Лицемерие и молитва

«Христианство и борьба со злом». Грех лицеприятия, лицемерия, лести и лжи

Опубликовал Пётр Д. в блоге «Пётр Д.». Просмотры: 899


§1.
Невмешательство в проявления зла, — из-за страха последствий или равнодушия, или ошибочного понимания морально-нравственных и духовных аспектов борьбы со злом и действующих при этом ограничений, — представляет собой широкий спектр пассивного потакания и соучастия в неправедных делах.

Прп. Паисий Святогорец говорит: «…мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна, потому что мы делали то, что могли … Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то [разорители] обнаглеют еще больше. Если же христиане противостанут, то те еще подумают … Христос претерпел распятие, для того чтобы нам воскреснуть, а мы безразличны. » (1).

А.С. Пушкин в своём письме П.Я. Чаадаеву писал: «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши исторические воззрения вам не повредили…» (2).

Наряду с этим отметим и весьма распространенные в различных сферах человеческой деятельности такие виды активного потакания и соучастия в неправедных делах, как лицеприятие и лицемерие, о которых так много говорится в Священном Писании и святоотеческом учении [1].

Вообще, лицеприятие обусловлено тем, что страх перед начальствующими превосходит страх перед Богом; желание получать от них земные блага превосходит желание получать от Бога блага небесные; надежда на них превосходит надежду на Бога и веру в Него. При этом понятия «начальство, власть» превалируют над понятиями «совесть, заповеди Божьи, Родина».

Однако, хотя и «многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Прит. 29: 26). И «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа … благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь» (Иер. 17: 5, 7). И «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117: 8, 9)

Заметим, что погрязшие в человекоугодничестве и лицемерии творят беззаконие и ложь, и из них «никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» (Ис. 59: 4). Лицеприятие, лицемерие и лесть, — принося плоды, доставляющие греховные удовольствия, — духовно иссушают человека, направляя его на путь погибели. Ибо, «всякая неправда есть грех» (1 Ин. 5: 17).

§2. Лицеприятие также может выдаваться или восприниматься как нежелание или боязнь человека обидеть своего ближнего. Однако это различные и противоположные по своим причинам понятия. Лицеприятие — всегда лицемерно, обусловлено исключительно корыстными причинами и является грехом. Нежелание человека обидеть своего ближнего, — наоборот, обусловлено причинами добродетельными, порождающими праведные мысли и поступки. Боязнь человека обидеть ближнего, по сути, представляет собой выполнение одной из основных заповедей Божьих — возлюбить ближнего своего, как самого себя (Лев. 19: 18; Мф. 19: 19; 22: 39; Мк. 12: 31, 33; Лк. 10: 27). Кстати говоря, и любовь Божья, в отличие от страха Божьего — боязни наказания, — является нежеланием или боязнью человека огорчить Бога своим непослушанием, или грехом.

При этом Любовь к Богу и ближнему вовсе не следует воспринимать, как всеобщую любовь. Здесь следует отличать безграничную любовь (т. е. очень сильную любовь к кому-либо) от любви без границ (т. е. любви ко всем подряд). Последний вид любви внутренне противоречив, т. к. здесь придется полюбить одновременно и Бога, и дьявола, что, как очевидно, невозможно! [2]. Поэтому, в искаженным грехом падшем мире, не все подряд следует любить. Апостол Иоанн Богослов учит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. » (1 Ин. 2: 15).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «…Даже самое малое заигрывание “со слугами Антихриста и угождение им с какой бы то ни было благовидной целью — уже преступно и не пройдет даром. Не напрасно старая русская поговорка гласит: “Скажи, с кем ты знаком, а я скажу, кто ты таков!” … Наше время — время исповедничества Истины, и оно требует прямолинейности, полной искренности и соответствия дел словам. А если мы будем вилять, и говоря одно, а делая другое, то очень легко соскользнем с пути исповедничества Истины на путь ее предательства.

Никакого “заигрывания” с сатаной, даже по самым “высоким” дипломатическим соображениям, у нас, христиан, быть не может. “Кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету ко тьме?” (2 Кор.6:14) и напрасны все попытки найти какой-то компромисс между служением Христу и Велиару. Хорошего из этого ничего не может выйти, кроме все большего и большего низвержения в бездну падения, что приведет, в конце концов, к геенне огненной, где будет всецелая власть и служение одному Велиару…» (3).

§3. Один из самых распространённых видов лицеприятия — лесть [3], является тройным грехом:

● первый грех льстеца заключается в его собственном лукавстве и/или лжи [4], изобретателем которых является дьявол [5];

● второй грех льстеца заключается в его намерении (а также и в действии), прикинувшись доброжелателем и с личной выгодой для себя [6], ввести в соблазн (искушение), или подтолкнуть к греху [7], того, кому предназначена лесть;

● третий грех относится к человеку, который, поверив лукавству и лжи льстеца, воспринял лесть, — как истину, — и впал в соблазн.

Таким образом, весьма распространенное и, казалось бы, «безобидное» явление — лесть, является коварным и серьезным грехом, губящим, как самого льстеца, так и того, кто впадает от неё в соблазн. Ведь «льстивые уста готовят падение» (Прит. 26: 28) и «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8).

Читать еще:  Молитва чтоб снять порчу сглаз

Кроме того, поскольку лесть, в основном, предназначена для имеющих власть (т. е. начальствующих), то результаты такого вида лести имеют и социальный характер, поскольку затрагивают, в той или иной степени, определенные группы людей. При этом льстец, вне зависимости от вида его лести, является учеником дьявола и последователем его действий, а «обличающий человека найдет после большей приязни, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28: 23).

§4. Ранее у нас была общепринятая несвятая «молитва»: «слава КПСС», которая была развешена в виде плакатов по всей стране. Поэтому, — для продвижения по партийной линии с целью получения власти, различных привилегий и благ, — нужно было льстиво делать вид поклонения этому псевдобогу — КПСС, и восхищения лично «дорогим генсеком».

Затем этот псевдобог был удалён и запрещён к использованию на законодательном уровне. А те, кто ранее критиковал этого псевдобога и его действия, — подвергаясь гонениям, преследованиям, лживым упрёкам, и кого именовали отщепенцами, провокаторами, изгоями, непатриотами и пр., — стали называться борцами за свободу и справедливость, правозащитниками, истинными патриотами, героями. Имена некоторых из них даже были присвоены различным территориям, как в России, так и за рубежом. Так, например, имя А.Д. Сахарова только в России носят около 60 проспектов, площадей и улиц. Его именем также названы и зарубежные площади, проспекты, школа, мост, бульвары, улицы. А много ли было названо именами его основных гонителей и приблудных льстецов этих гонителей, которым было всё равно кого гнать, кому прислуживать — лишь бы получать за это сытный и вкусный корм?!

Михаил Пришвин в своё время писал: «Иной совестливый человек ныне содрогается от мысли, которая навязывается ему теперь повседневно: что самое невероятное преступление, ложь, обманы самые наглые, систематическое насилие над личностью человека — все это может не только оставаться безнаказанным, но даже быть неплохим рычагом истории, будущего … Нечто страшное постепенно доходит до нашего обывательского сознания, это — что зло может оставаться совсем безнаказанным и новая ликующая жизнь может вырастать на трупах замученных людей и созданной ими культуры без памяти о них»» (цит. по 7).

Вообще, лесть широко распространена в различных сферах деятельности человека. Но иногда она принимает столь гипертрофированные формы, что не только не приносит пользы объекту подхалимства, а, наоборот, может даже нанести вред его имиджу! Это, так называемая, медвежья услуга! И здесь количество восхваления может оказаться совсем не пропорциональной ожидаемому количеству получения материальных благ!

Но что не сделает льстец ради попытки легко увеличить степень собственного материального благополучия в обмен на уменьшение собственного духовного достоинства!
Поэтому степень лести всегда пропорциональна степени духовного невежества, или духовного падения, или духовной деградации!

Господь, через пророков, наставляет: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших» (Зах. 8: 16); «Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними» (Ис. 61: 8).

И ветхозаветный Елиуй, приводя свое мнение при рассмотрении причины страданий непорочного Иова, говорит от «искренности своего сердца»: «На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану, потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой» (Иов. 32: 21, 22).

И святой апостол Петр «отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10: 34, 35). И святой апостол Павел призывает нас «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4: 22-25). Ибо, «блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» (Пс. 105: 3) и «блаженны алчущие и жаждущие правды…» (Мф. 5: 5).

1. Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Раздел 2, Гл. 1. Ч. 1. Ответственность Любви. 1. Равнодушное поколение.

2. Ст. «Пушкин – Чаадаеву: “Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество”». Сайт «Православие и мир». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pravmir.ru/pushkin-chaa. remenit-otechestvo-ili-imet-druguyu-istoriyu/, свободный.

3. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 3. Вторый Предтеча пришествия Христова. Куда мы идём?

4. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

6. Солон, Перикл, Александр Великий. // ред. Веревкина И. Ю. — Киев: МП «Муза», 1992. — (Сто великих людей мира).

7. Михаил Пришвин. Из дневников 1930 года, 24 января. // «Отечественные записки. Журналъ Литературный, политический и учёный. 1818 – 1884, 2001 – 2018».

[1] «Итак … действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19: 7). «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов. 27: 8). «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?» (Пс. 81: 1, 1). «Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду» (Прит. 28: 21). «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2: 19). «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6: 1-2). «Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12: 1). «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2: 9). «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» (Иуд. 1: 16). Свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «кто благочестив только по наружности, кто даже жертвует большие суммы на построение храмов Божиих для приобретения жалких земных наград: газетных похвал, чинов и орденов, – тот, как не имеющий в душе любви к Богу, неизбежно лишится небесной награды и даже строго осудится за свое лицемерие и обман, будто все это он делал из любви к Богу» (см. «Поучения» свт. Игнатия Брянчанинова) и др.

Читать еще:  Молитва читаемая для заговоров

[2] Любовь к Богу предполагает выполнение Его заповедей и стремление к спасению, поскольку Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Любовь же к дьяволу, наоборот, — означает нарушение заповедей и стремление к погибели, поскольку «диавол … был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).

Не будьте, как лицемеры

«По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7: 22).

«Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16).

«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16).

По-разному ведут себя эти два человека – внешний и внутренний. По-разному относится к ним душа и господствующий ум. Если один из этих «людей» для души, для ума и воли – сынок, то другой – пасынок.

Можно всю жизнь заниматься внешним человеком: мыть, лечить, украшать, питать и ублажать его. При этом совершенно небречь о сокровенном человеке. Можно поступать наоборот, но таких людей до крайности мало. Возможно, мы ни разу их не встречали, но лишь читали в тех книгах, где говорится о богатырях духа – настоящих подвижниках.

А может быть, возможно совместить оба служения и ублажить и внешнего человека, и внутреннего? Может, и возможно. Но, скорее всего, слова Иисуса Христа, сказанные об отношении к богатству, касаются и этого вопроса: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24).

Все труды, рождаемые верой, труды, на которые зовет нас Евангелие, обращены к пользе внутреннего человека. Пост, молитва и милостыня. Они дарят свободу, окрыляют и облагораживают внутреннего человека. Но ценность их сохраняется лишь тогда, когда они совершаются для Бога, перед лицом Божиим, а не для человеческих глаз и похвал. Поститься и молиться нужно «пред Отцом твоим, Который втайне». Иначе добродетель превращается в свою противоположность. Люди видят ее обманчивую внешность, хвалят мнимого подвижника, и тот, получая в Евангелии имя «лицемера», лишает себя всякой награды.

Что касается поста, то есть воздержания от различных сластей житейских и телесных приятностей, то лицемерие здесь, согласно слову Божиему, проявляется в напускной унылости и «принятии на себя мрачного лица, чтобы показаться людям постящимся».

Вместо этого Христос Господь советует помазать главу и умыть лицо, а пост и сетование сохранить в тайне души. Слова об умовении лица и помазании головы нужно понимать, исходя из священной истории и древних обычаев.

Древние люди не знали внутренней скорби, которая не вырывалась бы наружу. То же можно сказать и о радости. Все, что было у человека внутри, он выплескивал вовне. Так и до сих пор живут на Востоке, шумно радуясь и громко плача. Поэтому в период поста – а пост был приурочен к скорбным датам и связан с покаянием – человек разрывал на себе одежду, отказывался от умывания. Вместо ухода за внешним видом, посыпал голову пеплом или прахом земным, размазывал по лицу слезы. Весь его внешний вид должен был говорить о внутренней скорби. И, конечно, со временем получилась ситуация, при которой человек привлекал к себе внимание наружностью, а сердце его при этом могло не плакать и не скорбеть, но искусно лицемерить. От этого и предостерегает нас Господь.

Поэтому нам голову ничем особенным мазать не надо. Это сказано для тогдашних людей с их обычаем помазывания головы маслом в радостные дни. Нам же не стоит увлекаться внешними знаками воздержания, как то: особыми одеждами и уже упомянутым «мрачным лицом». Внешний вид наш всегда должен быть невызывающ, скромен и аккуратен. И по части внешнего вида Великий пост не предъявляет к нам никаких особых требований. Напротив, мы должны ощутить время поста как время душевной весны и время чистой внутренней радости. Облегчение тела от избытка пищи и от лишнего веса, упражнение в чтении слова Божия и молитве способны дать душе ощущение внутренней свежести и – как следствие – радости. Тогда абсурдной покажется внешняя угрюмость и действительно захочется «умыть лицо и помазать главу».

Но даже если пост дастся тяжело, если враг смутит помыслами и нападениями, если вместо внутренней легкости будет сухость и скорбь, то и тогда не надо всему окружающему миру слать сигналы о том, что творится у тебя внутри. Скорби пред Отцом, Который втайне, и Отец твой утешит тебя явно.

Можно быть обычным грешником, ничего особенного из себя не представлять, но ничего особенного из себя и не строить. Это далеко не идеал. Но это лучше, чем попасть в категорию людей, о которых сказано: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3: 5). О таких далее апостол говорит: «Таковых удаляйся».

Усилимся посему убежать от лицемерия и показушничества, но послужить постом истинным Богу Живому, чтобы «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16).

Читать еще:  Молитва при полиартрите

Лицемерие и христианство — несовместимы!

13 апреля 2009 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечернее богослужение в Покровском храме ставропигиального Новоспасского монастыря. У входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви встретил наместник обители архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Его Святейшеству сослужили насельники монастыря в священном сане.

В проповеди после богослужения Святейший Владыка отметил: «Понедельник Страстной седмицы посвящен одной очень важной теме – теме лицемерия. Господь обличил смоковницу, которая имела пышную листву, но не имела плодов. Он не только обличил это древо, но и наказал его – смоковница засохла. Это символическое деяние Спасителя свидетельствует о том, что лицемерие не может приносить добрых плодов».

Лицемерный, двоедушный человек живет двумя жизнями. Одна из них видна окружающим, другая – внутренняя, сокровенная. Как подчеркнул Его Святейшество, в этой жизни «выстраиваются свои приоритеты, в ней своя шкала ценностей, в ней свое целеполагание, ибо лицемерный человек всегда имеет некие скрытые от других цели в жизни, а вовне он проявляет себя иначе; чаще всего внешнее проявления такого человека направлены на то, чтобы достигать скрытых целей».

«В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи – диавол. Жизнь лицемера не может быть жизнью по Бозе, ею всегда управляет злое начало. Не может устоять царство, которое разделится внутри себя (см. Мф. 12. 25). Это свидетельство слова Божия справедливо к любой человеческой общности, будь то государство, трудовой коллектив или семья. Не может устоять объединение людей, которое разделяется внутри себя, потому что разделение есть нарушение целостности, а значит, и силы такой общности. Сказанное справедливо и в отношении человеческой личности: если человек разделяется, если он живет двумя жизнями, то не может устоять такая личность перед напором внешних обстоятельств, испытаний, скорбей, ведь внутренние силы человека подтачиваются двоедушием», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Добродетелью, обратной лицемерию, является целомудрие. Оно направлено на сохранение целостности человеческой личности, – продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. – Целомудренный человек не живет двумя жизнями, у него нет того, что непременно нужно было бы скрывать от других. Чаще всего целомудрие мы связываем с преодолением плотских грехов человека, и это справедливо. Но понятие целомудрия шире, чем просто плотская чистота: оно есть образ жизни, который формирует целостную человеческую личность».

Подчеркнув, что двоедушие опасно тем, что разрушает внутреннюю целостность личности, ослабляет внутренние силы, а значит, человек становится слабым и уязвимым, Святейший Владыка отметил: «Но лицемерие опасно и для окружающих людей, потому что вводит в заблуждение, создает иллюзию некоего благополучия».

Его Святейшество напомнил: «Знакомясь с лицемерным человеком, мы часто бываем обезоружены, поскольку уверены, что перед нами человек добрый и то, что он проявляет вовне, отражает его внутреннюю жизнь. Нередко мы стремимся завязать дружбу с такими людьми, нередко поверяем им свои сокровенные тайны, делимся с ними тем, чем никогда не стали бы делиться с плохим человеком».

Но всякая ложь непременно обнаруживает себя – нет ничего тайного, что не стало бы явным, отметил Святейший Владыка. «И когда обнаруживается ложь лицемера, тогда разрушается ткань человеческих отношений. Реакцией на лицемерие является отчуждение от такого человека», – сказал Святейший Патриарх Кирилл, добавив, что лицемер всегда, в конце концов, проигрывает и остается в одиночестве; лицемерный человека не способен приносить плод, подобно той пышно цветущей, но бесплодной смоковнице, о которой говорится в Евангельском повествовании.

«Господь осуждает лицемерие как грех, и не случайно обличительная проповедь Спасителя в эту последнюю перед страданиями неделю начинается с обличения лицемерия. Эта тема будет продолжена и во вторник Страстной седмицы. Уже сегодня на утрени мы читали Евангелие с грозным осуждением фарисеев, которые лицемерили в области веры, в религиозной части человеческой жизни – там, где должна быть полная искренность. Лицемерие в вере есть самое отвратительное и самое греховное проявление лицемерия», – считает Предстоятель Русской Церкви.

«Иногда с этим греховным и отвратительным проявлением мы сталкиваемся и в церковной среде, когда человек выдает себя не за того, кем он на самом деле является, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Зная, с каким огромным уважением люди относятся к духовным авторитетам, некоторые пытаются стать таковыми, не напрягая силы, не следуя путем подвига, но посредством лицемерного устроения отношений с другими людьми. Именно о них сказал Господь: вы как гробы окрашенные, внутри полные всякой нечистоты (см. Мф. 23. 27)».

Грозное осуждение лицемерия Спасителем является для всех нас очень важным знаком того, что лицемерие и христианская вера – несовместимые понятия, отметил Его Святейшество. «Если кто-то, особенно в Церкви, хочет показаться другим благочестивым и мудрым, иногда даже кощунственно прозорливым, если кто принимает на себя власть и полномочия, которые никак не могут проистекать из его духовного состояния, а являются лишь только попыткой распространить свое влияние на других, используя лицемерие, тот сугубо подвергается Божию осуждению. Кем бы мы ни были – пастырями или пасомыми, известными людьми или неизвестными, – если мы приходим в Церковь, то всякую попытку лицемерия должны оставить за ее вратами, ибо здесь, под святыми сводами, нет места этому опасному, вредному и губительному состоянию человеческой души», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

Он напомнил: «Великий пост – это время покаяния, молитвы, время духовного сосредоточения, духовного роста. И сегодня, может быть, как ни в один другой день, мы должны просить Господа помочь нам избавиться от многих наших грехов, но особенно защитить нас от того греха, который столь грозно осудил Спаситель, обращаясь к Своим ученикам в преддверии Крестных Страданий».

«Всех вас приветствую в первый день Страстной седмицы и радуюсь возможности помолиться вместе с вами в нашей прославленной Новоспасской обители», – заключил Его Святейшество, призвав на богомольцев благословение Божие.

Источники:

http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/xristianstvo-i-borba-so-zlom-grex-liceprijatija-licemerija-lesti-i-lzhi.2363/
http://pravoslavie.ru/45176.html
http://www.pravmir.ru/licemerie-i-xristianstvo-nesovmestimy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: