Молитва о покаянии в великий пост

Молитвы, читаемые в Великий пост

Великий и любящий Творец не оставляет Своих детей без наставлений и дарует им благодатное время для физической и духовной подготовки, чтобы в чистоте и обновлении принять исцеляющую Божественную благодать в Светлый праздник Пасхи. Молитвы, читаемые в Великий пост — открытые двери к очищению от грехов, прощению и получению благодати от Творца, Сына и Святого Духа.

В чем важность молитвы в Великий пост

Иисус есть единственный путь и врата в Вечное Царство (Иоан. 14:6), молитвенное воззвание — ключ к этим вратам. Пребывая в поклонении и молитвенном состоянии, христианин может преобразовывать свою душу и дух. Великий пост, в первую очередь, ограничение в развлечениях, и увеличении времени общения с Богом в молитве, а затем уже ограничение в еде.

Говорят, что пост без молитвы превращается в обыкновенную голодовку. Научившись укрощать плоть через прием постной пищи, мы преобразуем свой дух к принятию духовной пищи через чтение молитвенных текстов, чтобы находиться в единстве с Богом через очищение греховности.

Основные правила чтения Святого Писания и молитв

За семь недель пребывания в посте христиане должны прочитать Евангелия от четырех апостолов.

Молитвенное покаяние Ефрема Сирина читается ежедневно, при этом следует внимательно вдумываться в каждого слово, которое имеет огромное духовное содержание. Пребывая в молитвенном состоянии, следует постараться ощутить общность с Иисусом в наполнении любовью.

Господь и Властелин жизни моей, прошу Тебя, забери от меня дух уныния, праздности, властолюбия и деспотичности.

Даруй мне, рабу Твоему (имя), дух смирения, терпения, целомудрия и любви.

Царь мой, Господь мой, даруй мне увидеть все прегрешения мои, научи меня не осуждать ближнего моего, благослови меня во веки веков. Аминь.

После прочтения покаянного прошения следует совершить 12 поклонов со словами «Боже, очисти меня грешного», после этого повторяется текст молитв и делается 1 поклон.

Покаянное воззвание — сильнейшее оружие против духа праздности, лени, не дающее телу и душе расслабиться. Бессмысленная праздность рождает уныние, ведет к любоначалию, лишая жизнь Божьего смысла.

Читая покаянное послание Сирина, христиане, наполняясь духовным контролем, приобретают целомудрие, которое перерастает в смиренномудрие и дарует силу терпения. Вершиной покаянной молитвы Еф. Сирина является приобретение плода любви, главной цели Великого поста.

Важно! Молитвенное послание Еф. Сирина читается ежедневно, кроме субботнего и воскресного дня на протяжении всего Великого поста.

Молитвы на каждый день

Каждое утро читается Иисусова молитва и молитвы:

  • предначинательная;
  • Святому Духу;
  • Трисвятое;
  • Святой Троице;
  • «Отче наш».

В течение дня, каждый раз, когда дьявол будет атаковать искушениями, испытывая христианскую веру, следует читать Иисусову молитву: «Иисус Христос, Сын Давидов, помилуй меня, грешного».

В конце дня, по завершении всех дел, прочтении предначинательной молитвы и обращения к Святой Троице, произносим молитву к Ангелу-Хранителю и Богу Отцу.

Отец всего живого, помоги мне в этот час, отпусти грехи мои, которые я (имя) сотворил по неосторожности сегодня. Если обидел человека словом бранным или поступком недопустимым, я молю о прощении. Очисти душу мою от мыслей скверных, а плоть — от желаний грешных. Избавь, Боже, от суеты земной и яви Свою благодать во сне. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Отче наш и Иисус Христос, даруйте мне (имя) свое милосердие, не отлучайтесь от меня на пути жизненном. Преклоняю колени и молю о помощи в завтрашнем дне, сохраните сон мой и освятите жизнь мою. Пусть на ложе моем ко мне снизойдет спасение Ваше и любовь Ваша. Отпустите грехи мои за день и направьте по пути покаяния и света. Все невзгоды пусть пройдут, как день прошел. Боже мой и Сын Твой Иисус, смиренно верю в силу Вашу и могущество над злом. Уберегите раба Своего (имя). Да будет Царствие Ваше на земле вечным. Аминь.

Господи, утешитель души моей. Яви милость Свою и убереги раба Твоего (имя) от несчастья. Через Твою помощь, Боже, я хочу очистить душу свою от согрешений дневных. Мои думы и слова мои невольны, а поэтому и грешны. Убереги меня от тоски, печали, уныния, горя и всех злых намерений. Развращенные деяния мои замени милостью Божьей и позволь покаяться в делах своих свершенных. Помилуй меня перед сном и прости прегрешения. Даруй заступничество Свое перед силой злой. Прославляю Вас во веки веков. Аминь.

Хранитель мой, моя душа и тело под покровительством Твоим пребывают. Прости меня (имя), если согрешил и пренебрег доверием Твоим. За дела мои дневные я прошу прощения и молю об избавлении от греха. Не со зла, а по неволе гневлю Господа Бога и тебя, Защитник мой. Покажи мне благодать и милость Вашу. Во славу Господа нашего. Аминь.

Суета настолько берет в плен человека, что в конце дня он просто забывает о молитвенном общении с Творцом, валясь с ног от усталости.

Вечерняя молитва не только воздает славу Всевышнему за прожитый день, она является лучшим успокаивающим средством от дневной суеты. Христианин, научившийся каждый вечер благодарить Бога за прожитый день, просить прощения за явные и неявные грехи, станет намного счастливее того человека, который попрошайничает изо дня в день, не веря в силу своего прошения.

Важно! Святые слова, произнесенные в молитвенном прошении во время Великого поста, отгонят беду, изменят будущее и привлекут счастливые дни. Молитвенные обращения, читаемые в дни Великого поста, приносят не только очищение, но и переосмысление собственной жизни.

Посещение храмовых богослужений, пребывание в посте и молитве, поможет не только избавиться от обид и непрощение, но и открыть сердце Богу.

Какие молитвы читать в Великий пост дома

Смысл поста — не просто отказ от мясомолочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни.

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Читать еще:  Молитва о благополучии других

По окончании молитвы, 12 раз кряду нужно сказать «Боже, очисти мя, грешнаго», и поклониться в пояс.

Еще два раза прочесть молитву Ефрема Сирина и поклониться до земли.

Молитвы, которые нужно читать в Великий пост утром и вечером

Утренние молитвы в Великий пост

Господи, будь милостив к рабу своему (имя) !
Пошли мне свое благословение да не отведи взора своего. Дай силы сопротивляться злу, меня проверяющему, помоги очистить душу от грехов, совершенных волею и неволею. Аминь.

Господи Всемогущий! Владыка жизни моей. Отринь от меня дух праздности да позволь провести время поста Великого в смирении. Защити от мыслей греховных, не дай сойти с пути праведного, Тобой каждому начертанного. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сын Божий. Ради Девы Марии, Матери Пречистой, всех Святых, помилуй меня (имя), грешного. Слава Тебе, Господи, избавитель и милостивый Отец на Небеси. Аминь.

Вечерние молитвы в Великий пост

Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя.

Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь.

Ангел Хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя), перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь.

Молитва о прощении грехов на каждый день

Обращаюсь я, раб(а) Божий(ия) (имя), к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий.Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Аминь!

Молитва на благословение пищи и пития

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(И перекрестить пищу и питие).

Молитва после еды

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Очищающая молитва

Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня.

Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

Молитвы во время Великого поста перед Пасхой

Молитвы на Пасху — неотъемлемая часть праздничных ритуалов и богослужений. Считается, что пасхальная неделя обладает сильной энергетической атмосферой. Это наделяет молитвы на Пасху о здоровье и благополучии особой силой и концентрацией.

Молитва Господу Иисусу Христу

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

Трисвятое (ангельская песнь)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам.

Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?

Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней.

В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери.
Также во время особенных великопостных богослужений – Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым.

Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам. Но христианин может читать акафисты келейно (то есть дома).

Великий пост — время покаяния и молитвы

Размещено Мар 2, 2015

Великий пост –древнейший и самый важный из многодневных постов, установленных в Православной Церкви.

Многие люди интересуются традициями, связанными с проведением Великого поста, некоторые стараются ограничить себя в приёме животной пищи на это время, кто-то постится первую и последнюю неделю. Но следует помнить о том, что пост – это прежде всего духовное делание души, желающей воссоединиться с Богом, и телесное воздержание – лишь средство к этому. В противном случае он превращается в банальную диету, плодом которой является только избавление от определённого количества лишних калорий.

Цель христианского поста – Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, Который ради людей Сам стал человеком, принял смерть на кресте и даровал отпавшему от Бога людскому роду прощение грехов и жизнь вечную. Это Он научил нас посту, Он в славе Воскресения ожидает нас в конце постного пути, когда мы будем праздновать Пасху. Поэтому начинать подлинный, духовный пост лучше всего со знакомства с Ним – чтения Евангелия, открывающего Священное Писание Нового Завета.

Телесный пост заключается в воздержании от скоромной пищи – мяса, молока, яиц. По церковному Уставу, рыба разрешается дважды – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим.

Читать еще:  Молитва с именем врага

Великий пост — время, когда мы задумываемся о прожитой жизни, подводим итоги. В Великий пост даже те, кто редко посещает храм, приходят на исповедь, чтобы примириться с Богом и с собственной совестью. Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. И в эти дни поста необходимо задуматься, в чем смысл покаяния и как нужно приступать к исповеди.

От многих людей приходится слышать примерно следующее: «Годами прихожу на исповедь, годами называю одни и те же грехи, и ничего в моей жизни не меняется». Так, конечно, происходить не должно: что-то должно меняться в нашей жизни после каждой исповеди. Закон духовной жизни таков: человек никогда не стоит на месте — он идет или вперед, или назад. Если мы не приближаемся к Богу, значит, мы от Него отдаляемся, если не становимся лучше, значит, становимся хуже. И покаяние нужно нам, чтобы вновь и вновь возвращаться на путь, ведущий к Богу.

«Покаяние» — это славянский перевод греческого слова «метанойя», буквально означающего «перемена ума», «перемена образа мыслей». Покаяние — не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех.

Каждый раз, когда мы вступаем в Великий пост, когда на богослужении слышим покаянные молитвы и песнопения, мы должны подумать о том, как нам переменить свою жизнь и как сделать, чтобы раскаяние за прожитые годы не было бесплодным, но чтобы оно приносило реальные плоды в нашей христианской жизни.

Покаяние необходимо всякому христианину. Оно — дар, который от Бога дан человеку, запятнавшему грехами белоснежные одежды крещения. «Ибо после того, как мы крестились, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — мы уклоняемся к дурным и постыдным делам и, хотя совершенно отбрасываем даже само освящение, тем не менее покаянием, исповедью и слезами соответственно получаем сначала отпущение согрешений и, таким образом, освящение вместе с благодатью свыше». Вслед за Иоанном Лествичником, преподобный Симеон называет покаяние вторым крещением: «В первом крещении, — говорит он, — вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же крещение есть уже не образ истины, но сама истина».

Кто-то из нас принял крещение в младенчестве, кто-то в юности, кто-то в зрелые годы, а кто-то и в старости. Но у всех нас есть одно общее: мы не сохранили обеты, данные при крещении нами или нашими восприемниками от нашего имени. Крещение было нашим заветом с Богом, но мы этот завет нарушили. Бог всегда оставался верен нам, мы же многократно оказывались неверны Ему. В этом и должны мы приносить покаяние.

Покаяние — нечто гораздо более серьезное и цельное, чем просто попытка увидеть собственные недостатки. Покаяние — это обращение нашего ума к Богу. Когда мы приходим на исповедь, недостаточно только перечислить грехи — те, которые приведены в вечерних молитвах. Читая эти молитвы, мы сознаем, что во всех названных там грехах мы в той или иной степени виновны. Но исповедь должна заключаться не в том, чтобы мы перечислили свои грехи и на этом успокоились. Во время исповеди нужно найти в себе силы встать лицом к лицу с Богом, поставить себя перед правдой Божией, перед судом любви Бога милосердного.

Великий пост – время покаяния, осознания своих грехов и ошибок и попытки исправиться в лучшую сторону. Но это не значит, что постящийся человек должен всем своим видом показывать свою скорбь или особенную «святость» по сравнению с другими.

Напротив, Господь говорит Своим ученикам: ««…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 – 34).

По словам святого Антония Великого, пост – это воздержание языка, сердца и чрева. За много веков до появления светской психологии отцы Церкви, просвещённые Духом Божиим, знали истину о том, что духовное, душевное и плотское начало в человеке тесно связаны и взаимообусловлены. Плоть и душа, по замыслу Творца, должны подчиняться духу – той части нашего существа, которая способна к общению с Ним и с которой начинается благодатное преображение всего человека. Но в результате неправильного направления личной свободной воли каждого из нас эта иерархия часто нарушается. Пост, соединённый с молитвой и следованием Христовым заповедям, – это средство восстановления человека, его исцеления от греха и ложных жизненных установок.

О МОЛИТВЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.

Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь.

Читать еще:  Молитва матушке ксении петербургской

Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной.

Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года.

Самое главное для православного христианина во время Великого поста – подготовка к участию в Таинствах Исповеди и Причащения. Очистив воздержанием тело, мы очищаем душу покаянием, приходя в храм и исповедуя в присутствии священника совершённые нами грехи. И тогда, получив от Самого Бога прощение, причащаемся Тела и Крови Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина на Божественной Литургии.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду. Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

Итак, Великий пост — это время, когда у нас есть возможность пересмотреть и изменить свою жизнь, когда мы можем примириться с Богом и ближними. И примирение это наступает благодаря не словесному лишь исповеданию нашей греховности, а тем делам, которые мы противопоставим прежним грехам. Не случайно в песнопениях Великого поста говорится: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий соуз неправды… всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы…» Именно в этом заключается истинное покаяние. Ибо если мы на исповеди каемся в том, что не подаем милостыню, а потом, выйдя из храма, проходим мимо нищего, то в чем был смысл исповеди? И если мы исповедуемся в том, что ссоримся с близкими родственниками, а, вернувшись домой после Литургии, опять с ними ссоримся, то ради чего мы исповедовались?

На исповедь мы должны приходить с желанием и решимостью избавиться от грехов. Конечно, будучи реалистами, мы понимаем, что невозможно сразу избавиться от всех грехов, что иногда требуются годы, чтобы перебороть даже незначительную греховную наклонность. Но от этого у нас не должны опускаться руки. Каждая исповедь — это новый шанс, новая возможность пересмотреть свою жизнь и начать ее заново, поставив себя перед лицом Бога и сказав Ему: «Господи, я пришел к Тебе с покаянием, но не знаю, хватит ли у меня сил побороть эти мои грехи и недостатки; впрочем, идеже хощет Бог, побеждается естества чин — там, где Тебе угодно, могут происходить сверхъестественные события. И если Савл мог стать Павлом и Мария Египетская из блудницы могла превратиться в святую, то почему я не могу исправиться?»

Преподобный Серафим Саровский говорил, что вся разница между великим святым и великим грешником заключается в решимости. Святой — это грешник, который решился на то, чтобы исправить свою жизнь, и пошел по этому пути. Никогда в жизни человеческой не бывает абсолютной святости и абсолютной греховности: бывает лишь какая-то степень удаленности от Бога или приближенности к Богу. В этом смысле каждый человек — и святой, и грешник — находится на пути к Богу, только один уже приближается к цели, а другой еще далек от нее.

Но предела у этого пути нет, так же как нет предела совершенству. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — говорит Господь (Мф. 5:48). И мы должны каяться в своем несовершенстве, в том, что жизнь наша так далека от евангельского идеала. Именно для такого покаяния и дан нам Великий пост.

Источники:

http://molitva-info.ru/molitvoslov/molitva-v-velikij-post.html
http://zavedeno.com/molitvyi/v-velikiy-post.html
http://causeni.cerkov.ru/2015/03/02/velikij-post-vremya-pokayaniya-i-molitvy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: