Молитва об освящении воды в крещение
Молитва на освящение воды
Это удивительная молитва. Она, можно сказать, изливается из сердца под впечатлением только что произнесенного Символы веры. Перечислив вместе с тобой все эти спасительные для нас, важнейшие и реальнейшие факты, обновив их перед своими глазами, священник, переполненный соответствующими чувствами, от своего и от твоего лица молится:
Велий еси, Господи, и чудна дела твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.
Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая. Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир.
Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырьмя времени круг лета венчал еси.
Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы.
Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух п роли ял еси.
Ангельския силы Тебе служат; Архангельстии лицы Тебе кланяются; многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. .
Чувствуешь, как здесь молитвенно переживается начало Символа веры, где говорится о творении видимого, материального мира, и невидимого мира Ангелов?
А дальше будет вспоминаться и переживаться все, что касается воплощения Сына Божия и Его спасительной для нас жертвы:
. Ты бо, Бог сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв; не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода чело- веча, но пришел еси и спасл еси нас.
Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния; естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим.
Вся тварь воспевает Тя, явльшагося.
Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси.
Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев. »
Вот так наше исповедание должно проникнуть в наше сердце. И мы верим, что все эти события продолжаются и в наше время, и сейчас, и здесь. И ты сейчас – как Ной перед потопом, как Божий народ перед переходом сквозь Красное море. А главное – как пришедшие креститься к Иордану, куда, в эту воду, переполненную человеческими грехами и всякой нечистью, которая этими грехами питается, вот-вот сойдет Христос, чтобы и взять на себя твои грехи, и уничтожить всю эту нечисть. И мы обращаемся к Нему:
«. Ты убо, Человеколюбие Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. (Трижды)
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово; сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену; да бежат от нея наветующии созданию Твоему; яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным. »
И священник трижды изобразит рукой в воде крест, и трижды крестообразно дунет на нее, со словами:
. Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы.
И снова священник вспомнит повеление Господа Иисуса:
Ты бо рекл еси, Господи: измыйтеся, и чисты будете, отымите лукавство от душ ваших.
И снова вспомнит неизреченный его дар:
Ты даровал еси нам свыше новое рождение водою и Духом.
И снова будет просить, чтобы этот дар сегодня не миновал и тебя:
Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому, во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похоти прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу создавшаго его, да быв сраслен подобию смерти твоея крещением, общник и воскресения будет; и сохранив дар Святаго Твоего Духа, и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным, написанным на небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе.
Ты поистине на берегу Иордана, и Христос не только уже вошел в эту воду, но и вечер Его жизни уже наступил, уже совершилось и распятие, и воскресение. Так что вода в совершенстве готова. Можно сказать, что вода уже даже расступилась перед тобою, как по мановению жезла Моисея, чтобы тебе с верою и покаянием пройти сквозь нее, и чтобы отсечены были все враги, желающие догнать тебя и погубить.
Источник: Твое Крещение / Протоиерей Вячеслав Резников. Москва, ООО “Соверо-принт”, 2005 г. – 64 С.
Крещенская молитва Молитвы на Крещение Господне
В далёкие Библейские времена на реке Иордан произошло великое событие — Крещение Господа нашего Иисуса Христа. В его память христианская церковь установила праздник — Крещение Господне. У него есть ещё одно название — Богоявление. Причина в том, что при совершении обряда Господь явился одновременно в трёх Своих Божественных ипостасях: глас, провещавший с неба, — Бог Отец; Иисус, крещаемый в водах реки, — Бог Сын; и нисшедший на Него голубь — Святой Дух.
Второй по значению праздник после Пасхи
Праздник этот отмечается всеми христианами мира. У нас он празднуется 19 января и считается вторым по значению после Светлого Христова Воскресения. Молитвы на Крещение Господне считаются особенно благодатными. Начинается празднование накануне, в день, который именуется Рождественским Сочельником. В этот день установлен пост. Он и особая крещенская молитва должны подготовить верующих к радостному событию.
Вечером этого дня во всех храмах совершаются праздничные Навечерия и Вечерни, которые по окончании переходят в Утреню. На этой службе исполняются праздничные тропари. Тропарь — это, по существу, главная Крещенская молитва. Его содержание непосредственно связано с Библейскими событиями. Так, в первом из них рассказывается о том, как пророк Елисей разделил Иорданский поток, явив тем самым прообраз будущей остановки естественного течения реки в момент крещения Иисуса. Последний же тропарь описывает то душевное смятение, которое переживал Иоанн Креститель, приступая к крещению Того, кто сотворил этот мир.
Праздничное освящение воды
Далее читаются Евангелие и Апостол, в которых приводятся свидетельства Иоанна Предтечи о Божественной сущности Иисуса Христа. Вслед за этим начинается Великая Вечерня, на которой среди прочего читаются паремии (отрывки из Священного Писания), рассказывающие о божественной миссии Спасителя.
В этот же вечер совершается Великое освящение воды. Важно заметить, что оно совершается дважды — в этот день и непосредственно в праздник, и подаваемая Божественная благодать в обоих случаях одинаковая. Это следует подчеркнуть, так как часто приходится слышать соответствующие споры.
Традиция водосвятия восходит к очень давним временам. Освящение воды в храме, во время которого читается особая крещенская молитва, совершается в воспоминании раннехристианского крещения оглашенных. Оно происходило именно в Навечерие Богоявления. Освящение же воды рек и озёр в день самого праздника — это память того, как Иисус Христос своим погружением освятил воды Иордана. Обычно оно сопровождается крестными ходами и называется «хождение на Иордань». Совершается всё по примеру Библейского крещения Иисуса Христа — вне храма. Принято считать, что чин освящения воды составил святой евангелист Матфей, а некоторые молитвы на Крещение Господне приписываются святому Проклу, бывшему в V веке архиепископом Константинополя.
Рождественские погружения в Иордань
Вошло в традицию в этот зимний праздник окунаться в прорубь. Обычно она вырезается в форме креста ? великой очистительной жертвы. Принято считать, что вода в этот день приобретает совершенно иные, целительные свойства. К тому же погружение в ледяную воду — это тоже своего рода христианская жертва. Перед тем как окунуться в прорубь, читается не особая крещенская молитва, а просто трижды осенив себя крестным знамением, возглашают: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», после чего бросаются в воду. Эта благочестивая традиция требует от её исполнителей достаточно мужества.
Молитвы о семейном счастье
О чём же в этот праздник принято возносить молитвы? Разумеется, о самом дорогом, ведь в этот день весь мир наполнен особой Божественной благодатью. Прежде всего, это молитва о семье. В православной традиции принято обращаться с ней к Пресвятой Деве Марии. Своим браком с Иосифом Она явила миру пример истинно христианской семьи, в которой основой жизни являются заповеди Божьи. Долг всех христианских семей состоит в подражании этому святому семейству.
Есть в сонме святых ещё одно имя, к которому должна быть обращена молитва о семье, — это архангел Варахиил. Он был среди тех трёх ангелов, которые явились под дубом в Мамре праотцу Аврааму и его жене Саре. Именно он возвестил этой чете о скором даровании им сына Исаака. К нему обращаются в случаях каких-либо семейных проблем, а главное — при бесплодии или при тяжело протекающей беременности.
И уж, конечно, нельзя забыть помолиться нашим главным покровителям семейной жизни — святым чудотворцам Петру и Февронии. Эти муромские князь и княгиня стали в православии символом супружеского счастья. Молитва о сохранении семейного очага, обращённая к ним с искренней верой и надеждой, всегда бывает услышана. Тому на протяжении веков имелось очень много подтверждений.
Молитвы о сохранении дома
Помолившись о мире в семье, о здоровье всех близких и родных, нужно обязательно помолиться о сохранении от бед вашего жилища. Молитва для дома всегда необходима, ведь он, как всё на этом свете, поддерживается благодатью божьей. Он также подвержен всяким опасностям, уберечь от которых мы просим наших небесных покровителей. В православии таким защитником считается тот, кого Господь в давние времена поставил с огнепалящим мечом в руках охранять врата рая. Это Архистратиг Михаил. Ему возносят молитвы о защите дома от врагов видимых и невидимых.
Молитвы к этим святым благодатны в любое время, независимо от того, праздник это или будни. Но в Рождество Христово они имеют особую силу. Самое главное — произносить их надо с верой. Не должно быть и тени сомнения в том, что просимое будет исполнено. Таков закон молитвы.
О недопустимости ворожбы
На протяжении веков сложилось очень много всевозможных традиций, связанных с праздником Рождества. Есть хорошие, и плохие, берущие своё начало из языческих времён. Это, прежде всего, различные заговоры и ворожба. Нужно помнить, что церковь относится к ним крайне негативно. И это понятно, ведь в святой для каждого человека день обращаться за помощью к тёмным силам совершенно недопустимо. Это грех, и очень тяжкий. Гораздо более достойно — пойти в храм на праздничную службу, а затем помолиться дома. Господь в Рождественский праздник непременно услышит и исполнит ваши желания.
Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней
19 января – один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции.
Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.
Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января – вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби – Иордани.
2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик.
Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение – одно и то же.
3. Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза. Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.
Нужно расставить акценты: отдельно – болезни и грех, отдельно – сглаз. Сглаз, порча и тому подобное – это суеверие. И избавляться нужно только от одного – от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол – падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное – невозможно.
Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей – масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды – и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.
Если понимать некоторые слова (например, «днесь – то есть сегодня, сейчас – вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.
5. Крещенская вода никогда не портится.
Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).
6. Нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели.
Думаю, это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни – это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.
Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…».
Нельзя. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы – причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.
8. И простой человек может освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.
Действительно, молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») – мы помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди – не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 19 января.
Газета «Саратовская панорама» №2 (930)
Источники:
http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Reznikov/tvoe-kreshhenie/25
http://nlo-mir.ru/religia/44068-kreschenskaja-molitva-molitvy-na-kreschenie.html
http://pravoslavie.ru/67662.html