Молитва при похоронах у мусульман
Молитва при похоронах у мусульман
Джаназа – это исламский похоронный обряд.
Похороны в исламе
Джаназа – это исламский похоронный обряд . Все действия, которые необходимо проделать в процессе джаназа, описаны в Сунне Мухаммада. Вся ответственность за исполнение джаназа возлагается на родных и близких умершего и является для них религиозным обязательством (фард). Если у умершего нет родных, то похоронный обряд проводят мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.
В разных мусульманских странах похоронный обряд имеет некоторые различия, которые связанны с их доисламскими обычаями, но существуют основные правила, которым следуют все мусульмане мира.
Подготовка
Когда мусульманин находится на смертном одре , другие мусульмане стараются быть с ним и помогают его семье. Такое поведение мусульман считается благоугодным. Больной перед смертью должен читать шахаду, а если он сам не в состоянии, тогда шахаду ему шепчут на ухо. Согласно шиитской традиции, умирающий человек обязан слушать или читать 36 суру Корана (Сура Йа Син). После смерти, ему закрывают глаза и рот, руки складывают по швам, а тело накрывают куском материи.
Омовение
Мытьё умершего – это обязательное действие, с которым не следуют затягивать. Всё тело умершего мусульманина омывают как минимум один раз. Если тело омывается несколько раз, то процесс не должен превышать трёх раз – это уже излишнее. В процессе омовения принимает участие как минимум 4 человека. Человек, который совершает омовение – гассал, и он может выбираться из числа родственников умершего. Женщину моет только женщина, а мужчину – мужчина. Исключение, если в омовении участвует муж и жена. Помещение, в котором проводят омовение, окуривается благовониями, в процессе омовения используют мыло или другие чистящие средства.
Тело умершего кладут на жёсткое ложе (танашир) таким образом, чтобы его лицо было направлено к кибле. Срамные места покойника закрывают тряпкой и в процессе омовения смотреть на них запрещено (а они моются в первую очередь). Затем умершему моют голову, лицо, потом руки и ноги. После того как умыли голову, тело переворачивают на левый и бок и трижды омывают его правую сторону. После каждого омовение тело протирают, кроме половых органов. Первые два раза тело моют при помощи мыла, а в третий раз в воду добавляют камфару. После этого тело переворачивают на правый бок и повторяют процедуру.
Для того чтобы омыть покойнику спину , его приподнимают, так как класть умершего грудью вниз запрещено. После омовения спины, тело покойника моют полностью, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки, ноги.
Не обмываются только трупы не мусульман, а также тела шахидов – мусульман, которые пали смертью мученика, сражаясь за веру. Таких мусульман хоронят в той одежде, в которой они приняли мученическую смерть.
Облачение в саван
Шариат запрещает хоронить покойника в одежде. Тело умершего мусульманина следует окутать в саван (кафан).
Кафан обычно изготавливают из белой материи, и для мужчин он состоит из трёх частей:
- Изар (изор) – это кусок бязи, которым окутывают тело с головы до пят.
- Камис (кафани) – рубаха, длинна которой должна прикрывать половые органы умершего.
- Лифафа (чадар) – кусок ткани из бязи, которой закрывают тело поверх изара. Лифафа должна быть немного длиннее изара.
В редких случаях мужской кафан состоит только из двух частей: лифафа и изар. Также к кафану добавляют иногда ткань для головы – чалму.
Женский кафан, помимо перечисленных выше 3-х частей имеет ещё два одеяния:
- Химар (орни) – платок, который используют для покрывания головы и волос покойной.
- Кирка (синабанд, хирка) – кусок ткани для покрывания груди (от подмышек до бёдер) женщины.
Иногда для женщин используют только три части одеяния: химар, лифаф и изар.
Для похорон ребёнка используют только один или два куска ткани.
Согласно исламу, кафан изготавливается ещё при жизни человека и после его смерти одевается на покойного определённым образом.
В табуте (гроб без верхней крышки) расстилают лифафу, поверх которой стелют изар. Лифафу пропитывают ароматными благовониями и посыпают благовонными травами. Покойного мужчину одевают в камис и укладывают в табут. Затем тело накрывают изаром, начиная с левой, а потом с правой стороны, и после этого покойного также заворачивают сверху боковыми частями лифафы.
Покойной женщине, перед тем как обернуть её тело в изар и лифафу, волосы разделяют на две части и укладывают их на груди.
Затем волосы на голове прикрывают химаром, а её концами прикрывают волосы, которые уложены на груди. Далее тело накрывается хиркой, которая может быть уложена и до и после изара. После того как тело завернули в лифафу, оба его конца и середину (район живота) связывают куском бязи. Эти узлы развязываются, когда тело опускают в могилу.
По мусульманским правилам, перед окутыванием тела нельзя покойному подстригать и расчёсывать волосы и бороду, а также подстригать ногти и удалять золотые коронки. Всё это должно делаться при жизни.
Тело покойного оборачивают в изар и лифафу только после того, как над умершим прочитают молитвы и попрощаются с ним.
Джаназа-намаз (похоронная молитва)
Во время похорон молитве придаётся особое значение. Молитву совершает имам мечети или же лицо, которое его заменяет. Намаз проходит после обмывания тела и совершается стоя. Никаких поясных и земных поклонов в нём. Молитву не совершают над телами не мусульман и лицемерами. Об этом говорится в аяте Корана: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными!» (9: 84).
Во время молитвы ближе всех к могиле находится имам, за ним уже выстраиваются все остальные мусульмане. Джаназа-намаз состоит из: ният (намерение), такбиры (обращение к Всевышнему) и киям (стояние на ногах).
Перед началом молитвы имам троекратно повторяет фразу «Ас-Салат!» («приходите на молитву!»). Перед тем как прочитать молитву имам обязательно спрашивает родственников и присутствующих о долгах покойного, которые тот не успел выплатить при жизни или возможно кто-то из присутствующих не успел рассчитаться с ним. Только после прочтения молитвы похороны считаются признанными.
Захоронение
Хоронят покойного на близлежащем кладбище , и процесс захоронения следует проводить как можно раньше. Могилу делают глубокой и просторной, а её стенки следует укрепить кирпичом или камнем. Хоронят умершего в дневное время и покойного кладут в могилу на правый бок, головой к кибле. В могилу бросается горсть земли со словами «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун» («Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему»).
Процесс погребения сопровождается чтением сур Корана и касиды аль-Бурда. Могила засыпается землёй на 4 пальца выше уровня земли и поливается водой. После этого на могилу ещё семь раз бросают по горсти земли и произносят молитву: «Из неё мы сотворили вас, и в неё возвращаем вас, и из неё выведем вас в другой раз». После всех этих процедур у могилы остаётся всего лишь один человек, который читает талкин. Религиозные авторитеты против того, чтобы отмечать могилу, но всё же большинство мусульман ставят надмогильные камни с надписями имени, даты рождения и даты смерти покойного человека.
Тазия (соболезнование семье умершего)
Соболезнование семье умершего выражают в течение первых трёх дней после смерти, но нежелательно выражать тазию более одного раза. Шариат также разрешает тазию и в более поздний срок, если соболезнующий поздно узнал о смерти или был в это время в пути.
Тазию совершают для того, чтобы успокоить семью покойного и напомнить им о терпении (сабр) и что всё в этой жизни происходит по воле Аллаха.
«А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака ва гафара лимай-йитика» – так говорят мусульманину, когда произносят соболезнование. Эта фраза означает: «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату. Да простит грехи покойного».
Как правильно упокоить душу умершего: чтение дуа
Дуа за умершего — это особый вид исламской молитвы, которую произносят за умершего человека. Родные покойного просят Аллаха о помещении души усопшего в райский сад и прощении всех прижизненных грехов. Неизбежность ухода в загробный мир трактует нормы поведения, которым должен следовать каждый верующий.
Почему важно читать дуа за умерших
Умершим родителям и родственникам необходимо, чтобы живые читали за них дуа. Земной путь окончен, в загробную жизнь покойный отправляется с грузом своих греховных деяний. Через молитвы из Корана за усопшего можно донести до Аллаха просьбу простить умершему его проступки, даровать вознаграждения за благие дела.
Дуа, прочитанные родными, способствуют отпущению грехов покойного и облегчают его участь в ином мире. Началом пути считается помещение тела умершего в могилу. Происходит отделение души от физической оболочки, но мертвый все чувствует, видит, радуется, грустит. Поддержка близких для души усопшего через чтение дуа и сур является лучом света.
Посланником Аллаха Абу Давуд, сказано, что все дела умершего прекращаются. Исключением являются непрерывные милостыни, получаемые людьми знания, несущие полезность для общества, молитвы детей о своих родителях.
Тексты на арабском и как читать дуа по умершему мусульманину
Все возносимые дуа с обращением за умерших лучше делать в момент наибольшей вероятности быть услышанными Аллахам. Благоприятными для мольбы являются пятница, курбан-байрам, восход и закат солнца каждого дня. Пророк Мухаммад произносил их при совершении джаназа-намаза (заупокойной молитвы), допустимо совершение молебен за умершего близкого в любое подходящее время.
Читать дуа на похоронах у мусульман следует по подобию мольбы Пророка, ведь его слова сунны содержат правильные изречения по воле Аллаха, являются самыми точными и верными.
Перед смертью
Для умирающего человека перед смертью необходимо читать дуа на арабском языке, чтобы облегчить путь к вечной жизни. Текст молитвы:
«АллахуммаГфир ЛяХу (ЛяХа), ВаРхам-Ху (Ха), ВаАфиХи (Ха), ВаФу ‘АнХу (Ха), ВаАкрим НузуляХу (Ха), ВаВасси’ МудхаляХу (Ха), ВаГсиль-Ху (Ха) БиЛьМа’и, ВаС-сальджи ВаЛьБаради, ВаНак-КыХи (Ха) МинАль-ХатайаКя-МаНаккайтаС-СаубаЛьАбйада МинАдДанаси, ВаАбДильХу (Ха) ДаранХайран МинДариХи (Ха), ВаАхлянХайран МинАхлиХи (Ха), ВаЗауд-ЖанХайран МинЗауджиХи (Ха), ВаАдхыльХу (Ха) ЛьДжанната ВаА’ызХу (Ха) МинАзабиЛьКабри ВаАзабиН-нари».
В тексте молитвы дуа возносятся просьбы Аллаху простить, помиловать, избавить от мучений умирающего мужчину (женщину). Милостью Всевышнего молящийся взывает даровать благословение на просторную могилу, омываемую водами, отпустить все прегрешения, а в раю дать приют, семью, лучших жен. Перевод повествует о просьбе защитить умершего от мук прибывания на кладбище и сожжения огнем.
Для избавления от мучений умирающего и дарования безболезненной смерти произносится дуа:
«Аллахумма, ‘АбдуКя ВаБну АмаТиКя ИхтаджяИляРахматиКя, ВаАнта ГанийунАн ‘АзабиХи! ИнКянаМухсииан, ФаЗидФи ХасанатиХи, ВаИнКяна МуСи’ан, ФаТаджаваз ‘АнХу».
При соболезновании
Соболезнование родственникам умершего принято выражать в первые дни смерти до погребения, когда горе и посетившая беда являются морально тяжелым испытанием для близких. Пророк Мухаммад говорил, что выразившим сочувствие даруется вознаграждение. В хадисе сказано, что если принесены соболезнования от родных по крови или вероисповеданию через дуа, то Всесильный в День Суда покроет его одеждами, олицетворяющими великодушие человека.
При высказывании слов поддержки близким умершего следует произнести текст дуа при соболезновании на арабском языке:
«ИннааЛилЛяяхи ВаИннаа ИляйхиРааджи‘уун».
В Священном Писании Корана говорится, что человеческая жизнь непременно будет подвержена испытаниям, приносящим слезы, поможет выявить нравственный уровень души и осознанность совершаемых деяний. Пророк говорит, что стойких и непоколебимых Господь оберегает. В случае наступления беды следует произнести слова дуа:
«Мы во власти Бога. К нему и возвратимся».
Усопшим родителям до 40 дней
Поминание умершего на 40 день после похорон проходит в виде трапезы в 2 помещениях – отдельно для мужчин и женщин. Переговариваться и выставлять напоказ слезы не принято, но почитается тихое произнесение молитвы при условии совершенного накануне намаза.
Мусульманские дуа усопшим родителям до 40 дней может звучать в 3 вариантах:
«ЛяИляхаИлляЛлахуЛь—’АзымуЛьХалиму, ЛяИляха ИлляЛлаху, РаббуЛь-‘АршиЛь—’Азыми, ЛяИляхаИлляЛлаху, РаббуСсамавати, ВаРаббуЛьАрдиВа РаббуЛь-‘Арши-ЛьКярими».
«Аллахумма, РахматакяАрджу, ФаЛяТакильни ИляНафси ТарфатаАйнин ВаАслих ЛиШа’ниКулляху, ЛяИляха ИлляАнта».
«АллахуАллаху, РаббиЛя УшрикуБихиШай’ан».
За упокой
Дуа произносится, когда умершему закрывают веки. Молящийся просит у Всевышнего простить, возвысить душу покойного для правильного пути, направить его в рай, а могилу сделать просторной:
«Аллахуммягъфир (имя умершего) УарфягъДяраджятаху ФильМадийиня УахлюфхуФииА’къыбихи ФильГъабирииняУагъфирляня УаЛяхуЙя РаббяльАляямиин. УафсиЛяхуФии КъабрихиУаНяууир ЛяхуФиих».
При посещении кладбища над могилой произносят дуа за упокой душ матери, отца или других родственников:
«АссалямуАлейкум! ДарраКауминМукъминина, УаАтакум МаТуадуна, ГаданМуаджжалюна, УаИння, Иншаллах, БикумЛяхикун. АллахумАгфирли АхлиБакиильГаркад».
Данная молитва служит приветствием умерших в их последнем пристанище. Дуа повествует о том, что на все произошедшее воля Аллаха. Молящиеся при помощи данной мольбы просят простить прегрешения усопшим.
Еще один текст за упокой произносится так:
«АссалямуАлейкум, ЙааАхлиль-Кубур. ЯгфирулляхуЛя НауаЛякум. АнТум Саляфуна, УаНахНу БильАсаар».
Молящийся данными словами приветствует находящихся под землей и просит у Всевышнего простить умерших за их грехи.
За умершего родственника после похорон
Когда погребение состоялось необходимо совершение погребальной молитвы с прочтением дуа. Джаназа-намаз совершается в несколько этапов:
- Ритуальное омовение.
- Произнесение мольбы:
«CубханакаллахуммаУаБихамдика, УаТабаракасмука, УаТааляДжаддука, УаЛяИляхаГайрук».
Восхваляется Аллах и обозначается как единственный достойный поклонения и наделенный силой.
Читается дуа с просьбой благословления Пророка и его семьи Аллахом, как единственным достойным восхваления:
«АллахуммаСалли ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааСаляйта ‘АляИбрахиимаУа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджиид. АллахуммаБарик ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааБаракта ‘АляИбрахиима Уа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджид».
«АллахуммаГфир ЛяхуУархамх, УаАафихиУагъфу‘Анх, УаАкримНузуляху УаУасси‘ Мудхаляуу, УагсыльхуБильМа’иУасСалджи УальБарад. УаНаккыхи Миналь-ХатайаКямяЮнака-С-СаубульАбъяду МинадДанас. ВаАбдильхуДаран ХайранМинДаарих, УаАхлянХайранМинАхлих, УаАдхыльхулДжаннатаУа КыхиФитнатальКабэри УаГазабанНар».
На поминках
Когда погребение умершего совершилось, следует прочесть дуа к Великому:
Данный текст в переводе с арабского языка трактуется как прошение Аллаха простить усопшего.
На поминках умерших родителей родственники произносят специальное дуа:
«АллахуммяГъфир ЛихийяняУаМяййитиня УаШяхидиняУага-И-БиняУа СагъыириняУаКябииириня УаЗякяриня УяУнсяня. АллахуммяМян АхйайтяхуМиння Фя-АхйихиА’ляль-Ислями УаМян ТяуяффяйтяхуМиння ФятяуаффяхуА’ляль-Имян. Аллахуммя ЛяТяхримня АджрахуУаЛя ТудылляняБя’дях».
Молящий взывает даровать жизнь по нормам ислама, а мертвым – покой в веровании. Всевышнего просят не лишать наград за терпеливое нахождение в испытаниях.
Можно ли с помощью дуа помочь умершему
Существуют как приверженцы идеи, что дуа может помочь умершему, так и противники. В качестве примера в пользу необходимости произнесения молитв приводится аят Корана, в котором говорится о сострадательности и милосердии Господа к людям, которые приобщены к вере раньше молящихся. Аят является подтверждением того, что за покинувших мир предков можно попросить о прощении, эффективность молитвы доказана.
Среди противников теории о возможности повлиять на путь души умершего при помощи молитв представлены аргументы:
- мусульманин не должен надеяться на получение собственных благ за счет дуа от другого верующего;
- умершие получают только те награды, которых достигли сами;
- согласно трактовке сур Корана в день Суда потомки возложат на чашу весов своих предков праведные деяния.
Каждый человек вправе рассчитывать после смерти на дуа и доброе слово из уст своих детей, но важнее пройти жизненный путь, не поддавшись искушениям и грехопадению. Любовь к Богу и гармоничное сосуществование с людьми откроют дорогу на пути в рай.
Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминки
Погребальные традиции татар – это комплекс мероприятий и обычаев на похоронах умершего данной народности. У исповедующих ислам подготовительные мероприятия к захоронению стартуют при жизни. Старцы заблаговременно подготавливают саван, набор предметов для саадака – раздача даров на похоронной церемонии.
Обычаи захоронения татар
У мусульманских верующих принято, чтобы женщина готовила материю, из которой сошьют саван, для нее и супруга. В период погребальной церемонии гостям дома и соболезнующим передают саадак – деньги, платочки, сладости.
Когда человек умирает, по традиции необходимо повернуть его лицом в сторону к Каабе. Имеет значение, чтобы предсмертными словами представителя татар были священные строки Корана.
Если умирающий не может произносить слова, родным необходимо прочитать погребальную молитву за него. Сократить мучительные минуты поможет чтение суры Гром.
Подготовка тела
Хоронить татар следует в обращение к Мекке, тело запрещено размещать на нежесткой поверхности. Руки человека располагают вдоль тела. На грудную клетку укладывают металлический предмет, ножницы. Усопшего по традиции укрывают тканью, а голову – полотенцем.
Похороны по татарским обычаям проводят, соблюдая ряд правил погребальной церемонии:
- Оплакивать, причитать запрещено.
- Зеркальные и отражающие поверхности завешиваются плотным материалом.
- В ночное время, сидящих с умершим мусульманином поят чаем.
- Днем ритуал предусматривает подготовку места для захоронения.
Могила по погребальным традициям татар делается по специальной схеме: у дна проделывается расширение в одну сторону, чтобы разместить, покойного. За участком обязательно присматривают вплоть до траурной церемонии, вниз укладывается топор или иная вещь из металла.
Тело умершего татарина обматывают льняным материалом, когда место захоронения подготовлено. К данному сроку женщины успевают пошить саван – большими стежками, вручную, без узлов на нитке. По погребальной традиции омовение выполняют представители одинаковой половой принадлежности. Вода для ритуала готовится под прочтение молитвенных строк из Корана, в нее добавляют ароматные травяные настои. Ведро запрещается ставить на напольную поверхность. Под него подкладывают полотенце.
При погребальной церемонии в помещении присутствуют близкие люди, опытный старец, который подготавливает тело и раздает указания участниками.
По традиции у татар омовение выполняют трое: один человек вращает умершего, второй отслеживает наличие святой воды, еще один обливает покойника.
Женщин моют, раскинув над телом чистую белую простыню. Когда погребальный ритуал окончен, начинают обряжение. Одежда, в которую одевают татар после смерти, именуется кэфен — рубашка, фартук и платок для покойницы. Представителям мужского пола надевают чалму.
Помощникам по традиции полагается садака. Когда обряд закончен, близкие прощаются с умершим.
Похороны
Выносят татар ногами вперед, потом поворачивают головой в сторону Мекки. Переносят тела в особых носилках, на определенное время их ставят на возвышении перед кладбищенской территорией, по традиции проговаривают погребальную молитву.
Мусульманина не хоронят в гробу. Современные татары могут уложить умершего в гроб без крышки. В похоронах принимают участие исключительно мужчины:
- Трое родных опускаются в могилу и ставят покойного на 3-х полотенцах, закрывают нишу с усопшим кирпичом сбоку, с верхней стороны толью, чтобы в лэхет не проникала грязь.
- Затем татары надевают на пояс погребальные полотенца, на которых опускали покойника, покидают яму.
- Когда могила засыпается землей, все участники церемонии усаживаются вокруг нее, мулла читает суру 51 из священной книги.
По традиции, собравшимся на похоронах раздается саадака – платочки, носки, денежные средства.
Хоронят татар сидя. Мусульмане верят, что после кончины душа встречается с ангелом смерти, перед которым умерший держит ответ за земные дела. Он должен быть в приличном виде и подготовлен к разговору согласно погребальным традициям.
Во время похорон женщины возвращаются домой, молятся. По обычаям татар перед ней ставят тарелку с мукой и живую курицу или яйца. После читки продукты передаются бедному участнику как подаяние. Обряд делается пока усопший не опущен в могилу.
Далее женщины моют мокрой тряпкой пол начиная от порога. Выполняют стирку вещей умершего. В доме, где умер мусульманин, три дня не готовят.
Погребальной традиции людей на поминальную трапезу приглашают к соседям.
Какой должна быть татарская могила
Кабр — место захоронения татар, может подготавливаться различными способами, в зависимости от территориального расположения, рельефа земли и от состава грунта. Обязательно соблюдаются 2 правила:
- Умерший должен быть под защитой от зверей. Место захоронения не должно источать запаха.
- По традиции, погребальная яма роется глубокая, чтобы ее не разрыли животные: вширь 600–800 мм, длиной в рост усопшего с вытянутой рукой. Могила вглубь должна быть минимум полтора метра, максимум (сунна) — 2 м 25 см. Место погребения татарина делается по направлению к Мекке, размером, удобным для усадки покойного. В сделанную и закрепленную кирпичной кладкой нишу размещают тело, укрывают потолочную поверхность плитами и покрывают яму землей.
Если верующий татарин умирает на морском судне, законы Шариата предусматривают перенесение погребальной церемонии, чтобы привезенный на сушу мертвый мог пройти ритуальный обряд. Если земля далеко, над усопшим выполняется омовение, обряжение и читка священной книги. К нижним конечностям привязывается груз, покойный по мусульманским традициям предается воде.
Место захоронения татар отличается от христианский кладбищ устройством в соответствии с завещанием пророка Мухаммеда. Надгробные камни и кабры смотрят на Мекку. Посещающий могилу не должен поджигать и ставить свечки, оставлять венки, букеты цветов. Для поминовения запрещено употреблять алкоголь.
На плите по погребальным старинным традициям указывается имя умершего татарина, день смерти, сведения о нем и строки из священной книги.
Не следует ставить памятники с фото, нельзя использовать могилу в качестве места для молитвы. Нельзя хоронить на кладбище неверующих.
Правила и традиции татарских поминок
Татарские похороны проходят по мусульманским погребальным правилам. На церемонии нельзя громко плакать, запрещается оплакивать умершего уже на 4 день после смерти. По традиции скорбить можно, не привлекая внимания окружающих. Нельзя, чтобы, родные истерили, рвали вещи, наносили себе травмы.
Пророк сказал, что усопший испытывает муки, при чрезмерном оплакивании. По религии ревущих юношей или татар среднего возраста стоящие рядом осуждают, а малышей или старцев утешают.
Запрещается спать в доме покойного. По погребальной древнейшей традиции 2 раза тазию не выражают. Читается Коран и раздается садака. Поминают:
- В день погребения.
- На 3 сутки.
- На 7 сутки.
- На 40 сутки.
- На 51 день.
- В год со дня кончины.
У татар 51 день смерти считается наиболее мучительным, по поверьям на эту дату приходится «отделение всех костей». Поминки согласно погребальной мусульманской традиции проводят ежегодно.
Что готовят на поминки у татар
Представители разных полов после погребения поминают отдельно, кушать и пить принято в разных помещениях. После обеда в тишине отправляются к могиле усопшего татарина. Согласно исламской традиции, меню включает в себя халяльную баранину, суп из нее и гречу с кусками мяса. Первостепенно кушают суп, потом подается второе. На столе присутствует выпечка, сухофрукты, сладости.
Погребальный обряд соблюдают все верующие татары. Традиции передаются из поколения в поколение и все мусульмане, которые посещают Мечеть, им следуют.
Источники:
http://m.islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/dzanaza-pogrebalnaa-molitva/
http://simvolmagii.ru/dua/za-umershego
http://zen.yandex.ru/media/id/5cd1c1480092d700b8983b3d/5cd435f5b539b500b33dd5c3