Что такое телесная молитва

Что такое телесная молитва

В настоящей работе митрополит Каллист рассматривает возможные параллели между исихастским методом молитвы и другими на первый взгляд похожими молитвенными техниками, принятыми в индуизме и исламе. Обращаясь к истокам исихазма, к учениям таких его представителей, как св. Григорий Палама, св. Григорий Синаит и Никифор Исихаст, он ставит вопрос: является ли Иисусова молитва подлинно христианской практикой, или она не нужна, а, может быть, даже способна нанести вред? Вспоминай о Боге чаще, чем дышишь. Начнём мы словами Феофана Затворника: «Молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят. […]Все приемы, про какие пишется, […] не всем пригоже и без наличного наставника опасно. Лучше за всё то не браться. Один прием общеобязателен: «вниманием стоять в сердце». Другое все стороннее и к делу не ведущее прибавление. Св. Григорий Богослов

Должно было пройти несколько веков, прежде чем греческие источники заговорили об этом столь же недвусмысленно. Впервые подробные описания исихастских молитвенных техник встречается в двух текстах: первый относится к концу XIII в., второй, скорее всего, появился приблизительно в то же время.

Что же мы находим в этих свидетельствах тринадцатого и четырнадцатого веков, Каллиста и дошедших от Никифора, Псевдо-Симеона, Григория Синаита, Григория Паламы и Каллиста и Игнатия Ксанфопулов? Психосоматический метод, который они излагают и против которого спорил Варлаам Калабриец, содержит три основных требования, предъявляемых к молящемуся исихасту. Он должен: принять соответствующее положение тела; контролировать ритм дыхания; углубив ум внутрь себя, пытаться найти сердечное место.

Очевидно, что управление дыханием трактуется здесь как подготовка к Иисусовой молитве, а не как часть молитвенного процесса.

Никифор даёт более полное обоснование такого внутреннего исследования:

Когда дыхание проходит через нос в лёгкие и дальше в сердце, следует направить вместе с ним и ум: «Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце. Когда же он туда войдёт […] приучи его не скоро оттуда выходить: ибо в начале он очень скучает в этом внутреннем заключении и тесноте. Когда же привыкнет, то не любит, наоборот, кружиться во вне. Ибо Царство Божие внутри нас (Лк. 17:21).

Снисхождение в сердце подобно возвращению в дом после долгого отсутствия:

Здесь, как и у Псевдо-Симеона, молящийся призывает Господа не в начале, а в конце всего процесса. Поиск сердечного места предшествует исполнению Иисусовой молитвы.

Завершая изложение физического метода исихастов, укажем на ещё одну особенность. Ни в одном из рассмотренных нами текстов ничего не говорится об использовании вервицы, или чёток (komvoschinion), при исполнении Иисусовой молитвы. Надо сказать, что сама идея использовать komvoschinion во время молитвы возникла по меньшей мере за тысячу лет до написания этих текстов. Так, египетский монах IV в. Павел Простый, который имел обыкновение прочитывать триста молитв ежедневно, клал перед собой триста камешков и выбрасывал камешек после каждой молитвы[50]. Если бы он догадался нанизать камешки на верёвку, то получились бы примитивные чётки. Впрочем, когда точно на христианском Востоке появились первые чётки, до сих пор остаётся неизвестным, и это представляет собой интересную тему для исследования. К сожалению, книга Этны Уилкис (Eithne Wilkins) The Rose-Garden Game: the symbolic background to the European prayer-beads (London 1969), посвящённая истории чёток, не слишком проясняет этот вопрос.

Что такое Молитва и как правильно молиться?

Верующие люди с особым трепетом относятся к молитве. С помощью специальных текстов они обращаются к святым, благодарят и восхваляют Бога, просят Высшие Силы о помощи. Все мы понимаем и осознаем значимость молитвы, однако объяснить – что такое молитва и как правильно молиться, сможет далеко не каждый.

Оглавление:

Что такое молитва?

Само слово «молитва» имеет множество значений. В религии молиться – значит обращаться к Богу, Святым или Покровителям.

Молитва – это обращение к Богу или к его иерархии (Ангелам, Архангелам, Святым) с целью: 1) покаяния; 2) благодарности; 3) прошения о помощи.

Молитва это эффективный энергетический инструмент для развития Души. Технически правильная молитва однозначно оказывает влияние на судьбу и карму человека.

Во время чтения молитв важно искренне верить в то, что произносишь. Обращаясь к Богу, мы открываем свой внутренний мир. Мы благодарим Всевышнего и просим его о помощи. При этом важно помнить, что в молитвах нет места эгоистичным желаниям. Считается, что на подобные обращения Творец не отвечает. Душа человека очищается, только если им руководят чистые помыслы и благородные желания.

В религии молитва не предполагает наличия обратной связи. Человек не получает прямого ответа, а лишь ищет божественные знаки в происходящих с ним событиях. Например, больной молится и просит Бога об исцелении. Со временем болезнь отступает и верующий твердо уверен, что это Господь таким образом ответил на его молитвы. Скептики и атеисты будут бить себя в грудь и утверждать, что это явление не имеет ничего общего со сверхъестественными силами. У каждой из этих сторон есть право на свое мнение. Как бы там ни было, но случаи когда неизлечимо больные люди чудесным образом выздоравливали, действительно существуют.

Молитва в эзотерике

  • Молитва как техника для развития Души

Произнося молитву, сознание человека открывается, и мы получаем чистую энергию, которая снисходит от Высших Сил. Вот почему после молитвы мы чувствуем мощный энергетический подъем. Нас переполняет чувство любви, благодарности и восторга. Это помогает человеку бороться с негативными качествами и воспринимать жизнь как бесценный дар. Конечно, это не значит, что сходив один раз в церковь, и отстояв службу, из храма выйдет абсолютно другой человек. Возможно, кто-то действительно почувствует озарение, но это лишь первый шаг к серьезным переменам. Работа над собой – это постоянный, беспрерывный процесс.

  • Молитва как инструмент изменения судьбы

У человека находящегося в постоянной связи с Высшими Силами, формируется четкое понимание значения добра и зла. Духовно открытые личности совершают гораздо меньше ошибок и необдуманных поступков, о которых потом приходится жалеть. Такие люди умеют генерировать чистую, внутреннюю энергию, обладают мощными ресурсами для достижения поставленных целей.

Важно понимать, что сама по себе молитва не обладает моментальной, чудодейственной силой. Нельзя перелаживать ответственность за происходящее на Всевышнего. К сожалению, среди нас есть люди, которые таким образом оправдывают свою лень. Мол, я целый час самозабвенно молился, просил Господа не дать мне умереть с голоду и вот теперь сижу и прошу милостыню у прохожих. Если мне сегодня никто не подаст, значит на то, воля Божья. Это так не работает! Высшие Силы услышат лишь тех, кто трудится изо всех сил и действительно нуждается в помощи и поддержке.

Читать еще:  Молитва ксении блаженной о зачатии

Наилучший диалог с Богом

В эзотерике молитва и медитация тесно переплетены друг с другом. Общаясь с Богом, человек духовно обогащается и развивается как личность. Джеймс Ван Прэг очень точно описал связь молитвы и медитации: «Если вы желаете узнать ваше истинное предназначение, хотите понять как стать любящим человеком, как найти в себе силы справиться с трудной ситуацией, мой ответ – медитируйте. Отличие между молитвой и медитацией в том, что когда человек молится, он просит о чем-то, а когда медитирует, то слушает ответ.

Виды и формы молитв

Существуют следующие формы молитв:

  • Соборная – читается в храме во время службы. Верующие люди считают, что церковная молитва обладает гораздо большей силой, чем другие ее формы. Во время богослужений прихожане как бы объединяются и общими устами восхваляют Бога.
  • Домашняя – обращение к Богу находясь дома. Это может быть молитва перед сном или трапезой.
  • Коллективная – совершается в храме. Священник произносит молитву за всех присутствующих, а прихожане внимательно слушают.
  • Частная – произносится в одиночестве, наедине с собой. Это может быть молитва на улице, в дороге или храме, когда там нет богослужений.
  • Внешняя – произносится вслух. Выражается с помощью слов, поклонов и коленопреклонением.
  • Внутренняя – молчаливая, тайная беседа с Богом без наружных действий.
  • Хвалебные.
  • Просительные.
  • Благодарственные.
  • Покаянные.

Хвалебная молитва

В православии хвалебные молитвы стоят на первом месте. Все церковные богослужения начинаются и заканчиваются восхвалением Всевышнего за его деяния и божественную благодать. Разновидностью хвалебной молитвы является славословия – прославление Отца, Сына и святого Духа. Существует много образцов хвалебных молитв обращенных к Господу и Божьей Матери.

Во время чтения молитвы необходимо сосредоточиться и полностью проникнуться мыслью о Божьем Величии. В этом случае молитва будет обладать особой силой, и Господь услышит ваше обращение.

Молитва-прошение

Интересно, что в критических ситуациях мы ВСЕГДА вспоминаем о Боге. Причем абсолютно не важно, насколько религиозный человек. Даже от отъявленного атеиста можно иногда услышать фразы: «Господи помоги!», «Господи за что?!» и т.д. Каждому человеку необходимо чувствовать поддержку Высших Сил. Так мы обретаем уверенность, и силы противостоять трудностям и жизненным испытаниям.

Молитва-прошение – это обращение к Богу с просьбами. Всевышний знает обо всех наших страхах, неудачах и нуждах. В молитве мы просим Господа обо всем: прощении грехов, исцелении, любви, милости и примирении. Молитва может касаться любой сферы жизни – семьи, работы, учебы и т.д.

От окружающих мы часто слышим: «Жизнь – это борьба», «Нужно быть сильным, иначе тебя затопчут» и т.д. Подобные утверждения заставляют людей скрывать свои чувства. Мы боимся показаться уязвимыми и слабыми. Читая молитву, мы проговариваем все наши проблемы, беды и страхи. В этот момент мы можем снять маску и позволить себе быть слабыми, неуверенными и напуганными. Иногда после молитвы человек испытывает озарение. Его проблемы как бы разрешаются сами собой. С точки зрения религии это можно рассматривать как Божье благословения. Со стороны эзотерики – ответ Вселенной на наши просьбы. Психологи бы сказали, что это результат мобилизации внутренних ресурсов. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей человека, его веры и убеждений.

Молитва благодарности

Благодарность – это мощное чувство признательности. Обращаясь к Богу, мы признаем его значимость и ценность в нашей жизни. Через молитву мы даем понять, что ценим ВСЕ, что с нами случается на жизненном пути.

Прежде всего, это способность воспринимать трудности не как наказание, а как испытание, которое делает нас сильнее и выносливее. Человеку, умеющему с благодарностью воспринимать все жизненные уроки, под силу абсолютно все. Он может победить обиду, гордыню и даже ненависть. Такие люди способны ощутить истинное счастье и гармонию с внешним миром.

Во время молитвы важно, чтобы благодарность была искренней и исходила из глубины сердца. Далеко не все люди умеют благодарить. Хорошая новость в том, что это чувство можно развить.

Для этого необходимо завести дневник и каждый день записывать в него благодарности. Например: «Спасибо за этот великолепный день», «Спасибо за эту жизнь, в которой я родился человеком, способным дышать, видеть и чувствовать», «Спасибо за мою семью, друзей, любимого человека» и т.д. Делайте записи каждый день и скоро вы увидите, как круто изменится ваша жизнь. У вас будто откроются глаза! Вы начнете замечать все-то прекрасное, что окружало вас на протяжении жизни: птицы, деревья, ветер, солнце, музыка, запахи. Это все было и раньше, однако в погоне за деньгами и признанием мы этого будто не замечали и воспринимали как должное. Научившись благодарить, человек открывает свою душу Богу и признает Его Волю.

Молитва покаяния

Раскаиваясь в грехах, важно не только признать свою ошибку, но и больше ее не повторять. При этом необязательно молиться четко по установленному тексту. Каждый из нас может обращаться к Богу в произвольной форме. Важно лишь одно – чтобы у человека были чистые помыслы.

Во время покаяния человек должен пройти через ряд этапов:

  1. Осознать в чем конкретно заключается его грех, какие духовные принципы и законы были им нарушены.
  2. Признать свой грех и вину перед пострадавшей стороной и Всевышним. Для этого необходимо быть откровенным и искренним перед самим собой.
  3. Произнести молитву, почувствовать раскаянье в совершенном грехе.
  4. Больше не совершать подобного зла.

Существует ряд негласных правил, которых следует придерживаться во время чтения молитвы покаяния:

  • Произносить молитву следует сидя на коленях либо стоя во весь рост, слегка наклонив голову.
  • Правая рука должна лежать в области сердца. Также руки могут быть в положении намасте в центре грудной клетки.
  • Необходимо не просто проговаривать слова, а стараться почувствовать раскаянье за совершенный грех. Не забудьте поблагодарить Высшие Силы за бесценный опыт и возможность очистить свою душу от греха. Радуйтесь тому, что наконец-то смогли освободиться от тяжелой ноши.
  • Откройте свою душу Всевышнему. Не бойтесь быть многословным. В молитве, которая читается от чистого сердца, не бывает лишних слов.

Конечно, все эти правила условны. У нас не всегда есть возможность стать на колени, сложить правильно руки и произнести молитву вслух. Человек может идти по улице и почувствовать острую необходимость в обращении к Богу. В этот момент важны лишь те благородные чувства и эмоции, которые мы испытываем.

Читать еще:  Молитва от врагов и злых людей православная

Главные ошибки во время покаяния

1. Извинения «для галочки». Неискреннее покаяние не может быть принято Высшими Силами.

2. Гордыня и невозможность признать степень совершенного человеком зла. Уметь признавать свои ошибки – тяжелый труд. Многие привыкли оправдывать себя, ссылаясь на «внешние обстоятельства».

3. Покаяние только на территории церкви. Возможно, даже в вашем окружении есть люди, которые еженедельно посещают церковь, самозабвенно молятся, каются в грехах, а затем выходят из храма и начинают грешить. Такие «верующие» занимаются самообманом, а не покаянием.

4. Замена покаяния виной. Осознавая совершенный грех, людей начинает переполнять чувство вины. В этот момент человеку необходимо найти в себе силы извиниться перед пострадавшей стороной и перевернуть эту страницу своей жизни.

5. Самозабвенно повторять заученные наизусть молитвы без понимания их сути и смысла. Во время чтения молитв принцип «Чем больше, тем лучше» не работает. Не важно сколько времени вы простояли в молитве. Важны лишь те чувства, которые вас переполняли в этот момент.

Как правильно молиться?

  • Молитву произносят в произвольной форме либо по книгам с молитвословиями. Сегодня в интернете можно найти тысячу разнообразных молитв, чье происхождение неизвестно. С помощью молитвы люди пытаются просто решить свою проблему. Они забивают в поисковике: «Молитвы на удачу», «Молитвы на деньги» и начинают бездумно повторять текст с экрана монитора. Конечно, подобные молитвы не обладают никакой силой. Если вы и пытаетесь найти молитву через интернет, то лучше сравнить ее содержание с печатной версией.
  • Во время молитвы старайтесь не поддаться искаженным чувствам. Излишняя эмоциональность, плаксивость может говорить о самообольщении. Люди заблуждаются, полагая, что подобные проявления говорят о духовном исцелении и святости. Мол, молитва так меня умиляет, потому что я познал все Божественную благодать и т.д. Конечно, во время молитвы человек может чувствовать особые, возвышенные состояния. Однако здесь важно не спутать истинные эмоции с самообманом.
  • Молиться желательно перед образами. В православии не принято молиться с закрытыми глазами. Так человек может потерять нить молитвы, и уйти в мечтательные размышления. Именно поэтому существуют иконы, глядя на которые человек направляет свою мысль и послание к Высшим Силам.

Недопустимо

Молитва – это прежде всего общение человека с Творцом. Верующий может благодарить его, просить о помощи, но ни в коем случае не ставить условия. Недопустимо применять в молитве фразы наподобие: «Господи пошли мне богатство, а за это я до конца своих дней буду благодарить тебя…». На такие молитвы Всевышний точно не ответит.

В молитве не может быть радости за чужие беды. Бог – всепрощающий. Когда человек обращается к Небесам с просьбами: «Пошли тому-то наказание», то сам совершает грех. Творец учит нас покаянию и прощению. Именно поэтому подобные фразы и мысли во время молитвы недопустимы.

Прежде чем обратиться к Богу следует немного подготовиться и подумать над тем, что мы хотим сказать Высшим Силам. Молитва не должна быть бессмысленной. Все что мы произносим вслух, имеет значение и может в дальнейшем сказаться на нашей судьбе.

Молитва должна исходить из сердца. Не стоит ходить в церковь только потому, что туда еженедельно ходит ваш сосед. Обращение к Богу должно быть искренним и настоящим. Если у вас нет тяги и желания идти в храм, то лучше обратиться к Богу дома. То же самое касается и содержания молитвы. Лучше уделить этому занятию меньше времени, но сказать именно то важное, что у вас в этот момент на душе.

«Прилепи молитву к дыханию»

Православные исихасты-безмолвники были прекрасно осведомлены о важнейшей роли дыхания для «соединения человека с Божественным миром». Концентрируя внимание на Слове-молитве, они обязательно синхронизировали рецитацию Иисусовой молитвы с собственным дыханием.

Эта традиция вряд ли родилась в Восточном Средиземноморье: об этом нет никаких сведений в сохранившихся литературных источниках. Наиболее вероятно ее заимствование в древнеиндийской культуре. Тем не менее, уже в первых веках христианской эры она была адаптирована к местным условиям и стала неотъемлемой частью исихастского метода тренинга мозга, получившего яркое название «художество художеств» или «художественная молитва».

«Иисусова память да соединится с дыханием твоим!», — наставлял в V веке христиан великий подвижник святой Иоанн Лест- вичник.

Его поддерживает в VII столетии другой великий святой Исихий Синайский, предлагая метод борьбы с хаотическим рождением мыслей, желаний и ощущений — помыслами, мешающими взаимодействию с «иным миром»: «. Если хочешь покрыть стыдом чужды помыслы и непрестанно трезвиться сердцем, молитва к Господу Иисусу да прилепится к дыханию твоему, и в немного дней увидишь желание свое исполненным».

Исихий неустанно внушал христианам, что концентрация внимания на слове при синхронизации его рецитации с дыханием повышает эффективность психофизических упражнений:

«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца. Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели. Сие сладчайшее имя (Иисуса) да прилепится дыханию твоему, и тогда узнаешь ты пользу безмолвия».

«Художественная молитва» стала основным инструментом приобретения сверхвозможностей или стяжания Даров Святого Духа, в теологической интерпретации, не только у отшельников, но и в большинстве монастырей восточной христианской церкви. Причем иногда использовался вариант методики, когда объектом концентрация внимания становилось самое дыхание, а рецитация Слова имела подчиненное значение, акцентируя внимание на определенных этапах дыхательного процесса. То есть именно так, как было предложено в нашей методике.

Никифор, святой подвижник Афонской Горы, в XIII столетии отдавал предпочтение этой разновидности тренировки, под «сбором или хранением ума» подразумевая внимание14: «Сядь и, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понюдь его сойти в сердце и там остаться. Когда твой ум утвердится в сердце, то ему там не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву. и никогда не умолкать».

Несколькими веками ранее преподобный Симеон Новый Богослов предлагал методику тренировки, которую можно интерпретировать, как использование в качестве объекта концентрации внимания сердца, при вспомогательной роли Слова и дыхания:

«Сядь безмолвно и уединенно, преклони голову, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то есть мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом»

Читать еще:  Молитва праведному иоанну кронштадтско

В XIV веке преподобный Григорий Синаит составил методику «художественной молитвы», ставшую в православии одним из источников громкого скандала и последующей богословской полемики.

«С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, низведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. » Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль».

Богословы увидели в предлагаемой позе, а также в задержке дыхания, соответствие практике буддийской или индуистской йоги, прямое заимствование из восточных культур. Более того, исихасты настаивали на том, что используемый ими метод позволяет общаться с Божественным миром и достигать самого Бога. Это в корне противоречило доктрине о непознаваемости Бога, которой в основном придерживались богословы западной, римской, ветви христианства. Несомненно, православный исихазм и его точка зрения на отношения человека с Богом не могли остаться без внимания. Итальянский грек Варлаам обвинил исихастов во всех смертных грехах и ереси и даже обозвал их «омфалопсихами» (от греч. «омфалос» — «пуп», «психе» — «душа, психика», то есть те, у кого душа в пупке), намекая, видимо, на восточные методы концентрации внимания на области пупка.

Однако архиепископ в греческих Фессалониках Григорий Палама, прошедший исихастскую школу в монастырях Святой горы Афон, в споре с Варлаамом сумел отстоять необходимость соединения молитвы с дыханием и естественность принятия молящимся некоторых телесных поз. Что касается пределов познания, то архиепископ, опираясь на жизненный опыт православных подвиж- ников-исихастов, доказал, что познание или общение с Богом возможно, но только в особом состоянии — созерцании, которое достигается исихастскими психофизическими методами.

Более того, Палама убедительно показал, что «священное безмолвие» вообще является основой христианского вероучения. Все это официально в середине XIV века неоднократно подтверждалось константинопольским Собором. Варлаам вынужден был признать себя побежденным и каяться. Показательно, что он сразу же покинул Константинополь и по прибытию в Рим в качестве «компенсации» за проигранную с православием полемику получил от Папы сан епископа. Впоследствии Варлаам, блестяще образованный человек, обучал греческому языку великого поэта Петрарку.

«Художественную молитву», в которой тренировка внимания основана на сочетании слова с дыханием, до сих пор используют в православных монастырях как на Святой горе Афон, так и в других местах православного Востока.

Афонские монахи использовали и методы регулирования соотношения между временем вдоха и временем выдоха посредством произнесения достаточно длинной Иисусовой молитвы в ее полной форме.

«Молитву пусть он произносит по одному разу на каждый вдох», — пишет в своем наставлении безымянный православный исихаст XIX века. Если большую часть молитвы произносить на выдохе, то время, за которое он производится, будет многократно превышать время вдоха.

«Молитва прилепляется к дыханию, а ум пробуждается и следит за ней. Со временем ослабевают страсти, умиряются помыслы и утихает сердце», — объясняет смысл «художеств» Иисусовой молитвы наш современник, архимандрит Ефрем, игумен Афонского монастыря преподобного Фелофея.

Однако в русском православии отношение к «художественной молитве» до сих пор остается сложным. О ее истинном содержании вряд ли подозревают не то что простые верующие, но даже монахи и священнослужители. Корни такой ситуации образовались во второй половине XIX века, когда епископ Феофан (Говоров), активный и искренний поборник исихазма, взял на себя огромный труд перевести на современный русский язык многотомное «Добротолюбие». Это была антология письменных работ христианских подвижников- исихастов, собранная афонскими монахами. Руководствуясь благими побуждениями, Феофан Затворник позволил себе изъять из русского перевода весь текст, связанный с описанием «художественной молитвы».

«Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если б это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и приладили к сей молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, — а иного, дивно сказать, в постоянное похотное состояние. Его потому надо и отсоветовать, и запрещать», — оправдывал свой поступок переводчик «Доброто- любия».

Суть дела, которое не до конца понял святитель Феофан, заключается в следующем. Действительно, в первоначальный период тренировки внимания при синхронизации рецитации рефла с дыханием, проявляются первые физиологические и психические симптомы изменения сознания. В их числе обычно бывают ощущения нарастания творческих способностей, «творческий зуд», «мечтания», а также повышение сексуальности, проявляющееся в усилении как желания, так и потенции, вплоть до эрекции половых органов. Особенно такие изменения заметны при концентрации внимания на дыхании. Однако эти симптомы — временное явление, при продолжении тренировок такие изменения, если их специально не культивировать, как это делают некоторые тантристские секты, проходят сами собой. Несомненно, такие изменения создадут на какое-то время неудобства в жизни монахов и лишние хлопоты по обузданию сильных чувств. Но следует иметь в виду, что цена отказа от таких хлопот — замедление продвижения по Духовному пути, которое было бы более быстрым при использовании тренировок с дыханием.

Феофан Затворник особое внимание в своих трудах и частных письмах обращает на появление при Иисусовой молитве особого рода «духовной теплоты», как на положительный признак изменения сознания. Эта «сердечная теплота» как раз и генерируется в дыхательных упражнениях.

Во всех духовных школах, где практикуется тренировка внимания на рецитации рефла, почти всегда используются дыхательные упражнения. Люди давно поняли, что использование дыхания в качестве самостоятельного объекта концентрации либо вспомогательного средства, сопровождающего рецитацию, существенно повышает эффективность освоения сверхвозможностей.

Не являются исключением и исламские духовные школы и направления, объединенные общим понятием — суфизм. Развитые, устоявшиеся представления о Духовном Пути к Богу здесь обязательно включают те или иные способы контроля за дыханием.

«Выдохи должно считать; каждый выдох без поминания Его (Бога) мертв, но каждый выдох с поминанием Господа — живой и связан с Ним», — вот типичный взгляд на дыхание у суфиев различных орденов и школ.

В средневековье в мусульманских Индии и Афганистане стали практиковаться при рецитации зикра длительные задержки дыхания. Кое-где, например, в современном Пакистане, и в наши дни можно встретить подобную практику. В иных школах еще в XIX веке упражнения с дыханием считались «тайным методом» достижения состояния созерцания (вадж), или экстаза, то есть «выхода» за пределы обыденного сознания.

Источники:

http://molitvy-chtenie.ru/voprosy/chto-takoe-telesnaya-molitva
http://avisi.ru/molitva-chto-eto-takoe.html
http://lib.sale/uchebnik-psihologiya-lichnosti/prilepi-molitvu-dyihaniyu-37039.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: