Молитва на колива

Молитва на колива

ЧИ́Н БЛАГОСЛОВЕ́НИЯ КО́ЛИВА,

СИ́ЕСТЬ, КУТИИ́, ИЛИ́ ВАРЕ́НЫЯ ПШЕНИ́ЦЫ, С МЕ́ДОМ СМЕШЕ́ННЫЯ, И РАЗЛИ́ЧНЫМИ СЛА́ДКИМИ ОВОЩМИ́ УКРА́ШЕННЫЯ, И В ЧЕ́СТЬ И ПА́МЯТЬ ГОСПО́ДСКИХ ПРА́ЗДНИКОВ, ИЛИ́ СВЯ́ТЫ́Х БО́ЖИИХ, В ЦЕ́РКОВЬ ПРИНОСИ́МЫЯ.

ПРИНЕСЕ́НУ БЫ́ВШУ КО́ЛИВУ В ЦЕ́РКОВЬ: А́ЩЕ НА ВЕЧЕ́РНИ, ПО НЫ́НЕ ОТПУЩА́ЕШИ: ТРИСВЯ́ТО́Е. ПО О́ТЧЕ НА́Ш: ТРОПА́РЬ. СЛА́ВА, И НЫ́НЕ: БОГОРО́ДИЧЕН, ПО ГЛА́СУ ТРОПАРЯ́ СВЯ́ТА́ГО. А́ЩЕ ЖЕ НА ЛИТУРГИ́И ПО ЗААМВО́ННЕЙ МОЛИ́ТВЕ, ПОЕ́ТСЯ ТРОПА́РЬ И КОНДА́К СВЯ́ТА́ГО.

ДИА́КОН ПОКАДИ́В, ГЛАГО́ЛЕТ: ГО́СПОДУ ПОМО́ЛИМСЯ.

ЛИ́К: ГО́СПОДИ ПОМИ́ЛУЙ.

СВЯ́ЩЕ́ННИК СТА́В НАД КО́ЛИВОМ, ГЛАГО́ЛЕТ МОЛИ́ТВУ СИЮ́:

ВСЯ СОВЕРШИ́ВЫЙ СЛО́ВОМ ТВОИ́М ГО́СПОДИ, И ПОВЕЛЕ́ВЫЙ ЗЕМЛИ́ МНОГОРАЗЛИЧНЫЯ ПРОЗЯБА́ТИ ПЛОДЫ́, В НАСЛАЖДЕ́НИЕ И ПИ́ЩУ НА́ШУ: И́ЖЕ СЕ́МЕНМИ ТРИ́ О́ТРОКИ И ДАНИИ́ЛА СУ́ЩИЯ В ВАВИЛО́НЕ, СЛАСТНОПИТА́ННЫХ СВЕ́ТЛШИЯ ПОКАЗА́ВЫЙ: СА́М ВСЕБЛА́ГИ́Й ЦА́РЮ́, И СЕ́МЕНА СИЯ С РАЗЛИ́ЧНЫМИ ПЛОДЫ́ БЛА́ГОСЛОВИ́, И ОТ НИ́Х ВКУША́ЮЩИЯ ОСВЯ́ТИ́, Я́КО В СЛА́ВУ ТВОЮ́, И В ЧЕ́СТЬ СВЯ́ТА́ГО, ИМЯРЕК, СИЯ ПРЕДЛОЖИ́ШАСЯ ОТ ТВОИ́Х РАБО́В, И В ПА́МЯТЬ ВО БЛА́ГОЧЕСТИ́ВОЙ ВЕ́РЕ СКОНЧА́ВШИХСЯ. ПОДА́ЖДЬ ЖЕ БЛА́ЖЕ, БЛА́ГОУКРАСИ́ВШИМ СИЯ, И ПА́МЯТЬ СОВЕРША́ЮЩИМ, ВСЯ Я́ЖЕ КО СПАСЕ́НИЮ ПРОШЕ́НИЯ, И ВЕ́ЧНЫХ ТВОИ́Х БЛА́Г НАСЛАЖДЕ́НИЕ: МОЛИ́ТВАМИ ПРЕЧИ́СТЫЯ ВЛАДЫ́ЧИЦЫ НА́ШЕЯ БОГОРО́ДИЦЫ И ПРИСНОДЕ́ВЫ МАРИ́И, И СВЯ́ТА́ГО, ИМЯРЕК, ЕГО́ЖЕ И ПА́МЯТЬ СОВЕРША́ЕМ, И ВСЕ́Х СВЯ́ТЫ́Х ТВОИ́Х. Я́КО ТЫ́ ЕСИ́ БЛА́ГОСЛОВЛЯ́ЯЙ И ОСВЯ́ЩА́ЯЙ ВСЯ́ЧЕСКАЯ БО́ЖЕ НА́Ш, И ТЕБЕ́ СЛА́ВУ ВОЗСЫЛА́ЕМ, БЕЗНАЧА́ЛЬНОМУ ОТЦУ́, СО ЕДИНОРО́ДНЫМ ТВОИ́М СЫ́НОМ, И ПРЕСВЯ́ТЫ́М И БЛА́ГИ́М И ЖИВОТВОРЯ́ЩИМ ТВОИ́М ДУ́ХОМ, НЫ́НЕ И ПРИ́СНО, И ВО ВЕ́КИ ВЕКО́В.

И А́ЩЕ НА ВЕЧЕ́РНИ, ДИА́КОН: ПРЕМУ́ДРОСТЬ. ЛИ́К: БЛА́ГОСЛОВИ́. СВЯ́ЩЕ́ННИК: СЫ́Й БЛА́ГОСЛОВЕ́Н: И ПРО́ЧАЯ ДО ОТПУ́СТА. А́ЩЕ ЖЕ НА ЛИТУРГИ́И, ПОЕ́Т ЛИ́К: БУ́ДИ И́МЯ ГОСПО́ДНЕ: ТРИ́ЖДЫ, И ПСАЛО́М: БЛА́ГОСЛОВЛЮ́ ГО́СПОДА НА ВСЯ́КОЕ ВРЕ́МЯ: РАЗДА́В ЖЕ АНТИ́ДОР, ТВОРИ́Т ОБЫ́ЧНЫЙ ОТПУ́СТ ЛИТУРГИ́И.

ЧИ́Н НАД КУТИЕ́Ю В ПА́МЯТЬ УСО́ПШИХ, НА ЛИТУРГИ́И.

ПО ЗААМВО́ННЕЙ МОЛИ́ТВЕ РЕЧЕ́ТСЯ: ТРИСВЯ́ТО́Е. ПРЕСВЯ́ТА́Я ТРО́ИЦЕ: И О́ТЧЕ НА́Ш: СВЯ́ЩЕ́ННИК, ВОЗГЛА́С. ТА́ЖЕ ТРОПАРИ́: СО ДУ́ХИ ПРА́ВЕДНЫХ: ТА́ЖЕ ЕКТЕНИА́: ПОМИ́ЛУЙ НА́С БО́ЖЕ: И ПРО́ЧЕЕ. И МОЛИ́ТВА: БО́ЖЕ ДУ́ХО́В: И ВОЗГЛА́С: Я́КО ТЫ́ ЕСИ́ ВОСКРЕСЕ́НИЕ: И ПРО́ЧАЯ. СИЯ ВСЯ ЗРИ́ В ЛИТУРГИ́И ЗЛАТОУ́СТАГО. ТА́ЖЕ ЛИ́К: БУ́ДИ И́МЯ ГОСПО́ДНЕ: И ПРО́ЧЕЕ, И ОТПУ́СТ ЛИТУРГИ́И.

ЧИ́Н НАД КУТИЕ́Ю В ПА́МЯТЬ УСО́ПШИХ, ВЕ́ЧЕРА.

ПО ОТПУ́СТЕ ВЕЧЕ́РНИ, ПРЕ́ЖДЕ ПОВЕЧЕ́РИЯ, НАЧА́ЛО СОТВОРИ́В ИЕРЕ́Й, ТА́ЖЕ РЕЧЕ́ТСЯ: ТРИСВЯ́ТО́Е. ПРЕСВЯ́ТА́Я ТРО́ИЦЕ: И ПО О́ТЧЕ НА́Ш: СВЯ́ЩЕ́ННИК, ВОЗГЛА́С. ТА́ЖЕ ЛИ́К, ТРОПАРИ́: СО ДУ́ХИ ПРА́ВЕДНЫХ: ТА́ЖЕ, ЕКТЕНИА́: ПОМИ́ЛУЙ НА́С БО́ЖЕ: И ПРО́ЧАЯ. И МОЛИ́ТВА: БО́ЖЕ ДУ́ХО́В: И ВОЗГЛА́С: Я́КО ТЫ́ ЕСИ́ ВОСКРЕСЕ́НИЕ: ЛИ́К: АМИ́НЬ. ЧЕСТНЕ́ЙШУЮ ХЕРУВИМ: ГО́СПОДИ ПОМИ́ЛУЙ, ТРИ́ЖДЫ. БЛА́ГОСЛОВИ́. И ОТПУ́СТ.

Чин благословения колива

Как к 1 и 2 главам Типикона присоединяется чин трапезы, так к этой — чин благословения колива. Этим дается понять, что вкушение колива — такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это — трапеза в день памяти святого. Что такое Коливо1, объясняется в самом заглавии настоящего чина: это кутия или вареная пшеница с медом, украшенная сладкими плодами и приносимая в церковь в честь и память «Господских (т. е. двунадесятых, великих) праздников или святых Божиих», святых великих, как видно из помещения этого чина именно здесь. Как показывает содержание молитвы над коливом, оно, с одной стороны, имеет такое же знаменование, как приносимое в память усопших, т. е. предуказывает на воскресение, уподобляемое в Св. Писании прозябанию зерна из земли; с другой стороны, Коливо имеет целью, как и благословляемые на вечерне хлеб и вино, освящение праздничной трапезы, являющейся образом наслаждения вечными благами. Совершается этот чин или на вечерне после Ныне отпущаеши, Трисвятого и тропаря с Богородичным, следовательно, на вечерне, не соединяемой с утреней в бдение, что видно и из замечания об окончании этой вечерни («Премудрость», «Благослови», «Сый благословен»), или на литургии после заамвонной молитвы.

Читать еще:  Молитва за внуков о выздоровлении

Сводится чин, даваемый полностью в Служебнике, к освятительной молитве над коливом, которой предшествует прославление святого тропарем — на вечерне обычно положенным в конце ее, т. е. с Богородичным (воскресным), на литургии тропарем, нарочито вставляемым в это место литургии, в соединении (конечно, чрез Слава и ныне) с кондаком. Молитва предваряется и каждением диакона, разумеется, кругом колива, в ознаменование освящающей благодати Духа Святого. Начинаемая обычным пригла­шением «Господу помолимся» с «Господи помилуй», обращенная к Богу Отцу, молитва над коливом «Вся совершивый словом Твоим» просит Творца всего, и в частности растений, чудесно показавшего всю силу питательности их на Данииле и трех отроках, благословить предложенное и освятить вкушающих, так как это приношение рабов Божиих в славу Божию и в честь лучших рабов Божиих — воспоминаемого святого и скончавшихся в благочестивой вере; сверх того, молитва просит устроителям приношения и (всем) над ним совершающим память (святого) подать направленные ко спасению прошения и вечные блага по молитвам Богородицы, воспоминаемого святого и всех святых. После молитвы служба оканчивается обычно: вечерня, как указано выше, литургия с «Буди имя Господне».

В практике современной Русской Церкви коливо из святых приносится только в честь св. вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й Недели поста в воспоминание известной помощи его в пост христианам. Но обычная молитва над коливом в данном случае предваряется особенным молебном великомученику.

История чина
Возник чин, конечно, из агапы и представляет столь же важное преемство древности, как молитвы за оглашенных на литургии и многое другое в православном богослужении. Из описанных рукописей дается ркп. Моск. Синод. библ. № 335/391, л. 408. Чин доселе совершается в южнославянских церквах, особенно на храмовые праздники.

Чин освящения колива

Пусть никто не будет коварным, пусть никто не питает злобы,
пусть никто не питает яда в душе, чтобы не причащаться во осуждение.
Святитель Иоанн Златоуст

В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.

В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

В конце первой седмицы Великого Поста все члены Церкви Христовой исповедуются и причащаются святых Христовых Таин. Приступающий к Таинству покаяния приходит к священнику, совершающему исповедь у аналоя, и кается в своих грехах. На аналое лежат Крест и Евангелие, символизируя невидимое присутствие Самого Бога, Которому исповедуется человек, тогда как священник является лишь свидетелем при этом Таинстве. Священник, видя чистосердечное раскаяние человека, возлагает конец епитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа, и осеняет его крестным знамением. Поцеловав Крест и Евангелие, исповедавшийся принимает благословение от священника на причащение Святых Христовых Таин.

Песнопения первой седмицы Великого Поста

Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем.

«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».

Читать еще:  Молитва о детских страхах

Из канона пятницы первой седмицы

Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».

Тропарь святому Феодору Тирону

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.

«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову, вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».

Кондак святому Феодору Тирону

Об исповеди

Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные, уже не в нас, или не на нас. Они тоже, что сучья, отрубленные от дерева: когда любили грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от них, стали мерзить ими, раскаялись и исповедались, – этим действием мы отсекли их от себя. В минуту разрешения они отпали от нас. Теперь это сухие ветки, и Господь идет попалить в нас сие терпение прегрешений. Чрез разрешение грехов Он Себе приготовляет в нас достойную Себя обитель.

Святитель Феофан Затворник

Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

Преподобный Ефрем Сирин

Хорошо делают те, которые, готовясь к исповеди в первый раз после долгого пребывания во грехах, находят случай предварительно переговорить с духовным отцом и рассказать ему всю историю жизни своей греховной. Таким нет опасности забыть или пропустить что-либо в смятении во время исповеди. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди.

Святитель Феофан Затворник

Если же не будем достодолжно об грехах исповедоваться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричастными никакому страху, – ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть.

Блаженный Диадох

Когда согрешашь ты, не плачь и стенай не о том, что будешь наказан: это еще не важно; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, который столько благ, столько тебя любит; столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в этом состоит исповедание.

Святитель Иоанн Златоуст

Пост почитай оружием, молитву – стеною, слезы – банею.

Преподобный Нил Синайский

Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через злострадание и печаль.

Преподобный авва Фаласий

Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений.

Преподобный авва Арсений

Чин исповеди

Исповедуюся Господу Богу Вседержителю, в Святой Троице славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу…, во всех моих грехах, зле мною, содеянных мыслью, словом, делом и всеми моими чувствы.

Согрешил я пред Господом и Спасителем моим неблагодарностью, маловерием и неверием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил вероломством и неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Читать еще:  Вернуть мужа молитва на свечу

Согрешил я Господи: самолюбием, гордостью, унижением других, завистью, ненавистью, злобою, ехидством, грубостью, дерзостью, жестокостью. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил объядением, пьянством, курением, леностью, похотью, блудом, нечистотою. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. – Каюсь, Господи. Помилуй, прости и спаси!

Согрешил корыстолюбием, скупостью, жадностью, лживостью, лукавством, клеветою, придирчивостью, божбою, лицемерием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью и чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством… Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил небрежностью к молитве как к церковной , так и домашней, суеверием, гаданием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения…, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством … … – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюститься.

Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение.

Житие святого великомученика Феодора Тирона

Великомученик Феодор Тирон был войном в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Врника. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.
Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 – 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381 – 397).

Настольная книга священнослужителя, Т. II

Источники:

http://korolev.msk.ru/buki/sluzhebnik/11kolivo.html
http://www.odinblago.ru/liturgika/mikhail_skaballanovich/chin_blagosloveniya_koliva/
http://zachatevmon.ru/?p=23421

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector