Молитва пост и добрые дела

Молитва пост и добрые дела

“И в пост, и в праздники, и в будни не зарастёт дорога к храму”

Душа, не понуждающая себя к молитве, мертва, мертва и несчастна.
Святитель Иоанн Златоуст

С 4 июня начинается Петров пост, который предшествует празднику святых апостолов Петра и Павла, учеников Иисуса Христа. Петров пост менее строг, чем Великий пост. Во все дни этого поста, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло. Также можно вкушать рыбу по субботам и воскресеньям.

Как правило, мы боимся хранить пост, но пост даже полезнее лечебного голодания. Говорят, что если соблюдаешь в году все четыре поста, то тело твоё будет в норме. Святые постники, как свидетельствует преподобный Серафим Саровский, к удивлению окружающих, не знали расслабленности, но всегда пребывали бодрыми, сильными и готовыми к делу. Болезни же между ними были редкими, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.

Постящийся, учит святой Иоанн Златоуст, знает, как пост укрощает желания. Пост смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание. Ошибается тот, кто считает, что пост – это лишь воздержание в пище.

Истинный пост – это и молитва усиленная, и обуздание языка, и удаление от зла, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи. Все помыслы – только о спасении души своей.

А 3 июня, прямо накануне Петровского поста, – прославление всех святых, к которым мы обращаемся с молитвой. В этот день Церковь прославляет добродетели, вспоминая всех святых, которые просияли на Востоке, Западе, Севере и Юге начиная от самого создания мира до настоящего времени. Их сосчитать нельзя, ибо и имена многих неизвестны, поэтому и установлено праздновать в их память вместе, чтобы они, соединённые между собой добродетелями, не разделены были и торжеством.

Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны быть и сами добродетельными, преодолевать свои пороки и грехи.

Особенно много добрых дел нужно творить во время постов. Когда к Иоанну Крестителю приходил народ и спрашивал, что им делать, тот отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, то делай то же» (Евангелие от Луки, 3:11). Всякий обязан помогать ближнему, кто чем может. И при самых малых средствах это возможно. Иисус Христос сказал, что «кто напоит одного из малых сих только чашею студёной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Евангелие от Матфея, 10:42). Да, для всех удобны дела милосердия.

Делом милосердия является и посещение больных, немощных и одиноких стариков. Но, как учат святые отцы, посещать надо мудро, не для праздных дел и пустых разговоров и пересудов (что уже греховно), а для духовной пользы. Можно посетить больного человека, утешить его, ободрить, помочь ему чем-то необходимым.

В пост (да и не только) нельзя посещать те места, которые являются притоном греха, где пьют, курят, сквернословят, играют в азартные игры. Наоборот, хорошо будет посетить того, кто потерял близкого человека, поддержать его. Но на поминках с обильным винопитием лучше не бывать, там только грехов наберёшься. Даже посещение родственников, по словам протоиерея Валентина Мордасова, должно приносить пользу для души. Как говорится, надо любить родных, но разумно. Ведь бывает, что родственники нам приносят духовный вред, склоняют к разным грехам, отвращают от веры, молитвы, духовного чтения, посещения храма, от воздержанного жития. Так что посещать кого бы то ни было надо обязательно с духовным рассуждением.

Во время любого поста надо побольше молиться дома и чаще бывать в храме. В храме мы познаём наше звание христианское и обязанности его, и какого мы должны быть духа. Мы узнаём. Как должны вести себя в различных обстоятельствах жизни, и Кто даст нам сил жить по духу Христову. Эти духовные силы мы можем получить в храме Божьем посредством Таинств. «Здесь витает дух небесный, неземной. Здесь школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные граждане. В храме мы научаемся, как и о чём молиться» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Православные даты июня:

3 июня – Владимирской иконы Божией Матери;
10 июня – блаженной Ксении Петербургской;
14 июня – праведного Иоанна Кронштадтского;
24 июня – иконы Божией Матери «Достойно есть»;
28 июня – святителя Ионы, митрополита Московского;
29 июня – святого Феофана Затворника.

Читать еще:  Молитва на удачу и деньги отзывы

Валентина Бульба,
прихожанка храма в честь Святителя и Чудотворца Николая в с. Казанском

Как провести Великий пост? В милосердии и с добрыми делами!

Многих верующих часто волнует вопрос «Как провести Великий пост?». Надо соблюдать строжайший монастырский устав и до истощения отказываться не только от молока, яиц, мяса и рыбы, но и от всех продуктов с растительным маслом? Нет, это не главное задание. Христос ради спасения человечества пошел на крестную смерть. А какую жертву мы готовы принести Богу? Как послужить Ему?

Великий пост — время добрых дел

Целью Великого поста является очищение человека, подготовка к самому светлому и радостному празднику — Воскресению Христа.

Первой ступенькой станет воздержание в еде и развлечениях. Человек «обуздывает свое чрево» и благодаря телесному голоду начинает чувствовать и духовный голод. Постепенно сбивается спесь, слетает пелена с глаз и человек видит, что он не такой уж белый и пушистый.

Потом приходит осознание, что на самом деле он весь запятнан грехами. Какими моющими средствами можно отмыть душу, какими порошками отстирать? Нужны другие методы: не осуждать другого, молиться Богу, чтобы Он простил и очистил.

Такой же смысл мы вкладываем и в строки великопостной молитвы Ефрема Сирина:

Господи Царю, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других

А молитвенное обращение к Богу рождает у человека желание и на деле послужить Ему. Но как? Никто не отменял добрые дела в Великий пост.

Конечно, читатель спросит: но это мы делаем Богу или людям? Ответ на вопрос можно легко найти в Евангелии о Страшном Суде, в котором Бог обращается к праведникам со словами:

Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне

Праведники в недоумении: когда это они видели Бога, кормили Его, принимали в своем доме, одевали, посещали в больнице? Ответ очень прост:

…Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Вот почему так важно в Великий пост творить добрые дела. Они приближают человека к Богу. Сегодня ты поделился своим обедом с голодной бабушкой возле подъезда, в выходные вместе с друзьями навестил ребятишек в детском отделении поликлиники, устроил субботник по уборке территории больницы, на неделе перебрал вещи и часть отнес в пункт помощи нуждающимся.

Как провести Великий пост в милосердии и доброделании?

Кто-то спросит: а где искать того, кому бы послужить?

А особо-то искать и не надо. Начните с окружающих вас людей. Но это совсем не значит, что надо спокойно идущую по улице бабушку хватать и переводить через дорогу. Или ссориться с родными из-за того, что они не хотят отдавать свои любимые вещи нуждающимся. Настоящее милосердие никогда не наносит вреда. А начинается оно с мелких шагов.

Уступите место в транспорте старшим. Поблагодарите водителя маршрутки и кассиршу в супермаркете. Вместо того, чтобы откупиться от нищего в переходе звонкой монетой или мелкой купюрой, угостите его пирожком и просто поговорите с ним несколько минут, поинтересуйтесь его жизнью.

Вместо осуждения попробуйте понять, почему начальник так себя ведет. Предложите помощь коллеге, не успевающему вовремя сдать отчет. Это и будут первые шаги к добрым делам в Великий пост.

Выйдите на остановку раньше и просто поговорите по телефону с родителями, внимательно выслушайте их, посочувствуйте, предложите помощь, но не давайте тысячи советов и не упрекайте за возможные ошибки.

Навестите бабушку и уберите ей дом, помогите в огороде и испеките пирог. С последним вариантом в вашем детстве наверняка неоднократно было наоборот.

Как провести Великий пост в молитве, если нет свободного времени?

Вместо привычного пребывания на Литургии в воскресенье сходите в храм еще и в субботу утром. А после службы останьтесь убрать храм.

Читать еще:  Молитва проводить душу в сороковой день

Если не имеете возможности вечер проводить в уединенной молитве, чтении Евангелия и Псалтыри, тогда просто молитесь по дороге на работу и по пути домой, в свободные минуты. Бог оценивает нас не по длине молитвенных текстов и не по количеству поклонов. Он смотрит в наше сердце. Есть ли там любовь и безграничное упование на Его милость?

Добрые дела в Великий пост — борьба с гордостью и путь самоограничений

Святая Четыредесятница — благодатное время для работы над собой. И милосердие — ее важная часть. Она помогает человеку бороться с гордостью и самолюбием.

Если раньше вы думали в первую очередь о себе, так сейчас начинаете видеть других людей, нуждающихся в добром слове, улыбке, заботе и внимании. А главное — вы видите в них образ Христа. Христа, показавшего нам самый большой пример любви, милосердия и жертвенности. Христа, воплотившегося и пришедшего в мир ради спасения человечества. Христа, принявшего крестную смерть и искупившего каждого из нас Своей Кровью.

И разве ради Этого Самого Христа вы не откажетесь от куска колбасы или любимых пирожных? Ведь, как говорит святитель Иоанн Златоуст, постная еда должна быть в первую очередь дешевой, чтобы на сэкономленные деньги можно было помочь нуждающимся.

Если ваш главный «враг» — язык, ограничьте пустую болтовню по телефону и перестаньте перемывать косточки друзьям. Если ваша страсть — покупка новых вещей, переберите гардероб и откажитесь от нового платья. Любители спать до обеда могут пожертвовать несколькими лишними часами в пользу бескорыстной помощи другим.

То есть, кроме общепринятых ограничений в еде, каждый должен для себя определить, как провести Великий пост и от чего отказаться.

Для одного это будет 48 дней без спиртного, сигарет или мата, для другого — без шумных компаний и пустой болтовни, для третьего — без нового костюма, для четвертого — без споров о политике. На все про все — 48 дней. И отсчет уже пошел.

Молитва или добрые дела?

В Великий Вторник в храме читают притчу о Страшном Суде. Из нее становится очевидно, что богослужение — не главное для спасения. Зачем же мы приходим в храм? Размышляет волонтер фонда Роман Попков.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?»

Евангелие от Матфея,
глава 25, стихи 31—37

После чтения притчи возникает вопрос: зачем я пришёл в храм, если Господь спросит меня не о посещении храма, а о помощи ближним? Я пришёл на бого-служение и услышал, что служение Богу заключается в чём-то другом.

В притче те, кто оказался по правую сторону от Господа, искренне удивлены. «Когда мы послужили тебе, Господи? Нас окружали люди, но Тебя среди них не было!». Получается, помогая ближним, они не думали, что служат Богу и их дела записывают «где-то там». Но как мы можем не думать о спасении?

Помнить

У любой семьи есть значимые семейные даты. Например, если у кого-то в семье есть ветераны Великой Отечественной, то День победы для них особо значим. Семья устраивает праздничный обед, идёт на парад, поёт военные песни, вспоминает своих родных. Через эти действия ныне живущие становятся причастными истории, становятся ближе к жизни своих предков.

В Ветхом Завете у Израиля, потомков Авраама, также были важные события в истории: исход из Египта, завоевание земли обетованной, восстановление Иерусалимского храма. Это события не только человеческой истории, но и божественной. Вспоминая их, израильский народ воспевал Бога, явившего в истории свою спасительную силу.

Читать еще:  Молитва николаю угоднику о любимом


Первосвященник Ездра молится при закладке нового Иерусалимского храма

В Новом Завете центральное событие — приход в мир и Воскресение Христа. Результат грандиозен: самой смерти вынесен смертный приговор! Мы приобщаемся к этому чуду через Предание Церкви. Богослужебные тексты, Таинства, сочинения святых отцов помогают забыть о грехах и мнимых добродетелях, сосредоточиться на Боге.

Таким образом, память — важнейшая часть духовной жизни.

Благодарить

«Первое, главное, источник всего: “Да возрадуется душа моя о Господе…”. Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не “освобождают” от мира и его соблазнов. Радость — основа свободы, в которой мы призваны “стоять”». Бог предлагает своё прощение и исцеление – прими их и благодари Его. Мы, как и народ Израильский, собрались, чтоб радоваться пред лицом Господа. У нас есть бесценное право прославлять Творца и Спасителя. Право и право, а не тяжкое бремя!»

Благодарение, о котором говорит о. Александр, мы находим повсюду: песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», «Ныне отпущаеши» Симеона Богоприимца, псалмы и славословия в Откровении Иоанна Богослова, гимны о Христе в посланиях апостола Павла.

Славословие — центр православного богослужения. В богослужебных текстах мы слышим о творении мира, грехопадении, спасении от египетского рабства, долгом пути Израиля к Боговоплощению, Божьей верности Завету; далее — о Воскресении Сына Божьего — новом творении, спасении от греха и смерти, ниспослании Духа Святого и многом другом. Мы почти ничего не просим, а только все вместе воспеваем спасающего нас Бога.


Великое словословие — один из центральных моментов праздничной службы Утрени

Иногда богослужебные тексты напоминают о греховности и неверности, чтобы на этом тёмном фоне ещё ярче блистал свет божественного прощения: Бог протянул нам руку, предложил идти вместе с Ним в Его Царство. Мы должны отказаться от попыток самоискупления и понять: спасение – незаслуженный дар.

Память о Боге мы выражаем через благодарение. Так мы становимся ближе к Нему.

…и делать добрые дела

Так добрые дела не нужны? Если путь к Богу лежит через память и благодарение — может быть, останемся в уютном церковном мирке и будем наслаждаться отношениями с Богом?

Нет. Спасение — не только дар, но и призвание. Ту любовь, которую Бог изливает на нас, которую преподает в таинстве Евхаристии, мы должны нести людям. Мы призваны отражать тот свет, которым нас освещает Господь. Если мы живём с Богом, если мы позволили Ему пребывать среди нас — значит, Царство Божье уже среди нас.


«Христос посреди нас» — так приветствуют другу друга священники перед Причастием

Богослужение — не повинность и не замена добрых дел. Это семейный ужин за столом Господа. Когда любовь, царящая в Царстве Христовом, поселяется в сердце, добрые дела становятся естественны. Мы не «зарабатываем» спасение, а помогаем другим бескорыстно, без страха наказания и желания награды.

Итак, нет альтернативы — богослужение или добрые дела. Есть Божья любовь, живущая в сердце, и ее свободное излияние на людей в добрых делах.

Подробно рассказывает о Страстной седмице лекция Ильи Александровича Красовицкого — опытного церковного регента и преподавателя ПСТГУ. У каждого дня — своё посвящение, свой порядок и свои особенности богослужения. Все это разобрано в лекции.

Основная книга, которая звучит в храме в дни поста — это Постная Триодь. Супруга Ильи Красовицого Мария Сергеевна рассказывает: как появилась эта книга, кто и зачем ее написал, а главное — как ее лучше понимать и любить. Лекция получилась очень яркой и поэтичной — как сама Постная Триодь. Рекомендуем.

Саму Постную Триодь вы также можете скачать у нас в медиатеке. Есть вариант на церковнославянском и русский перевод о.Амвросия (Тимрота). По этой книге вы сможете следить за тем, что читают и поют в храме.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Источники:

http://kazanskoe-nikolay.ru/post-molitva-dobryie-dela/
http://megapoisk.com/kak-provesti-velikij-post-2016-v-miloserdii-i-dobryh-delah
http://blog.predanie.ru/article/molitva_ili_dobre_dela_/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: