Молитва романс композитор

Молитва романс композитор

В литературе высказывалось предположение, что у мальчика был абсолютный слух. Лермонтов унаследовал музыкальные способности от своей матери Марии Михайловны.
В раннем детстве он слышал ее песни. Воспоминания о них он сохранил на всю жизнь.
Ими навеяно его юношеское стихотворение «Ангел».
На слова стихотворения «Ангел» известны романсы А. Варламова, А. Рубинштейна, Н. Римский-Корсакова.
Сергей Рахманинов написал «Шесть хоров для женских или детских голосов», куда вошли хоры на слова Некрасова, Лермонтова. Среди них
есть романс «Ангел».

Песни занимают видное место даже в ранних его стихах и юношеских дра-мах. Юноша Лермонтов сам записал о себе: «Я думаю, что в такой душе м ного музыки. ».

Глубокую любовь питал поэт к народному искусству, к старинным русским песням. Еще в юности он писал: «. если захочу вдаться в поэзию наро дную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».
Лермонтов сам записывал народные песни. Сохранились сведения о том, что сам Лермонтов написал музыку на слова своей «Казачьей колыбельной песни». Ноты эти, которыми в свое время никто не заинтересовался, исчезли бесследно.
По преданию, «Казачья колыбельная песня» написана под впечатлением песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке.
Первый мотив написал сам поэт, современники слышали ее в авторском исполнении. В дальнейшем музыку писали более 50 композиторов.
Наиболее известный мотив принадлежит Александру Варламову.

Русские композиторы очень рано заинтересовались поэзией Лермонтова.
То были талантливые предшественники великого Глинки – А. Алябьев,
А. Варламов, А. Гурилев и неизвестные музыканты-любители, современники Лермонтова.
Из этой группы композиторов чаще других обращался к поэзии Лермонтова Варламов. Им созданы романсы: «Молитва», «Ангел», «Благодарность», «Горные вершины», «Парус».

Многие из этих романсов очень красивы, мелодичны и сейчас вызывают интерес. Но почти никто из композиторов той поры не сумели передать глубину и силу лермонтовских мыслей и образов.
Один из самых известных и популярных романсов Варламова – «Парус». Написанный в стиле внешне эффектного «полонеза», в нем теряется смысл и глубина «заключительных строк:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Стихотворение «Отчего» (Мне грустно потому, что я тебя люблю) — один из шедевров зрелого творчества Лермонтова.

Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее.
Стихотворение проникнуто грустным настроением.
«Цветущая молодость» прекрасной женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия:

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Романс Даргомыжского тоже имеет форму монолога, которая помогает передать философский характер стихотворения. Мелодия романса насыщена речевыми интонациями, а последняя строфа, являющаяся как бы итогом всего стихотворения, выделена музкално и повторена дважды.

Пожалуй, наибольшую дань творчеству Лермонтова отдал Антон Рубинштейн. Кроме трех опер: «Хаджи-Абрек», «Демон», «Купец Калашников», он сочинил несколько романсов и дуэтов: «Ангел», «Горные вершины», «Еврейская мелодия», «Кинжал», «Русалка» и «Тучи».

Крупным этапом в творчестве Рубинштейна явилась опера «Демон».
Над «Демоном» Михаил Юрьевич Лермонтов работал всю жизнь. Это одно из самых глубоких философских произведений Лермонтова, в котором он проповедовал «с небом гордую вражду». Стих поэмы доведен до предельного совершенства. Пленительность образов сочетается с чудесными картинами природы «роскошной Грузии». Поэма вошла в сокровищницу мировой литературы.

Нелегко было Рубинштейну добиться постановки своей оперы на сцене. Пришлось бесконечно уступать мелочным придиркам цензуры. Когда опера была, наконец, в 1875 году поставлена в Петербурге, она сразу завоевала прочный успех у широкой публики. «Демон» неоднократно ставился на оперных сценах крупнейших городов Западной Европы и до сих пор не сходит с репертуара.
Поэма «Демон» не раз привлекала внимание композиторов. Но в музыкальном театре опера Рубинштейна остается пока единственным произведением на этот сюжет.Один из известных номеров оперы – хор «Ноченька темная».

Из советских композиторов, обращавшихся к поэзии М. Ю. Лермонтова можно назвать композиторов, это – Ипполитов-Иванов: романсы, симфоническая поэма «Мцыри»; Б. Асафьев: романсы, опера «Казначейша»; Г. Свиридов: романсы и другие.
В XX веке советский композитор А. Хачатурян написал музыку к театральной постановке на сюжет драмы «Маскарад».

В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова, Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Это одно из самых значительных произведений безвременно погибшего поэта.
Главный герой, Евгений Арбенин – страстный игрок, повеса, успевший все попробовать и во многом разочароваться, увидел прекрасную девушку, идеал чистоты и доброты, и женился на ней.
Жизнь с Ниной дала ему покой, уединение, а главное – любовь. Но кругом оставались те, кого он унизил, разорил и растоптал.
И вот любовная интрига.
Роковое стечение обстоятельств, пробуждает в Арбенине жгучее чувство ревности, за несколько дней превращая его в злодея и убийцу своей жены.
Музыка Театром им. Вахтангова была заказана Хачатуряну. Он с радостью принял заказ: «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма “Маскарад”, написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год» — рассказывал позднее композитор.
Вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна.

Читать еще:  Молитва мусульман для снятия порчи

Трагически оборвалась жизнь великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, повторившего судьбу старшего своего современника – А. С. Пушкина. Лермонтов погибает на дуэли в Пятигорске.
Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), его соперник Мартынов — прямо в грудь поэту.

Виссарион Белинский: «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою».

Рекомендательный список:

Лермонтов М. Стихотворения; Поэмы; Маскарад.- Москва: Худож. литература, 1981.- 364с.
Лермонтов М. Демон: восточная повесть.- Москва: Сов. Россия, 1980.- 48 с.: ил.
Соболева Г. Русский романс.- Москва: Знание, 1980.- 112 с.
100 опер / Сост. М. Друскин.- Ленинград: Музыка, 1981.- 488 с.

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Фра Беато Анджелико (итал. Fra Beato Angelico, букв. «брат Б.

Четыре популярных оперных романса, которые наверняка тронут ваше сердце. Йонас Кауфман в рол.

Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич (Carl Johann Lemoch),1841-1910.Русский художник,немецкого происхожде.

Мир зимних фантазий Нелли Ценовой и Марины Цветаевой О болгарской .

Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября в 1856 году во Владимире. Его отец был очень образованны.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Метки

Рубрики

  • Писатели и книги (669)
  • 19 век (84)
  • Бунин (37)
  • Достоевский (23)
  • Чехов (21)
  • Лев Толстой (18)
  • Пришвин (17)
  • Шекспир (14)
  • Куприн (11)
  • Лесков (10)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Серебряный век (518)
  • Цветаева (114)
  • Блок (59)
  • Ахматова (48)
  • Гумилёв (39)
  • Мандельштам (30)
  • Бальмонт (19)
  • Хлебников (19)
  • Есенин (18)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Поэты и поэзия (498)
  • Поэты XIX века (128)
  • Лермонтов (26)
  • Рубцов (21)
  • Заболоцкий (20)
  • Фет (16)
  • Анненский (14)
  • живопись (408)
  • Голландия (37)
  • Ван Гог (28)
  • Ренуар (13)
  • Марк Шагал (8)
  • Босх (8)
  • Кандинский (4)
  • композиторы и дирижёры (382)
  • Бетховен (38)
  • Вагнер (25)
  • Шопен (22)
  • Шостакович (19)
  • Моцарт (15)
  • Шуберт (12)
  • Шуман (12)
  • Дебюсси (9)
  • Бах (6)
  • Сибелиус (4)
  • Лист (2)
  • Русские художники (342)
  • Врубель (19)
  • Валентин Серов (13)
  • Левитан (11)
  • Коровин (11)
  • Кустодиев (9)
  • Крамской (8)
  • Иван Шишкин (7)
  • Борисов-Мусатов (7)
  • Васнецовы (6)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (330)
  • Ростропович (9)
  • Художники и картины (329)
  • Альбрехт Дюрер, (10)
  • Гейнсборо (5)
  • Искусство (269)
  • Волошин (13)
  • Мыслители (249)
  • Леонардо да Винчи (26)
  • Герман Гессе (13)
  • Флоренский (9)
  • Видео и фильмы (228)
  • Тарковские (42)
  • Балет (209)
  • Русские композиторы (197)
  • Римский-Корсаков (20)
  • Скрябин (17)
  • Свиридов (15)
  • Мусоргский (13)
  • Танеев (10)
  • Чайковский (8)
  • Глинка (8)
  • Даргомыжский (3)
  • Артисты (196)
  • Есть женщины . (192)
  • Ольга Берггольц (13)
  • Вне разделов (189)
  • Иван Толстой (28)
  • История России (185)
  • На здоровье (180)
  • Цветы и поздравления (179)
  • Май (22)
  • опера (176)
  • Учёные и открытия (171)
  • Наша Земля (169)
  • Научно-популярное (157)
  • Наши . (153)
  • Шукшин (21)
  • Шаламов (16)
  • Платонов (13)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (10)
  • танцовщики (143)
  • нуриев (21)
  • Барышников (20)
  • Цискаридзе (19)
  • Васильев (14)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (4)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (137)
  • Города и памятники (123)
  • 1812, 1945 (120)
  • Герои 1812 (14)
  • Cкульптура (118)
  • Микеланджело (17)
  • Замечательные люди (118)
  • Замечательные места и промыслы (117)
  • Пушкин (116)
  • Великие балерины (105)
  • Максимова (19)
  • Анна Павлова (10)
  • Уланова (9)
  • Обучающие материалы (102)
  • Песни и мелодии (99)
  • Природа. Животные (97)
  • Еда (92)
  • Фотографии (90)
  • Театр и актёры (89)
  • Авангард (85)
  • прерафаэлиты (20)
  • кандинский (10)
  • Ларионов и Гончарова (8)
  • Филонов (3)
  • Русские не в России (84)
  • Борис Зайцев (7)
  • Аудиокниги (83)
  • Кто мы (81)
  • Наша родина (77)
  • Наука (75)
  • Славянская культура (74)
  • О Японии (58)
  • Рахманинов (58)
  • ДаКар (57)
  • Пастернак (57)
  • Материаловедение (52)
  • Балетмейстеры (47)
  • Минкус (6)
  • Баланчин (6)
  • Эйфман (4)
  • Архитектура (39)
  • Гауди (11)
  • Экопроблемы (39)
  • Геометрия и символы (37)
  • Эшер (6)
  • Романовы (35)
  • Моря и океаны (34)
  • Реки и озёра (15)
  • Бродский (31)
  • Непознанное (30)
  • справочники (12)
  • Шестидесятники (9)
  • Аксёнов (7)
  • Рюриковичи (8)
  • Возрождение (2)
  • северное возрождение (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Музыка к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова

ПОЭЗИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА-НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ.

Читать еще:  Молитва георгию победоносцу о удаче

” Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя. “

Из раннего стихотворения «Звуки» (1830) , показывающее, как свободно звуковые впечатления претворялись у юного Лермонтова в поэтические образы.

Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были “Горные вершины”, созданные в 1839 году “дедушкой русского романса” Николаем Титовым.

Кстати, Лермонтов вполне мог знать об этих первых переложениях своих стихов на язык музыки. Находясь в Петербурге в феврале 1841 года, он, вероятно, прочел в газете «Северная пчела» (1841, 20 февраля, № 40) такое объявление: «В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым». Тогда же, при жизни Лермонтова, его стихи уже становились предметом домашнего музицирования. Одно из подтверждений этого факта находим в письме Ник. Елагина (участника московского кружка Елагиных — Киреевских). 18 августа 1840 года он писал: «Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве. Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера»( Речь идет о стихотворении «Горные вершины»)

В 1840 году вышли нотные издания сразу четырех “Молитв” (“В минуту жизни трудную. “) Гурилева, Николая Титова, Феофила Толстого и Александра Скарятина. Все остальные “Молитвы” появились уже позже: Даргомыжского (1844), Глинки (1855), Петра П. Булахова (1856), Софьи Зыбиной (1856), Кушелева-Безбородко (1857), Мусоргского (1865) и других (более восьмидесяти) композиторов.

Прижизненной была написана и “Еврейская мелодия” (“Душа моя мрачна. “).
Романс Гавриила Ломакина вышел в нотном издании одновременно с “Молитвой”.

М.Балакирев
исп. О.Слободская

С ЭТИХ ТРЕХ РОМАНСОВ НАЧИНАЕТСЯ ЖИЗНЬ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ПОЭЗИИ В МУЗЫКЕ!

Русская музыка — от Глинки до наших дней — всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием. Одни поэты заняли в ней больше места, другие меньше, это естественно. Первое слово, разумеется, принадлежит Пушкину — и по силе его влияния, и по количеству текстов, положенных на музыку.
Вслед за ним идет Лермонтов, если не по количеству, то по множеству музыкальных обращений к одному и тому же тексту.

Cтихотворение Лермонтова, как «Сосна» («На севере диком») положили на музыку почти сто композиторов.

М.Балакирев
исп.Б. Христов

Н.Дмитриев
исп.Н. Шпиллер, М.Михайлов и С. Хромченко

В элегическом романсе А. С. Даргомыжского(кстати, есть сведения о знакомстве с ним Лермонтова) «И скучно и грустно» с удивительной поэтичностью выявлено соответствие между словом и музыкой. Речитативный характер романса выразительно подчеркивает особенности лермонтовской поэтической речи.

“И скучно, и грустно. “

А.Даргомыжский (1845)
исп.Е.Флакс

А.Гурилёв (1852)
исп.Карина и Рузана Лисициан

Свыше 20 вокальных композиций на слова «Выхожу один я на дорогу». Нет ничего удивительного в том, что музыкантов влекли эти стихи: в самой их интонации, в стихотворном размере заложено активное песенное начало. Именно о таких стихах Н. П. Огарев, сам сочинивший несколько романсов на лермонтовские тексты, писал: «Они так изящно выражены, что их можно не только читать, их можно петь, — да еще на совсем своеобразный лад». Но примечательно другое: только одна из композиций прочно сохранилась в памяти любителей пения, стала народной песней, — это романс теперь мало кому известного композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной, опубликованной в 1861 году.

“Выхожу один я на дорогу “

Дуэт «Горные вершины» А.Рубинштейна— лирическая зарисовка умиротворенной природы, философски глубокая и столь редкая у Лермонтова.

А.Варламов
исп. М. Максакова

“Из-под таинственной холодной полумаски”
М.Балакирев 1904.
исп.Е. Белов

В.Шебалин
исп. Н. Шпиллер

“Как небеса твой взор блистает”

Н.Римский-Корсаков
исп. А. Орфёнов

Г.Свиридов
исп.И. Архипова

Сам Чайковский только дважды прикоснулся к лермонтовской поэзии, хотя высоко ее ценил. Он переложил популярнейший среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a cappella и написал романс «Любовь мертвеца». Насыщенный драматизмом текст нелегко дался большому музыканту, хорошо понимавшему, какие трудности таит в себе лермонтовская лирика и сколь сложна проблема ее адекватного воплощения в музыке. Размышления и сомнения этого рода отразились в письмах Чайковского. «Вы совершенно правы, — писал он Н. Ф. фон Мекк в 1878 году в связи со своей работой над романсом „Любовь мертвеца“, — говоря, что текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул. »

П.Чайковский
исп. С. Лейферкус

Интересна музыкальная судьба одного из последних стихотворений Лермонтова — «Нет, не тебя так пылко я люблю». Эта волнующая лирическая исповедь привлекла внимание еще большего числа композиторов. Зафиксировано 80 вокальных произведений, причем 18 из них принадлежат советским авторам. Среди них есть имена видных музыкантов. Но подлинную популярность приобрел только один из многочисленных романсов, воскрешенный сравнительно недавно в незабываемом исполнении Н. А. Обуховой: это романс-вальс А. И. Шишкина, написанный в 1885 году. Не очень глубокий по замыслу, но легкий, светлый, изящный, открывающий простор перед исполнителем, он до сих пор вызывает неизменные симпатии слушателей.

Читать еще:  Молитва киприану и устинье от приворота

“Нет, не тебя так пылко я люблю “

А.Гурилёв
исп.К. Плужников

“Слышу ли голос твой “

М.Глинка
исп. Г. Виноградов

А.Даргомыжский
исп.К. Кадинская

Лермонтовская аллегория «Утес» привлекла внимание более восьмидесяти композиторов (в том числе молодого Рахманинова, создавшего симфоническую фантазию на эту тему)

М.Балакирев
исп.М. Максакова

А.Даргомыжский
исп.Н. Шпиллер, М. Михайлов и С.Хромченко

А. Варламов написал музыку к стихотворению “Парус” после смерти поэта, в 1848 г.
Получившийся романс приобрел популярность.
Однако существуют и другие музыкальные сочинения к этому стихотворению, появившиеся позже музыки Варламова.

Строчки Лермонтова положили на свои мелодии А. Г. Рубинштейн (вокальный квартет, 1849) и В. И. Ребиков (женский хор, 1899) — это два самые известные сочинения. Кроме их вариантов есть еще и других композиторов (например, с музыкой Ф. Г. Голицына). В 1938 году свою версию музыки создал композитор Г. В. Свиридов.
Одна из лучших интерпретаций лермонтовского стихотворения «Парус» — романс Зары Александровны Левиной (1906 — 1976). Романс был написан композитором в 1940 г.

К стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива» проявили интерес 22 композитора (среди них Н.Римский-Корсаков и М.Балакирев)

“Когда волнуется желтеющая нива”

Н. Римский-Корсаков
исп.З. Долуханова

Тема интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке поистине неисчерпаема. На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. Творчество Лермонтова не терпит духовной фальши, неискренности, и, пожалуй, в этом заключается самая большая сложность для написания и исполнения музыки на его стихи.
“Мне грустно”

М.Виельгорский
исп.Н. Герасимова

А.Даргомыжский
исп.Л. Чкония

Многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.

использованы материалы справочника “ЛЕРМОНТОВ в МУЗЫКЕ”
Составители Л. И. МОРОЗОВА, Б. М. РОЗЕНФЕЛЬД

Романсы на стихи Лермонтова, которые знает каждый

Одним из самых «музыкальных» поэтов можно считать Михаила Юрьевича Лермонтова. За свою недолгую, но насыщенную жизнь он создал стихотворения, которые позже превратились в прекрасные романсы. Поэт ни раз отмечал, что сам наполнен музыкой, тому подтверждения записи в его дневнике.

1. «Выхожу один я на дорогу»

В своих воспоминаниях поэт выделяет песню, которую пела его мать, ушедшая в совсем молодом возрасте, мелодия этой песни заставила ещё маленького Михаила расплакаться. Он не помнил её мотива, но думал, что если услышит эту мелодию вновь, то эмоции будут прежние.

2. «Белеет парус одинокий»

Лермонтов также питал чувства и к народным песням, тяга к которым у него ещё проявилась в детстве, когда он жил в деревни Тарханы, недалеко от Пензы.

Отношение поэта к музыке можно отследить в письмах, к своей возлюбленной Варваре Лопухиной, в которых он писал о том, что её слова звучат как мелодия и если была бы возможность, то он расставил бы ноты над ними.

Творчеством юного поэта композиторы интересовались ещё при жизни Лермонтова, среди них выделялся Варламов. Он создал чудесную музыку на такие произведения как «Молитва», «Ангел», «Парус», «Горные вершины» и т. д.

До сих пор многие творения этого поэта вызывают живой интерес в музыкальном мире, однако почти никто из композиторов, не смог передать всю глубину и переживания Лермонтова, отраженные в этих произведениях.

6. «Нет, не тебя, так пылко я люблю

Несомненно, поэзия и музыка всегда шли рука об руку с давних времен, кто-то из поэтов оказал на песенное творчество большее влияние, кто-то меньшее, но вклад Михаила Лермонтова нельзя не оценить.

Его стихи легли в основу не только романсов, но и более масштабных произведений, например, поэма «Демон», которая воплотилась на сцене, в виде оперы. Тем жаль, что он прожил совсем короткую жизнь, которая трагически прервалась в 26 лет на дуэли в 1841 году.

Чтобы не пропускать наши новые интересные статьи для любителей музыки подпишитесь на канал! А так же поддержите нас лайком, Вам ничего не стоит, а нам приятно и мы понимаем, что не зря стараемся для вас!

Источники:

http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-detej/item/450-lermontov-i-muzyka-garmoniya-zvuka-i-slova
http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post400934133
http://zen.yandex.ru/media/id/5b65637915b52500a93f6251/5bcdb4735e9ba600af1c0e51

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: