Хлеб наш насущный даждь нам днесь молитва читать

Молитва «Отче наш»: текст на русском языке с толкованием

Текст молитвы «Отче наш» на русском языке:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Текст молитвы «Отче наш» на церковнославянском языке (с ударениями):

Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
И оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
И не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Толкование молитвы «Отче наш»:

Отче наш, Иже еси на Небесех! Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих! В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей: и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.

Когда же говорит на Небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах.

Далее, этими словами Он научает нас и молиться за всех братьев. Он не говорит: «Отче мой, Иже еси на Небесех», но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие. Действительно, какой вред от низкого родства, когда по небесному родству мы все соединены и никто ничего не имеет более другого: ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник более подчиненного, ни царь более воина, ни философ более варвара, ни мудрый более невежды? Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, чрез это всем даровал одно благородство.

Итак, упомянув об этом благородстве, о высшем даре, о единстве чести и о любви между братиями, отвлекши слушателей от земли и поставив их на небесах — посмотрим, о чем, наконец, повелевает Иисус молиться. Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим наименованием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения.

Да святится имя Твое, говорит Он. Ничего не просить прежде славы Отца Небесного, но все почитать ниже хвалы Его, вот – молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ). И Серафимы, славят Бога, так взывают: Свят, Свят, Свят! ( Ис. 6:3 ). Итак, да святится значит да прославится. Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке — это есть признак совершенной мудрости.

Да приидет Царствие Твое. И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.

Этого и апостол Павел желал каждодневно, почему и говорил: и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления искупления тела нашего ( Рим. 8:23 ). Кто имеет такую любовь, тот не может ни возгордиться среди благ этой жизни, ни отчаяться среди горестей, но, как живущий на небе, свободен от той и другой крайности.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству, но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям. Должно желать, говорит Он, неба и небесного. Впрочем, и прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как бы мы находились на небе, и об этом молить Господа. Действительно, к достижению совершенства горних Сил нам нимало не препятствует то, что мы живем на земле. Но можно, и здесь обитая, все делать так как бы мы жили на небе.

Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются (потому что сказано: сильнии крепостию, творящии слово Его – Пс. 102, 20 ) – так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

Видишь ли? – Христос научил и смиряться, когда показал, что добродетель зависит не от одной только нашей ревности, но и от благодати небесной, и вместе с тем заповедал каждому из нас во время молитвы принимать на себя попечение и о вселенной. Он не сказал: «да будет воля Твоя во мне» или «в нас», но на всей земли – то есть, чтобы истребило всякое заблуждение и насаждена была истина, чтоб изгнана была всякая злоба и возвратилась добродетель и чтобы, таким образом, ничем не различалось небо от земли. Если так будет, говорит Он, то дольнее ничем не будет различаться от горнего, хотя по свойству они и различны; тогда земля покажет нам других ангелов.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Что такое хлеб насущный? Повседневный. Так как Христос сказал: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, а беседовал Он с людьми, облеченными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия то, хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют их, однако снисходит к немощи природы и как бы так говорит: «Я требую от вас равноангельной строгости жизни, впрочем не требуя бесстрастия, поскольку того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище».

Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном – но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, то есть повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем? Это Спаситель заповедал и далее затем в своей проповеди: Не заботьтесь, — говорит, — о завтрашнем дне ( Мф. 6:34 ). Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою и не более уступали природе, чем сколько требует от нас необходимая нужда.

Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения. — Сост.), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.

Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после неизреченно великого дара оправдания Он опять согрешающих удостоивает про щения.

Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием.

Особенно же достойно замечания то, что Он в каждом вышесказанном прошении упомянул о всех добродетелях, а этим последним прошением еще объемлет и злопамятство. И то, что чрез нас святится имя Божие, есть несомненное доказательство совершенной жизни; и то, что совершается воля Его, показывает То же самое; и то, что мы называем Бога Отцом, есть признак непорочной жизни. Во всем этом уже заключается, что должно оставлять гнев на оскорбляющих нас; однако Спаситель этим не удовлетворился, но, желая показать, какое Он имеет попечение об искоренении между нами злопамятства особо говорит об этом и после молитвы припоминает не другую какую заповедь, а заповедь о прощении, говоря: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам Отец ваш небесный ( Мф. 6:14 ).

Читать еще:  Молитва о тех кто в больнице

Таким образом это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел права жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим Собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от меня получишь то же благодеяние – хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого. Ты прощаешь другого потому что Сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды; ты прощаешь сорабу, а Бог – рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен

С другой стороны, Господь показывает Свое человеколюбие тем, что хотя бы Он мог и без твоего дела простить Тебе все Грехи, но Он хочет и в этом благодетельствовать Тебе, во всем доставлять тебе случаи и побуждения к кротости и человеколюбию – гонит из тебя зверство, угашает в тебе гнев и всячески хочет соединить тебя с твоими членами. Что ты скажешь на это? То ли, что ты несправедливо потерпел от ближнего какое-либо зло? Если так, то, конечно, ближний согрешил против тебя; а если ты претерпел по справедливости, то это не составляет греха в нем. Но и ты приступаешь к Богу с намерением получить прощение в подобных и даже Гораздо больших грехах. Притом еще прежде прощения мало ли получил ты, когда уже научен хранить в себе человеческую душу и наставлен кротости? Сверх того и великая награда предстоит тебе в будущем веке, потому что тогда не потребуется от тебя отчет ни в одном грехе твоем. Итак, какого будем достойны мы наказания, если и по получении таких прав оставим без внимания спасение наше? Будет ли Господь внимать нашим прошениям, когда мы сами не жалеем себя там, где все в нашей власти?

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, – говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти.

Когда Спаситель говорит: Твое есть Царство, то показывает, что и тот враг наш подчинен Богу, хотя, по-видимому, еще и сопротивляется по попущению Божию. И он из числа рабов, хотя и осужденных и отверженных, а потому не дерзнет нападать ни на одного из рабов, не получив прежде власть свыше. И что я говорю: ни на одного из рабов? Даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока сам Спаситель не повелел; ни на стада овец и волов, доколе не получил власти свыше.

И сила, – говорит Христос. Итак, хотя бы ты и весьма был немощен, однако должен дерзать, имея такого Царя, Который и чрез тебя легко может совершать все славные дела, И слава во веки, Аминь,

Святитель Иоанн Златоуст

Глава шестая. О четвертом прошении молитвы Господней: Хлеб наш насущный даждь нам днесь

Хлеб есть троякий

Человек по естеству своему состоит из души и тела; следовательно и хлеб требуется для него духовный и телесный. Того и другого хлеба научает здесь Господь последователей своих испрашивать у Отца Небесного. Чтобы жить духовно, для сего они должны каждодневно испрашивать себе хлеба духовного, который есть двоякий: I) всякий глагол, исходящий изо уст Божиих, которым, по свидетельству Иисуса Христа, жив бывает человек 107 ; и II) тело и кровь Господни, о животворном свойстве которых говорит Сам Иисус Христос так: Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво 108 . Потом, чтобы жить телесно, Христиане должны испрашивать себе у Единого Подателя благ и III) телесного насущного хлеба, то есть, только самого необходимого, чтобы существовать, или жить 109 . Очи всех их, как говорить Пророк Давид, должны уповать на Того, который дает им пищу во благовремении, отверзает руку Свою, и исполняет всяко животно благоволения 110 .

Понятно для всякого из нас, сколь необходима для временной жизни нашей пища телесная; но потребность пищи духовной, гораздо необходимейшей для всех, многие из нас мало понимают, да и понять не стараются. От сего-то и происходит то, что многие собратия наши, христиане, мало и без надлежащего внимания питают души свои плодотворным и спасительным Словом Божиим; многие также редко и без должного приготовления приступают к страшному и животворящему Таинству Святого Причащения.

Слово Божие и польза, проистекающая от занятия оным

Тело свое мы питаем часто; не меньше и не реже должны питать и душу хлебом духовным, или Словом Божиим: потому что, с одной стороны, душа больше тела, а с другой, – питать ее также необходимо, как и тело. Как всякая телесная питательная пища, употребляемая в меру, подает телу человека силы, необходимые к телесным трудам, и поддерживает здоровье и жизнь оного: подобным образом и все то, что мы благоговейно и со вниманием слышим или читаем из Священного Писания, истинного слова Божия; все то подает душам нашим силы и жизненность к занятиям и действиям духовным; все то напитывает души наши христианскими чувствами и утверждает их в стремлении к добру и в отвращении от зла; все то напечатлевает в душах наших спасительные правила для жизни и дарует им, так сказать, жизненные соки, столь же плодотворные и обильные, какими пользуется древо, посажденное при исходищах вод 111 . Ибо живо Слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча, обоюду остра; и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным 112 .

Вред от незанятия оным

Напротив, если чье-либо тело лишено бы совсем было пищи, по какому-либо случаю, дни на три, на четыре, и так далее, оно бы от глада истощилось, ослабло, и в случае дальнейшего неподкрепления пищею могло бы и умереть. То же может быть и с душею. Когда вы, занявшись житейскими попечениями, дни четыре, неделю и более, не почитаете, не послушаете Слова Божия, и даже не побеседуете о заключающихся в нем истинах со своими приближенными, то после сего без сомнения окажется некоторая неблагоприятная перемена в ваших душах, некоторое ослабление в христианских ваших правилах. При таком духовном гладе менее окажется в вас сил в деятельности духовной, в мыслях ваших не окажется уже того благочестия, в желаниях той правоты, в разговорах той строгости, какие прежде были примечаемы. Но если кто целые месяцы, и даже годы, забывает питать душу свою Животворным Словом Божиим, того душа, увлекшись суетою мира, и омрачаемая духовным врагом, может соделаться столь немощною и слабою для дел духовных, или для дел спасения, что едва приметна будет в ней жизненность духовная. А в таком положении она может быть близка и к смерти духовной, подобно бесплодному древу, которое посекается, когда всуе занимает землю 113 ; или подобно земле, производящей терние и волчцы, которая негодна и близка к проклятию, коего следствием будет сожжение 114 .

Читать еще:  Икона всех радостей радость в чем помогает молитва

Понятие о гладе духовном

Жесток для людей бывает глад в жизненных потребностях тела, могущий наводить бедственную смерть телесную: но тем жесточе для них глад духовный, который может быть причиною смерти тем бедственнейшей, то есть духовной и вечной. Нет бедственнее для христиан того времени, в которое, по попущению Божию, постигает их глад духовный, в следствие собственного их нерадения о спасении! О таковом времени Сам Бог, Который хощет всем человеком спастися и в разум истины приити 115 , возвещает им, для их предостережения, устами Пророка Амоса так: Се дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания Слова Божия 116 . Сей глагол Пророческий показывает, что глад духовный несравненно ужаснее глада телесного. Очевидно, сколь важный лежит на нас долг каждодневно возносить молитву к Отцу Небесному, дабы Сам Он, ведый человеческого естества немощь, влиял в нас твердое и пламенное расположение непрестанно поучаться глаголами живота вечного, – что и заповедуется нам по силе четвертого прошения молитвы Господней.

Божественное Таинство Святого Причащения

Далее, душа христианская, в сей жизни скорби и испытания, бремени и труда, нуждается еще в другом Божественном брашне, питающем ее в жизнь вечную, то есть, в достойном в определенные времена Причащении Животворящего Таинства тела и крови Христовой. Сколь же необходимо и спасительно для истинных христиан Причащение сего Святейшего таинства; этого ум человеческий вполне не может постигнуть, а язык не может изречь. Это ведомо только Богу Отцу, коего необъятная любовь к роду человеческому ниспослала оному искупление в крестной жертве Единородного Сына Своего 117 . Ведомо только Богу Сыну, который Один мог даровать и дарует нам спасение, питая нас под таинственными видами Телом и Кровью Своею, которые прежде под собственными их видами благоволил предать за нас на Голгофе. Ведомо только Духу Святому, Духу премудрости и разума 118 , вся испытующему и глубины Божия 119 ! Впрочем, сие отчасти открывается и человекам, имеющим помазание от Святаго 120 .

Сказания о нем Св. Василия Великого и Метафраста

Так, Св. Василий Великий, в благодарной молитве своей по Причащении, говорит, что «сие таинство даровано нам во благодеяние и освящение душ и телес наших»; и просит Господа, чтобы оно послужило ему «во исцеление душевное, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очей сердца его, в мир душевных его сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение Заповедей Господних, в приложение Божественныя благодати и в усвоение Небеснаго Царствия» 121 . Метафраст, тоже в благодарной по Причащении молитве, умоляет Бога, чтобы Он посредством сего таинства «очистил его от всякаго слова и дела душетленнаго, омыл и украсил его, удобрил, вразумил и просветил его, соделал бы его селением или домом одного Духа Святаго, но не греха; чтобы его, как огня, бежал всякий злодей и всяка страсть» 122 .

Учение о сем предмете Св. Кассиана Римлянина

А Св. Кассиан Римлянин, подробно изъясняя четвертое прошение молитвы Господней, говорит: «Хлеб наш επιουσιος, т.е. насущный, или по другому Евангелисту, ежедневный, даждь нам днесь. Первым словом означается существенное его достоинство, по коему он превышает все сущности и превосходит все твари высокою Святостию своею. Вторым же выражается естественное его употребление и польза; ибо когда говорится: ежедневный, то сим показывается, что без него мы не можем ни одного дня продолжать духовной жизни…. Таковая ежедневная потребность должна заставлять нас во всякое время проливать о нем моление. Слово: днесь, можно принимать в отношении к настоящей жизни, то есть, подавай нам хлеб сей доколе мы находимся в здешнем веке; ибо знаем, что и в будущей жизни он будет тобою подаваем тем, кои заслужили его. Но мы просим даровать его еще здесь; ибо кто не удостоится принять онаго в настоящей жизни, тот не возможет причаститься его и в будущей» 123 .

Необъятная польза и животворность Св. Причащения располагают ежедневно молиться, чтобы Господь сподобил нас оного

Но кто изречет всю силу сего Божественного хлеба? Кто обнимет умом все последствия сего таинства? Оно есть величайшее чудо всемогущества Божия, глубочайшая тайна премудрости Божественной, и дражайший дар любви Небесной. В нем сосредоточивается вся вера наша и упование, а посему издревле оно составляло и составляет главную и существенную часть христианского Богослужения. Это для нас есть животворный кладезь, из которого можем почерпать всякое истинное благо. Иже убо Сына своего не пощаде, взывает Апостол Павел, но за ны вся предал есть его, как убо не и с Ним вся нам дарствует 124 ., вся дарствует, т.е. прощение грехов и обновление духа, мир и радость, жизнь и бессмертие, славу и блаженство, вечное преискренее общение с Собою и Святым Духом. Посему-то Сам Спаситель, желая расположить нас к сему Животворящему Таинству, глаголет: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечнем, еже Сын человеческий вам даст: его бо Отец знамена Бог 125 . И так, постигая отчасти, при помощи Божественного Откровения и при руководстве Св. Отцов, сколь необходимо и спасительно приобщаться Божественных даров тела и крови Христовой, мы должны, говоря словами Св. Кассиана, во всякое время проливать к Отцу Небесному моление, чтобы сподоблял нас, по возможности чаще, достойно причащаться сих Святейших даров, и принятием и внушением оных укреплять сердце внутреннего нашего человека.

Что же касается до хлеба вещественного или телесного, то милосердое о нас Промышление Спасителя, по силе сего прошения преподанной Им молитвы, внушает нам удаляться от лишнего попечения о житейских благах и от прихотливой роскоши, а по сему научает нас все желания наши относительно телесной жизни ограничивать одним дневным пропитанием. Согласно с наставлением Спасителя должно просить не более, как насущного хлеба, то есть, только необходимого пропитания и необходимого для жизни одеяния и жилища 126 . И если сие необходимое ниспосылается нам, то быть довольными 127 , и отнюдь не простирать попечения о плоти до похотей 128 .

Св. Иоанн Златоуст, изъясняя настоящее прошение молитвы Господней, говорит так: «Поелику Иисус Христос преподавал учение свое человекам, которые облечены плотию, подлежат закону природы и не могут иметь безстрастия, свойственнаго Ангелам: то хотя и повелевает в предыдущем прошении, чтобы и человеки исполняли на земли повеления Его также, как исполняют Ангелы на небеси; впрочем снисходит в настоящем прошении и немощи естества нашего, как бы так говоря: Я требую от вас совершенства по жизни равноангельнаго, но не безстрастия; так как не попустит вам свойство естества вашего быть безстрастными, ибо требует нужной пищи. Примечай же, что и в телесных потребностях Иисус Христос научает нас соблюдать немалую духовность; ибо не повелел молиться ни об имении, ни о наслаждениях, ни о многоценных ризах, ни о другом тому подобном, но только о хлебе, и хлебе дневном, чтобы мы не заботились о завтрашнем дне; для сего к слову: хлеб, и прибавил: насущный, т.е. дневный. Притом и оным словом еще не ограничился, но прибавил и другое, сказав: днесь; дабы мы никак не безпокоили себя заботою о следующем дне. В самом деле, если неизвестно нам, доживем ли мы до завтрашнего дня, то для чего и заботиться о нем? Сей же предмет Иисус Христос, и другими многими образами объясняя, вообще заповедует нам, говоря: Не заботьтесь о завтрашнем дне 129 . Следовательно Он желает соделать нас от всего земнаго свободными; дабы мы телесному естеству нашему уступали столько, сколько крайняя нужда заставит» 130 .

По силе сего прошения о чем еще должно молиться?

Относительно четвертого прошения надобно заметить еще следующее:

Испрашивая себе у Отца Небесного насущного хлеба, мы должны испрашивать также и Святого Его благословения на труды наши в поте лица, которыми сам же Он заповедал приобретать насущный хлеб 131 .

По получении от Единого Подателя благ всего необходимого для настоящей жизни, мы обязаны молить Его о том, чтобы Он не оставил содействовать нам Своею благодатью и в спасительном употреблении получаемого, то есть, в употреблении согласно со Святой Его волей, ко славе пресвятого Его имени и к пользе ближних.

Если иногда Сам Бог, по неиспытанным судьбам Своим, ниспосылает нам более того, что необходимо для поддержания жизни нашей, в таком случае мы должны благодарить Его; если же не дано сверх нужды, то недолжно заботиться о том 132 .

Хотя в настоящем прошении одним словом: хлеб, заповедано нам просить у Бога и духовных благ и телесных, но первых мы должны делать и испрашивать в молитве совершенно безусловно, то есть, во всякое время, во всяком случае и во всяком положении нашем: потому что Сам Бог, который хочет, чтобы все люди спаслись 133 , безусловно обещал ниспосылать оные просящим; и самые блага сии суть такого свойства, что полезны и необходимы и для настоящей жизни и для приобретения вечного спасения. А последних, или житейских благ, мы должны испрашивать не иначе, как под известными условиями.

Читать еще:  Молитва в день рождения об исполнении желаний сильная

Условия при Молитве о житейских благах

Условия же в прошении у Бога житейских благ должно соблюдать следующие:

Надобно просить сих благ так, чтобы они не препятствовали душевному спасению нашему; ибо кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою 134 ? По сей причине мы не должны у Бога просить временного без отношения к вечному.

При молитве о житейских благах мы должны исполнение прошений наших предоставлять всегда воле Божией, в той мысли, что Бог больше нас знает не только о том, полезны ли нам те блага, о которых мы молимся, но и о том, как и когда лучше даровать нам оные; и что Бог сверх того может сделать несравненно более всего, что мы просим, или о чем помышляем, по силе действуемей в нас 135 136 .

Святая Матрона Московская

“Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам”

Молитва Отче наш — текст, толкование

Текст молитвы «Отче наш» следует знать и читать каждому православному верующему. Согласно Евангелию, Господь Иисус Христос дал её своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве.

Молитва Отче наш

О́т­че наш, И́же еси́ на Не­бе­се́х! Да свя­ти́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́р­ст­вие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Не­бе­си́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., 6:9-13)

После прочтения молитвы её следует завершить крестным знамение и поклоном. Отче наш произносится верующими, например, дома перед иконой, или в храме во время службы.

Толкование молитвы Отче наш святителя Иоанна Златоуста

Отче наш, Иже еси на Небесех! Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих! В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей: и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.

Когда же говорит на Небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах.

Далее, этими словами Он научает нас и молиться за всех братьев. Он не говорит: «Отче мой, Иже еси на Небесех», но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие.

Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим наименованием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения.

Да святится имя Твое, говорит Он. Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке — это есть признак совершенной мудрости.

Да приидет Царствие Твое. И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству, но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям.

Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются – так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Что такое хлеб насущный? Повседневный. Так как Христос сказал: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, а беседовал Он с людьми, облеченными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия то, хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют их, однако снисходит к немощи природы и как бы так говорит: «Я требую от вас равноангельной строгости жизни, впрочем не требуя бесстрастия, поскольку того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище».

Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном – но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, то есть повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем?

Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения. — Сост.), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.

Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после неизреченно великого дара оправдания Он опять согрешающих удостоивает прощения.

Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, – говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти.

Толкование молитвы Отче наш дано в сокращениях. «Толкование на святого Матфея евангелиста Творения» Т. 7. Кн. 1. СП6., 1901. Репринт: М., 1993. С. 221-226

Источники:

http://elefteria.ru/molitva-otche-nash-tekst-na-russkom-yazyike-s-tolkovaniem/
http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-molitve-gospodnej-o-pravilnom-ee-razumenii-i-upotreblenii/6
http://svyatmatrona.ru/otche-nash-molitva-gospodnya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: