Анализ стихотворения молитва 7 класса

План анализа стихотворения 7 класс по литературе

1 ответ

1. Заглавие, автор.

2. Краткая история создания.

3. Тема, основная мысль, идея (для чего создан стих, какие чувства он должен вызвать), наличие или отсутствие сюжета.

4. Использование художественных средств, анализ лексики.

5. Композиционные черты: размер стиха, тип рифмы, ритм.

6. Характеристика лексики: использование тропов (эпитеты, метафоры и т.д.)

7. Стилистика произведения (синтаксические особенности).

8. Фонетика: эпифора, ономатопея (звукоподражание), ассонанс, аллитерация, анафора.

9. Характеристика лирического героя.

10. Лирическое направление и жанр.

11. Личное отношение к стиху.

Оценка: 3.7 (10 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Алина Сайбель 1,054
  2. 2. Инга Парастаева 499
  3. 3. Владислав Юшкин 456
  4. 4. Игорь Проскуренко 394
  5. 5. Екатерина Белитская 294
  6. 6. Денки Каминари 275
  7. 7. Сюзанна Миронова 264
  8. 8. Екатерина Khon 264
  9. 9. Ирина Бугакова 203
  10. 10. Иван Бубнов 187
  1. 1. Алина Сайбель 14,607
  2. 2. Мария Николаевна 14,495
  3. 3. Кристина Волосочева 14,230
  4. 4. Ekaterina 14,091
  5. 5. Лариса Самодурова 13,935
  6. 6. Юлия Бронникова 13,760
  7. 7. Liza 13,585
  8. 8. Darth Vader 13,101
  9. 9. TorkMen 12,866
  10. 10. Влад Лубенков 12,150

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

План
1. История создания
2. Тема и идея стихотворения
3. Художественные средства
4. Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания
«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца.

Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения
Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…

Читать еще:  Молитва на изготовление четверговой соли

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед.

Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства
В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?
Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Читать еще:  Как себя успокоить в стрессовой ситуации на работе молитва

Урок литературы на тему: “Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении “Молитва” М.Ю. Лермонтова”. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “христианская молитва”, её назначением;
  • помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской лирике XIX века;
  • развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование: доска , портрет М.Ю.Лермонтова, стенд с книгами, иллюстрации учащихся, музыка, схема анализа лирического произведения, тексты стихотворения М.Ю.Лермонтова “Молитва”(1839 г.), карточки для проведения рефлексии

Предварительная подготовка к уроку

1. Найти образцы молитвенной лирики в стихотворениях П.Вяземского, А.Григорьева и

Е.Баратынского и выучить наизусть 1 из них.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение “Три “Молитвы” М.Лермонтова”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

1. Запись темы урока и обращение к эпиграфу

Учитель. Ребята! Сегодня у нас не совсем обычная тема урока. Прочитайте выразительно строки, записанные на доске. Как вы их понимаете?

Дети. Учащиеся высказывают свои предположения и вместе с учителем выясняют, что речь идёт о словах молитвы

2. Слово учителя

У. Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи.

“Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины” (Ин.1;14) – вот откуда происходит поэзия. Христос – Логос, Слово воплощённое заключало в себе всю полноту истины, красоты и добра. Из него проистекало евангельское благовествование и слово апостолов; к нему со временем примыкает слово христианского Предания, слово Отцов и Учителей Церкви.

Словесным выражением живого богообщения является христианская молитва.

– Что такое молитва? (обращение к записи на доске)

Молитва – моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чём-нибудь к Богу, к святым. (Словарь русского языка С.Ожегова)

Она вмещает бесконечно много: веру в отеческую любовь Всеблагого, убеждённость в силе молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитва Господня (“Отче наш…”) заповедана самим Иисусом и входит в текст Евангелия. Другие молитвы сложены в разные эпохи людьми, которые достигли высот в духовной жизни и обрели дар молитвенного творчества. Таким даром обладали Макарий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и многие другие святые, подвижники, мученики, чьи молитвы издавна вошли в церковный обиход.

Потребность “говорить к Богу”, открываться Всевышнему в том или ином жизненном состоянии присуща многим русским поэтам. Поэтическая молитва стала необходимостью и в творчестве русских поэтов XIX века.

3. Беседа с учащимися

– О чём же говорят они в своих стихах ?

Прослушивание выступлений учащихся (чтение стихотворений П.Вяземского,

А.Григорьева и Е.Баратынского под музыку)

– В чём особенность этих стихотворений?

Д. Они очень лиричны, проникновенные. Поэты размышляют о жизни и смерти, обращаются с мольбой к Богу, ищут душевного покоя.

У. Поэтическая молитва становится необходимостью для многих лириков. В ней получили художественный и вместе с тем религиозный исход нравственные кризисы, умственные борения, житейские драмы.

А знаете ли вы, что М.Лермонтов, чьё творчество мы с вами изучали, тоже обращался к молитвенному слову. О том, какие молитвы были написаны поэтом, вам расскажет…

Д. Выступление заранее подготовленного ученика “Три “Молитвы” М.Лермонтова”

У. Как прекрасно чувствовал Лермонтов несравненную красоту и преображающую силу молитвенного слова! И мы убедимся в этом, обратившись, пожалуй, к самой лиричной его молитве – “Молитве” 1839 года.

4. Идейно-художественный анализ стихотворения М.Лермонтова “Молитва” (по схеме)

У. Послушайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения учителем.

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

Читать еще:  Молитва джозефа мерфи дары

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Какое настроение передано поэтом?

Д. Стихотворение необычайно лирично. Трудно лучше изобразить то радостное умиление, ту свободу от земных тягот, которые даются человеку в молитвенном богообщении.

Историческая справка Стихотворение было написано для светской красавицы Марии

У. Из скольких частей состоит стихотворение?

Д. Стихотворение состоит из 3 частей.

У. О чём говорит поэт в 1 части?

Д. Построенная на контрасте, эта строфа повествует о необходимости молитвенного слова в трудные минуты жизни.

У. Какие образные средства помогают автору ярче выразить основную мысль?

Д. Ярче выразить основную мысль поэту помогают следующие тропы. Это эпитеты:

“трудную минуту”, “молитву чудную”; метафора “теснится ль в сердце грусть”. А инверсия главных и второстепенных членов предложения позволяет сделать акцент именно на существительном.

У. Чему посвящена 2 строфа стихотворения?

Д. Автор воспевает могущество божественного слова, говорит о “святой прелести” слов “чудной” молитвы, помогающей спастись от тягот дня сегодняшнего.

У. Чтобы глубже понять эти строки, давайте ещё раз их внимательно перечитаем. Вдумайтесь в значение каждого слова!

Выразительное чтение 2 строфы стихотворения.

Какие образные средства помогают нам почувствовать проникновенную силу молитвенного слова? Что напоминают эти строки?

Д. Они очень просты и понятны, поэт обращается к лексике и интонации, близким к народной е и интонации, близким к народ-ие 2 строфы стихотворения.пы.остное умиление, ту свободу от земных тягот поэзии.

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

Делается вывод об идейном содержании произведении.

У. Понравилось ли вам это стихотворение?

Д. Высказывают свои мнения.

У. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

(М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский и др.).

История создания “Молитвы” М.И.Глинкой, известным русским композитором, не совсем обычна. Поздняя осень 1847 года. Смоленск. Тяжёлая пора в жизни композитора.

По его признанию, “оставшись один в сумерки…почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровозировал “Молитву” без слов для фортепьяно…”. Позже, в конце 1854 г., к сочинённой ранее музыке Глинка добавил стихи Лермонтова “В минуту жизни трудную”. Впервые это произведение было исполнено в

Петербургском театральном училище певицей Д.М.Леоновой в 1855 году.

Послушайте эту музыку.

У. Смог ли композитор передать настрой и глубину чувств Лермонтова? А что почувствовали вы?

Д. Выступления учащихся.

III. Закрепление

У. Как вы думаете, почему разные поэты в разные эпохи обращались к такому жанру, как молитва? Письменные ответы учащихся (7-10 минут).

IV. Итоги урока

У. Вот и подошёл к концу наш урок. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Лермонтова “Молитва”

V. Рефлексия

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце. А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу.

Список использованной литературы

  1. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов.- ж. “Литература в школе”. 1994, №2,3
  2. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов.- М.: “Советская энциклопедия”, 1981
  3. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения в 2 томах.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, т.1
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960
  5. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988

Источники:

http://obrazovaka.ru/question/plan-analiza-stihotvoreniya-7-klass-po-literature-67546
http://shollsoch.ru/2018/03/17/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BC%D0%BE/
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415722/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: