Молитва к софии суздальской

Православная молитва святой Софии

София Суздальская двадцать лет была женой наследника престола великого князя Василия III, но их брак был омрачен отсутствием детей. Василий III, чтобы не остаться без наследников, решает развестись с женой. Софию постригают в монахини. Смирилась с монашеством княгиня не сразу, поначалу она долго скорбела, но потом покорилась Божьей воле и нашла умиротворение в усердной молитве. Молитва помогла Софии изгнать из сердца все мирские помыслы и посвятить себя служению Богу.

Чудотворная молитва Софии Суздальской

Монашеский труд, чтение Святых книг и непрестанная молитва, позволили Софии достичь духовного совершенства. В Покровский женский монастырь с верой в помощь Софии стали стекаться богомольцы. И действительно, православная молитва Софии Суздальской помогала людям избавиться от слепоты, головных болей, душевных скорбей и нервных болезней. К ней за помощью обращались и простые, и знатные люди из царских сословий. После смерти княгиня была похоронена в суздальском монастыре. Уже после смерти святая София спасла город Суздаль от разорения. Она в грозном виде явилась предводителю отряда поляков, у того от страха парализовало руку, и он поклялся оставить в покое и город, и монастырь.

Сильная молитва праведной Софии княгине Слуцкой о благополучном течении беременности

София была последней из рода белорусских князей Слуцких, потомков великого князя Ольгерда. Начало XVII века в Белой Руси было ознаменовано повсеместным притеснением христианства со стороны католичества. Запрещены были публичные собрания христиан, за каждое богослужение в церкви нужно было платить. Венчание, крещение, погребение — за все взималась плата. Святая София, принадлежавшей ей властью, защищала христианские храмы, жертвовала деньги на них. После смерти Бог прославил Софию многочисленными исцелениями, происходящими от ее нетленных мощей. Святая помогла вернуть здоровье парализованному, вследствие удара молнии, ребенку. Четыре года 11-летний мальчик лежал неподвижно, врачи ничем не могли помочь. И лишь по христианской молитве Софии Слуцкой, совершенной у ее мощей, к ребенку вернулось здоровье, и он вышел из храма на своих ногах. Святая также является покровительницей беременных женщин. Чудотворная молитва Софии Слуцкой способствует благополучному и спокойному протеканию беременности.

Текст православной молитвы святой Софии

О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона София Суздальская: в чем помогает?

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря – день кончины инокини Софии — стал официальным днём её памяти в церковном календаре. Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в Покровском монастыре города Суздаля, являются главными святынями обители. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни святая София Суздальская (1490 – 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова – супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Читать еще:  Мусульманская молитва на казахском языке

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором – не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг – это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.

Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного – долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 – 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут – свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

Читать еще:  Самая сильная молитва на здоровья мамы

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт – молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.

Преподобная София Суздальская

29 декабря (16 декабря ст. ст.) церковь почитает память прп. Софии Суздальской (в миру — великая княгиня Соломония Сабурова, первая жена Василия III). Преподобная подвизалась в первой половине ХVI века в Суздальском Покровском монастыре и еще при жизни прославилась своим богоугодным иноческим житием. На долю преподобной Софии выпало немало драматических событий, житие ее нетипично для классического образца: оно окружено множеством легенд и различных домыслов и может напоминать скорее художественный роман, однако вскоре по преставлении преподобная уже почиталась как местночтимая святая-чудотворица. Молитвы Софии Суздальской помогали от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств, у ее гробницы происходили многочисленные исцеления.

Содержание

Житие преподобной Софии Суздальской

Преподобная София (Соломония) родилась ок. 1490 года и происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых-Сабуровых). В 1505 году, когда Соломонии исполнилось 15 лет, будущий великий князь Василий III, достигший к тому времени 26-ти летнего возраста, по примеру византийских императоров устроил смотрины невест для предстоящей женитьбы. Из 500 русских красавиц благородных фамилий была выбрана Соломония. Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жены не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства. В том же году великий князь Иван Третий скончался и Василий Иванович стал правителем русской земли, а Соломония — великой княгиней.

Но брак оказался бесплодным: великий князь не имел наследника престола. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он даже запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. После 20-ти лет совместной жизни Василий принял беспрецедентное по тем временам решение: развестись с первой законной супругой и вступить во вторичный брак с юной Еленой Глинской, дочерью литовского князя Василия Львовича Глинского, — от этого брака родился Иван Грозный.

Клавдий Лебедев. «Василий III, Великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую». 1526 г.

В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит (Псковская летопись).

Московское общество не одобряло поступок великого князя: мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла и, впер­вые в рус­ской ис­то­рии, лишен сана и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III князь-инок Вассиан Патрикеев на его вопрос о возможности развода с супругой.

Но новый митрополит Московский Даниил одобрил расторжение брака, мотивируя это тем, что «неплодную смоковницу посекают». 25 ноября 1525 г. Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Согласно разным источникам, великая княгиня не хотела принимать постриг. Подробно об этих событиях рассказано у Герберштейна:

Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом».

По другим источникам (из кругов митрополита Даниила), Соломония сама, «видя неплодство из чрева своего», просила разрешить ей принять постриг. Великий князь якобы долго сопротивлялся этому, но после того, как Соломония обратилась к Даниилу, вынужден был согласиться.

«В лето 7034 благоверная великая княгини Соломанида, видя неплодство чрева своего, яко же и древняя она Сарра, начат молити государя великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ» («Повесть о пострижении великия княгини Соломониды»).

Спустя пару месяцев великий князь женился вторично. Причем, вопреки московским обычаям, даже «изменил образ Божий» на лице: первый из русских государей, он решился сбрить бороду, чтобы выглядеть в глазах красавицы жены, воспитанной в других традициях, более моложавым и привлекательным.

После пострига инокиню Софию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там, смирившись со своей участью, она вела праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской (1533-1538), согласно некоторым источникам, была София выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль.

Пострижение великой княгини Соломонии. Миниатюра из Лицевого летописного свода

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу преподобной Ефросинии Суздальской. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Через 17 лет иночества, 16 декабря 1542 года, преподобная София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Она считается покровительницей города Суздаля.

Читать еще:  Молитва симеону о младенцах

Прославление и почитание преподобной Софии Суздальской

Сте­пен­ная кни­га пишет о преставлении преподобной: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить преданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой. При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, преподобную Софию уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых». В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии. В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной.

Легенды о преподобной Софии Суздальской

Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках».

Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:

«Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко» (Сигизмунд фон Герберштейн. Записки о Московии. — М.: МГУ, 1988).

В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А.Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г. Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей «старицы Александры», умершей в 1525 г., и «старицы Софии», умершей в 1542г. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница предполагаемого сына Соломонии Сабуровой и древняя легенда имеет подтверждение? Но вместо скелета он обнаружил в гробнице полуистлевшую от времени деревянную куклу, одетую в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы.

Однако другие ученые нашего времени подвергают эту версию большому сомнению. Так, например, историк Дмитрий Володихин приводит сведения, что протокола вскрытия гробницы А.Д. Варгановым в 1934 году не существует, а протокол о раскопках, проводимых в монастыре в 1996 году, утверждает, что «погребения на этом месте не могло быть по причине физического отсутствия места для него, ибо фундамент представляет единый монолит».

Преподобная София Суздальская. Иконы

Множество икон, написанных в ХIХ–ХХ веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы. Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной ХVII века. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут — свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Преподобная София Суздальская. Икона из Покровского монастыря, Суздаль. ХVII в. София Суздальская, преподобная. Икона. Русь, XVII в. София Суздальская, преподобная. Икона София Суздальская, преподобная. Икона

Аки Евдокия: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.

Суздальский Покровский монастырь

Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь (основан в 1364 году), в котором подвизалась преподобная София, наиболее известен тем, что в 16-18 веках являлся мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Имена знатных обитательниц сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же были заключены вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь), инокиня Параскева (царевна Феодосия Соловая) — вторая жена царевича Ивана Ивановича, сосланная за неплодность (погребена в Вознесенском монастыре, Москва) и инокиня Елена (царица Евдокия Лопухина) — жена Петра I (погребена в Новодевичьем монастыре, Москва).

В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI веке. В 1923 году монастырь был закрыт и разорён.

В 1950—1960-е годы монастырские постройки были реставрированы, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.

Покровский собор Суздальского монастыря. Современный вид

С 1992 года в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов.

Источники:

http://www.sudba.info/pravoslavnaya-molitva-svyatoj-sofii/
http://religiya.temaretik.com/1757222454899509335/ikona-sofiya-suzdalskaya-v-chem-pomogaet/
http://ruvera.ru/prepodobnaja_sofija_suzdalskaja

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector