Аравит вечерняя молитва

Молитвы и благословения

Рав Яков Баум

34. Молитвы.

Каждый день произносят по меньшей мере три молитвы:

Утреннюю – Шахарит, дневную – Минха, и вечернюю – Аравит.

Некоторые полагают, что эти молитвы установлены в память о жертвоприношениях Тамид, которые совершались в Храме каждый день, утром и после полудня, а вечерняя молитва – это память о жертвах, которые продолжали сжигать на жертвеннике в течение всей ночи.

Некоторые же полагают, что молитвы были установлены нашими праотцами: молитву Шахарит установил Авраам, молитву Минха – Ицхак, а Яаков установил молитву Аравит.

В праздники (установленные Торой), в холь а-моэд и в Рош-Ходеш читают дополнительную молитву Мусаф, в память о жертве Мусаф, которую приносили в эти дни.

В Йом-Киппур добавляется еще одна молитва: молитва Неила.

35. Молитва Амида.

Центральная часть каждой из молитв – это молитва Амида (которая называется также молитвой Шмонэ Эсрэ).

Эта молитва состоит из 19-ти благословений. (Изначально их было 18, что дало название всей молитве: на иврите Шмонэ Эсрэ – это восемнадцать. Но со временем к ней было добавлено дополнительное благословение).

Первые три благословения Амиды – это «благословения восхваления», последние три – «благословения благодарности», а серединные благословения – это «благословения просьбы».

В шаббат, в праздники и в молитвах Мусаф и Неила серединные благословения заменяются одним, в котором говорится об этом дне.

Чтение Шма и его благословения

Перед молитвой Шмонэ Эсрэ в Шахарит и Аравит произносят Шма. Шма состоит из трех отрывков из Торы. Первый из них начинается знаменитым стихом: Шма Исраэль и т.д. («Слушай, Израиль: Б-г, твой Г-сподь – Б-г единый»). Главная тема первого отрывка – принятие на себя ига царской власти Б-га.

Основная тема второго отрывка – принятие на себя ига заповедей, а также награда за заповеди и наказание за их нарушение. Тема третьего отрывка – заповедь цицит и Исход из Египта.

Перед чтением Шма и после него добавляют несколько благословений.

Другие части молитвы

Перечислим некоторые из них:

1. Утренние благословения – Перед тем, как начать молитву Шахарит, мы благодарим Б-га за самые простые вещи: за то, что мы можем видеть, за то, что у нас есть одежда, за то, что мы способны ходить, и так далее.

2. Псукей де-Зимра («Отрывки восхваления») – отрывки из Танаха, в основном – из книги Теилим, которыми мы благодарим и прославляем Б-га. Перед Псукей де-Зимра и после них мы произносим специальные благословения.

3. Алейну Лешабеах («Мы обязаны восхвалять») – Каждая молитва завершается гимном Алейну Лешабеах, в котором мы благодарим Б-га за то, что Он создал нас евреями и даровал нам заслугу молиться Ему и благодарить Его.

Чтение Торы.

Каждый шаббат и праздник, а также в посты и каждую неделю по понедельникам и четвергам в синагоге читают Тору.

Выносят Свиток Торы из Ковчега и читают по нему на специальный распев.

После чтения Торы (а в восточных общинах – перед чтением) поднимают Свиток и показывают общине, что в нем написано.

Свиток Торы, пригодный для чтения в синагоге, должен быть совершенно целым, написанным вручную на пергаменте особым почерком.

36. Миньян.

Миньян – это десять евреев в возрасте больше тринадцати лет, мужчины.

Очень желательно молиться только в миньяне, и существуют некоторые молитвы, которые можно произносить только в миньяне: Кадиш, Кдуша, Барху. Чтение Торы тоже возможно только тогда, когда в синагоге есть миньян.

37. Благословения.

Перед тем, как съесть или выпить что-либо, произносят благословение. Чтобы произнести благословение после еды (или питья), необходимо съесть определенное количество еды или выпить определенное количество напитка.

Перед исполнением заповеди тоже необходимо произнести благословение (однако есть заповеди, перед исполнением которых благословение не произносится).

“Законы Йом Кипура” Рав Реувен Пятигорский

Канун Йом-Кипура

Обычай Капарот, обряд искупления

Несмотря на то что вековая традиция предписывает делать капарот при помощи петуха (или курицы), в последнее время распространен обычай делать капарот при помощи денег, и особенно в случае, когда нет резника (чтобы сделать шхиту петуху). Поэтому берут деньги и произносят: «Элу амаот тейена лецдака и т.д.», «Эти деньги будут цдакой». После чего деньги отдают бедным людям.

Деньги для капарот не берут из «денег десятины».

Шахрит (утренняя молитва)

Канун Йом-Кипура подобен празднику — в том смысле, что в этот день не произносят «Мизмор летода», Таханун и «Ламнацэах».

Читать еще:  Молитва о замужестве богородице в покровах

Также не произносят «Авину Малкэну» (но произносят утром в пятницу, если Йом-Кипур выпал на субботу).

После Шахрита

Стараются расплатиться со всеми долгами, а также исполнить все данные обеты.

Дают цдаку больше обычного. Также дают цдаку в память об умерших родственниках, имена которых будут упомянуты в Изкоре. Поэтому назавтра в Изкоре говорят: «Ради того, что я дал цдаку и т.д.»

Кроме этого, больше обычного «дают цдаку» в духовном плане, а именно: приветствуют окружающих при встрече, помогают им, обращаются к ним с приветливым лицом.

В Мишне говорится, что накануне Йом-Кипура во время утренней молитвы перед первосвященником Храма проводили жертвенных животных — чтобы привык к их виду, поскольку в Йом-Кипур он будет приносить их в жертву. Поэтому и нам накануне Йом-Кипура следует старательно подготовиться к правильному и сосредоточенному произнесению молитв наступающего святого дня.

Первая трапеза

Застилают стол праздничной скатертью. В день, предшествующий Йом-Кипуру, запрещено поститься, поскольку в этот день положено есть. И тот, кто ест девятого числа месяца тишре и постится десятого числа (т.е. в Йом-Кипур), заслуживает награду — как если бы он постился два дня.

Торой заповедано за этой трапезой съесть больше того, что человек ест обычно. Некоторые едят много раз понемногу, поскольку каждый такой раз засчитывается как исполнение отдельной заповеди.

Причина заповеди: (1) подготовиться к посту, заранее подкрепив свой организм, чтобы сделать полную тшуву и произносить молитвы Йом-Кипур с большей самоотдачей; (2) выразить свою радость по поводу наступающего искупления и тем самым показать свое небезразличное отношение к совершенным проступкам.

Принято есть халы круглой формы. Кусок хлеба после благословения «Амоци» макают в мед.

Миква

Древний обычай предписывает каждому для духовного очищения окунуться в воду миквы; как написано: «Перед Всевышним очиститесь». Окунуться следует после полудня или, по крайней мере, после того как пройдет треть светлой части суток.

Минха (дневная молитва)

Принято произносить дневную молитву Минха, надев субботнюю одежду, вместе с общиной в синагоге. Обычно произносят Большую Минху (т.е. задолго до наступления вечера).

Произносят молитву Шмонэ-Эсрэ будних дней. В конце, перед «Элокай нецор», произносят Видуй.

Видуй

Видуй произносят только стоя и ни в коем случае не облокотившись на какой-либо предмет (такой, что, если этот предмет отодвинуть, человек потеряет равновесие). Видуй произносят, наклонившись вперед, и при назывании каждого греха стучат себя в грудь в области сердца, как человек, который обращается к своему сердцу: «это ты склонил меня к греху».

Не стоит говорить «Йею лерацон и т.д.» перед Видуем. Но если, когда человек произносит Видуй, община уже говорит Кадиш или Кдушу, — тогда надо сказать «Йею лерацон» и отвечать вместе со всеми на Кадиш или Кдушу.

Перед произнесением Видуя положено выполнить предписывающую заповедь Торы: «Раскайтесь в своих грехах, которые совершили». Надо назвать вслух (шепотом) каждый свой совершенный грех, раскаяться в нем (т.е. решить больше его не повторять), внутренне отказаться от него (т.е. почувствовать к нему отвращение) и вслух принять на себя обещание — начиная с этого дня больше этого греха не совершать. Такое раскаяние — основа тшувы. И если его нет — нет тшувы.

Отношения между людьми

Йом-Кипур искупает грех по отношению к другому человеку — только если этот человек простил нарушителя и примирился с ним, даже если грех совершен только словами. Для этого надо самому пойти к тому человеку для примирения. Но если считает, что примирения легче достичь при помощи посредника, пусть пошлет посредника. В свою очередь тот, у кого он просит прощения, не должен быть жестоким, но обязан простить нарушителя всем сердцем, ибо тем самым он проявит хорошее качество еврейского народа. Более того, большая заслуга — полностью простить того, кто доставил тебе страдание.

«Прерывающая» трапеза (сиуда мафсэкет)

До вечера едят «прерывающую» трапезу, макая хлеб после благословения «Амоци» в мед.

Едят куриное мясо и легкие блюда.

После трапезы надо сполоснуть рот и почистить зубы (например, зубочисткой).

«Принятие поста» и прочих запретов

Надо прекратить есть и пить (включая выполнение всех остальных запретов поста), а также оставить работу — по крайней мере, начиная с момента зажигания свечей. Но правильным будет оставить все это до указанного времени, чтобы можно было успеть неспешно пойти в синагогу и произнести там молитву «Зака».

В Йом-Кипур запрещены все работы, запрещенные в субботу, включая такие, как любой вид приготовления пищи (охель нэфэш) и переноска предметов по общественной территории (тилтуль).

Читать еще:  Николай чудотворца молитва о замужестве

Благословение детей

Принято, чтобы отец благословлял сыновей и дочерей перед тем, как идти в синагогу, — так написано в махзорах. Но это можно сделать в течение всего дня — и даже по телефону.

Зажигание свечей

Тот, кто зажигает свечи (женщина или мужчина), произносит после зажигания два благословения: «Леадлик нэр шель йом акипурим» и «Шеэхияну», поскольку, зажигая их, человек принимает на себя святость Йом-Кипура.

Каждый женатый мужчина зажигает дома «свечу жизни» («нэр хайим»), которая будет гореть до исхода праздника. Тот, у кого нет отца или матери, добавляет к этому еще одну свечу, которая называется «нэр нешама» (и горит в синагоге).

Тот, кто зажег свечи перед наступлением праздника и сказал «Шеэхияну», не говорит амэн на благословение «Шеэхияну», которую говорит хазан в синагоге после молитвы «Коль Нидрэ».

Надевание талита

В синагоге закутываются в талит, и надо постараться сделать это с благословением еще засветло. Если солнце уже зашло, закутывается в талит без благословения.

Принято на все молитвы этого святого дня облачаться в белый «китель».

Запрет на еду и питье

Запрещено есть или пить любое количество еды или питья (каким бы мизерным оно ни было).

Детям до 9 лет запрещено поститься. После 9 лет их приучают к посту: например, дают им еду на час позже обычного.

Если человек болеет, то ему можно есть исключительно после раввинского запроса. Ограничение на объем еды для больного: меньше 30 куб. см. еды. Ограничение на объем питья: меньше 40 куб. см. воды. Эти объемы надо точно отмерить еще до наступления праздника.

Больному можно есть и пить одновременно, поскольку еда и питье «не присоединяются» друг к другу для ограничения общего объема. В случае необходимости через 9 минут после того, как закончил есть и пить, может снова есть и пить — в том же количестве, и т.д.

Ребенок и больной, которым можно есть в Йом-Кипур, после еды произносят «Биркат Амазон» с вставкой «Яалэ веяво».

Запрет на умывание и натирание

Запрещено мыть любую часть тела, но можно смыть видимую грязь, а также можно сделать «нетилат ядайим». Омовение рук делают утром после сна, а также в течение дня после туалета, причем омывают только пальцы.

Натирание любым маслом (а также мазью и т.п.) запрещено — даже с целью убрать грязь.

Запрет носить кожаную обувь

Обувь из кожи запрещена, даже если кожа в ней присутствует только выше подошвы.

Молитва «Зака»

Принято произносить молитву «Зака» до молитвы «Коль Нидрэ», а также говорить Большой Видуй рабену Нисима-гаона. При этом надо сознавать, что выполняешь предписывающую заповедь Торы: «Покайтесь в своих грехах». Но если не успел произнести молитву «Зака» вовремя, можно сказать ее после «Коль Нидрэ».

«Коль Нидрэ»

Принято перед «Коль Нидрэ» доставать свиток Торы (из святого ящика) и обходить с ним вокруг стола, на котором читают Тору, — чтобы все присутствующие смогли поцеловать свиток.

К тому времени, когда хазан произносит благословение «Шеэхияну», общине надо успеть ее закончить, чтобы можно было ответить хазану амэн.

Аравит (вечерняя молитва)

При произнесении молитвы Шма хазан говорит в полный голос: «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд», и вся община произносит эти слова вместе с ним — и тоже громко.

Утро Йом-Кипура

Утром омовение рук делают только на пальцы, чтобы убрать духовную нечистоту.

Не моют лицо и рот. Но если глаза загрязнены, можно их слегка смочить, чтобы снять с них грязь.

Шахрит (утренняя молитва)

Укутываясь утром в талит, стоит иметь в виду, что благословение на талит действует только до времени между молитвами Мусаф и Минха — с тем, чтобы можно было без сомнения произнести то же самое благословение перед Минхой. Но если забыл о таком намерении, надо спросить раввина, как поступить.

Изкор

Тот, кто молится вне общины, тоже может сказать Изкор.

Если загодя не дал цдаку в память об умершем, душу которого упоминает в Изкоре, то должен сказать: «Ради того, что дам цдаку и т.д.». После Йом-Кипура должен немедленно выполнить обещание.

Молитва Мусаф

Когда хазан повторяет молитву, все вместе с ним произносят «Сэдер Аавода» — медленно и сосредоточившись.

Читать еще:  Молитва матроны московской беременность

Опускаются на колени и склоняют лицо до пола, чтобы произнести: «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд». Перед этим следует положить между лицом и полом платок или лист бумаги (а некоторые авторитеты говорят, что также под колени).

Молитва Минха

Эту молитву произносят с глубокой сосредоточенностью, поскольку пророку Элияу с небес ответили именно на молитву Минха.

Третий вызванный к Торе читает мафтир на книгу Йоны.

Молитва Неила

Время молитвы Неила — когда подписывают постановление Небесного суда и закрывают Небесные ворота милосердия (через которые молитва попадает на небо). Это самая последняя возможность получить прощение. Поэтому в молитву Неила евреи вкладывают весь жар своей души, чтобы вернуться к Всевышнему с полной тшувой (особенно раскаиваясь по поводу незаконного присвоения чужого имущества).

В «Авину Малкену», а также в молитве «Шмонэ Эсрэ» вместо катвэну («запиши нас») говорят хотмэну («подпиши нам»).

После Неилы хазан, а за ним вся община произносят: «Шма, Исраэль», «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд», «Ашем у аэлоким».

На исходе поста трубят в шофар.

Аравит

Если ошибся в молитве и произнес «Амэлех Акадош» или «Амэлех Амишпат», — в этом случае, если сразу увидел, что ошибся, пусть тут же исправится и скажет, как надо, а если не увидел, что ошибся, — все равно не надо возвращаться к началу молитвы.

Надо произнести «Ата хонантану» — как на исходе субботы.

После вечерней молитвы читают в радости весь цикл «Кидуш Левана» («Освящение луны»).

Авдала

Авдалу произносят над бокалом.

Для благословения «Боре меорей аэш» («Творец сияния огня») используют свечу, горящую с кануна Йом-Кипура, или другую, зажженную от такой свечи.

Женщины, находящиеся в доме, мужья которых еще не вернулись из синагоги, могут сделать Авдалу, выпить из бокала, после чего им разрешено есть. Но пить просто воду и содовую воду они могут без Авдалы.

На исходе Йом-Кипура раздается Голос с небес:

Комментарии к молитве | Урок 21. Благословение после Шма

Поделись и спроси мнение друзей!
Общение МАТЬ УЧЕНИЯ!

В этом видео я хочу с вами поговорить об еще одном благословении Шма – это уже браха после Шма. Утром у нас благословени после Шма только одно – “Эмет веяцив”. Вечером мы произносим два благословения после Шма, и первое из них начинается словами “Эмет веэмуна”, а второе уже связано с отходом ко сну, и в нем произносятся слова “Дай нам заснуть с миром” и так далее. Я уже рассказывал, что всего получается три благословения у утреннего Шма – два до и одно после, а у вечернего, так как есть еще браха “Ашкивейну”, получается всего четыре благословения, чтобы всего было семь, и есть еще другие причины на все это.

Кстати, одна из причин, похоже, в том, что в старые времена многие молились Шмонэ эсре вечером отдельно, отдельно от Шма, и вообще, в те времена это не было обязательной молитвой. Вечерняя молитва Аравит, или Маарив, как ее многие называют, была не обязательной, и поэтому ее можно было молиться отдельно, многие, возможно, не молились ее вообще, и получалось, что так как Шма вечером нужно было читать точно, и благословения на Шма также были обязательными, то многие люди их читали прямо перед сном. И, в том числе, дополнительная браха “Ашкивейну” вечером была своего рода как у нас браха “hамапиль”, браха перед отходом ко сну. То есть, человек мог фактически прочесть две брахи до Шма, саму Шма, две брахи после, и последняя браха была тем благословением, после которого человек засыпает, как выглядит из Иерусалимского Талмуда.

Во всяком случае, утром у нас есть браха Геула, так называемая браха спасения, где мы упоминаем, ччто Вс-вышний спас Израиль, спас наш народ, и эту браху произносят прямо перед Шмонэ эсре. Это называется у наших мудрецов “смиха геула летфила”, “чтобы соединить спасение с молитвой”, то есть, прежде чем мы перейдем к просьбам ко Вс-вышнему и к молитве Вс-вышнему, нужно сначала упомянуть, что Вс-вышний нас спас и, не прерываясь, сразу начать главную молитву Шмонэ эсре. Тармуд спрашивает: а как же тогда со смиха геула летфила вечером, если человек произносит браху “Ашкивейну”? Говорят, что “Ашкивейну” – это как бы продолжение геулы.

Продолжение смотрите в видео!

Источники:

http://www.toramizion.ru/rus/blog/evrejskaya-zhizn/evrejskij-zakon.-alaxa/molitvyi-i-blagosloveniya
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=383
http://vaikra.com/4141-kommentarii-k-molitve-urok-21-blagosloveniye-posle-shma.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: