвы, выполненной без лицемерия и позерства (напоказ), Господь Бог, как за благочестивый поступок, пошлет человеку благоприятное воздаяние, исполнит прошения этого человека, сказанные в его молитвах. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» ( Иоан.15:7 ).
Тайное место с Богом – Дмитрий Лео
О близких взаимоотношениях с Богом
Иисус совсем немного учил о молитве, поэтому все то, что Он говорил в Евангелии от Матфея 6 главе, содержит все самое необходимое для нас.
Учение Господа Иисуса о молитве делится на три части.
- Иисус предостерегает нас, как не нужно молиться (Матф.6:5)
- Иисус говорит, как нужно молиться (Матф.6:6-8)
- Иисус учит, о чем важно молиться (Матф.6:9-13)
(Матф.6:5-8) И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
1. Иисус предостерегает, как не нужно молиться (Матф.6:5)
(Матф.6:5) И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
На первый взгляд, кажется, что Иисус против публичных молитв, но если посмотреть на 6 стих, то видно, что Иисус имеет в виду другое.
(Матф.6:6) Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне…
Он называет лицемерами тех, кто не имеет молитвы в тайном месте, но идет молиться там, где их могут видеть другие. Иисус говорит, что это и есть их награда за молитву.
Недостаточно молиться в воскресный день в церкви и с семьей перед приемом пищи, необходима еще и личная молитва в тайной комнате. Почему Иисус учил этому учеников?
«У набожного иудея были твердо установленные часы молитвы. Это были третий, шестой и девятый час, то есть в 9 часов утра, 12 часов и в 3 часа пополудни. Где бы человек в это время ни находился, он должен был молиться. Иисус отмечает и порицает в иудеях, что они молятся для того, чтобы их видели люди. Иудейская система молитвы очень способствовала такой показ. Иудеи молились стоя, с вытянутыми вверх руками, склонив вперед голову. Человеку было легко остановиться на верхней ступени у входа в синагогу и там долго и демонстративно молиться, чтобы все люди могли восхищаться его исключительной набожностью.» (Баркли)
2. Иисус говорит, как нужно молиться (Матф.6:6-8)
(Матф.6:6) Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (в тайном ‘месте’) ; и Отец твой, видящий тайное (в тайном ‘месте’) , воздаст тебе явно. комната [tameion] – хранилище, склад, кладовая комната, казнохранилище; потаенная или внутренняя комната дома
тайное – прилагательное, дательный падеж, единственное число, средний род. Поэтому правильно переводится; – тайном (месте) а не тайное.
явно [faneros] – видимый, явный, открытый, известный, очевидный.
В одном случае человек молится явно и это и есть его награда. Или он молится в тайном месте и получает явное воздаяние от Бога. То есть если мы хотим явных, видимых, очевидных ответов на молитвы, нам нужно иметь молитвенное время в тайном месте с Богом. Потому что не наши слова играют главную роль в молитве, но другое важно для Бога.
(Матф.6:7-8) А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Что же является важной частью в молитве к Богу, за что Он воздает явно?
(Матф.6:6) Ты же, когда молишься, … войди в комнату твою и, затворив дверь твою,
… помолись Отцу твоему, Который втайне (в тайном ‘месте’);
… и Отец твой, видящий тайное (‘тебя’ в тайном ‘месте’)
… воздаст тебе явно.
Иисус говорит, что Отец воздает, не потому что мы молились, но потому что мы были в тайном месте.
… и Отец твой, видящий тайное (‘тебя’ в тайном ‘месте’)
Иисус зная, что Бог Отец слышит и видит на всяком месте любого человека, все же подчеркнул важность тайного места с Богом.
- Важна не молитва, Бог итак знает наши нужды и заботится. Цель молитвы в первую очередь – это отношение человека с Богом.
- Нужно ли нам явное воздаяние на молитвы или нам достаточно просто отмолиться по пути на работу в автобусе, в метро и удовлетвориться этим?
- Иисус сказал нам, как нужно молиться, чтобы получать явное воздаяние от Отца.
Конечно, мы весь день общаемся с Богом и находимся в молитвенном состоянии, и мы будем это делать всегда – это часть нашей духовной жизни. Но это не может исключить особенное молитвенное время с Богом в тайном месте.
Например, мы можем общаться по телефону со своим супругом (ой), но если у нас не будет реальных взаимоотношений, наш брак развалится рано или поздно.
Большинство христиан, не имеет духовного плода, потому что не имеют с Богом близких отношений, но удовлетворяются молитвой на бегу или в постели перед сном; «спасибо Боже за этот день … послушай меня…хр … хр … (храп) »
Итак, нам нужно уединяться с Богом в тайном месте. Иисус делал это. Иисус не ходил молиться в Храм, три раза в день как иудеи. Но Он уходил в уединенные места и молился.
(Мар.1:35) А утром (Иисус) , встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. (Иоан.6:15) Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один. (Мар.6:46-48) И, отпустив их, пошел на гору помолиться
Итак, молиться на всяком месте это правильно и мы будем это делать. Но у нас при этом должно быть молитвенное время в тайном месте с Богом.
Проповедь Андрея Тищенко: «Тайная комната»
С изменения мышления начинается изменение жизни. Бог пришел к Аврааму и сказал изменить мышление, исповедание и начнешь правильно действовать, твоя жизнь изменится. А вера будет от Слова Божьего.
Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.
И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,
и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.
И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.
Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.
Четвёртая книга Царств 4:1-6
✅Если ты верующий, ты должен решать проблемы, а не убегать от них. С Богом ты должен быть победителем. С Богом решается всё! Часто люди в кризисных ситуациях делают много глупостей. В истории о вдове: она пошла в своём горе к человеку Божьему- Елисею узнать что делать. И тогда Елисей спросил что есть у неё, а у вдовы ничего не было, кроме сосуда с елеем.
✅У Бога для каждого человека есть чудо. И неважно какая у тебя проблема: со здоровьем или финансовая. У вдовы чудо началось с того, что она получила Слово от Господа.
Самое главное какая твоя тайная жизнь, а не явная.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Св. Евангелие от Матфея 6:2-5
✅Наше благословение начинается с тайной комнаты. Твой Отец Небесный воздаст тебе явно, видя твою тайную жизнь. Тайная жизнь – причина твоего благословения.
Характер, помазание, успех приходит через тайную комнату. Ты должен иметь тайную комнату в своей жизни!
✅Отсутствие тайной комнаты – это дерево без корней! Каждая молитва в тайной комнате – это углубление твоих корней. За закрытой дверью воскреснет твоя вера, твоя святость, твоя сила над грехом.
✅Благословения нужно не только просить, но и защищать! Если дьявол лишил тебя тайной жизни, ты уже в проблеме. История о Данииле: был издан указ не молиться, но Даниил все равно молился Богу! Никакая церковь тебя не спасет, если у тебя нет тайной жизни с Богом. Дьявол хочет разрушить твои личные отношения с Богом.
✅Нет ничего тайного, что не стало бы явным.
Многие люди думают как вдова, что у них ничего нет. Но если ты имеешь Духа Святого, то у тебя есть ВСЁ! Нам нужны отношения с Духом Святым. Дух Святой намного больше, чем связи, деньги, другие люди. Духа Святого достаточно, чтобы решить любую проблему в твоей жизни! Вдове было достаточно елея, чтобы решить свои проблемы!
✅Если есть Дух Святой и закрытая дверь, нет ничего невозможного! Сосуды у вдовы закончились и закончился елей. На сколько простирается твоя вера, на столько и будет у тебя елея помазания.
Источники:
http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/53
http://www.imbf.org/propovedi-tekst/2011/secret-place.html
http://ng-kiev.org/propoved-andreja-tishhenko-tajnaja-komnata/