Как идти на причастие. Протоиерей Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко. Как готовиться ко Святому Причащению
Протоиерей Александр Ильяшенко. Вопросы и ответы: Когда человек живет церковной жизнью, регулярно ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается, соблюдает среду и пятницу, то если он попостится день накануне причастия, получится уже три постных дня в неделю. Или пять в две недели. Это немало.
Нельзя людей сажать на полностью монашеский рацион. У нас – напряженная городская жизнь со своими противоречиями, нервотрепками и так далее. Еда должна соответствовать нагрузкам.
Да, от поста никто не умирал, но и возводить пост, одно из очень важных, но вспомогательных средств, в абсолют тоже неправильно.
Мы должны жить в послушании Церкви. Говорят, что послушание выше поста и молитвы. Если ты исполняешь церковное установление, заповедь Божью и трудишься шесть дней, седьмой посвящая Господу, ходишь по воскресеньям в храм – это очень большая дополнительная нагрузка для человека, который напряженно учится или напряженно работает. Значит, ему надо дать возможность как-то восстанавливать силы.
Главное, что человек в Церкви. Если в Церкви, подчиняется церковным установлениям, он уже проявляет смирение и активный подход к церковной духовной жизни. Слава Богу, очень хорошо!
Молитвенное правило перед причастием тоже не должно быть непосильным. Ведь это все происходит, повторяю, на фоне большой нагрузки на работе, в семье и так далее.
Есть утреннее и вечернее правило. Исполняешь их – хорошо. Прочитал Последование ко Святому Причащению – очень хорошо. Если можешь взять на себя еще больший молитвенный подвиг – замечательно. Только смотри, чтобы не вышло вот как: ты взял на себя много, потом перенапрягся и вообще перестал молиться.
Должна быть посильная молитвенная подготовка. А это, как я уже сказал, – ежедневные утренние и вечерние молитвы и Последование ко Святому Причащению.
Главное — без крайностей. Без того, что «раз я часто причащаюсь, значит мне ничего не нужно, можно вообще все отменить». И, наоборот, без другой крайности, непосильного груза, который может задушить человека так, что он скажет: «Лучше я лишний часок посплю, и никуда не пойду, и причащаться не буду». Все должно быть со здравым смыслом, благоговейно, со смирением, с покаянием и по силам.
Я не раз сталкивался, что человек взял какое-то слишком большое молитвенное правило перед причастием, а потом говорит: «Ой, батюшка, не могу, не справляюсь». Тогда, конечно, приходится пожурить: «Не то плохо, что ты большое правило взял, а плохо, что благословение не взял на него». Хотя очень редко случается, что взял человек и благословение, а потом говорит, что тяжело. Если видишь, что трудно человеку, сними с него это послушание.
Главное, чтобы в такой ситуации было некое ограничение по времени: например, сорок дней читать большее количество молитв. Трудно, но человек может выдержать. Больше выдержал – молодец. Значит, дальше думаем, может быть, сделать перерыв?
Протоиерей Александр Ильяшенко: «Я прекращаю всякое сотрудничество с Правмиром»
Москва, 11 июля 2019 года
Протоиерей Александр Ильяшенко Протоиерей Александр Ильяшенко, стоявший у основ портала «Православие и мир» и в течение долгих лет его опекавший, сделал сенсационное заявление:
«В самом начале 2000-х годов в приходе храма Всемилостивого Спаса, настоятелем которого я являюсь, появился славный молодой человек, ныне покойный Анатолий Данилов. Однажды он обратился ко мне с предложением создать приходской сайт. Я благословил его инициативу и сказал, что не следует ограничиваться только рамками прихода, круг интересов должен быть шире, надо говорить обо всем с православных позиций доходчиво, содержательно, интересно и доброжелательно. Поэтому я нарек нашему начинанию имя “Православие и мир”.
Наши прихожане подхватили эту идею и с энтузиазмом стали развивать новый проект. В первую очередь это были, конечно, сам Анатолий, Анна Любимова, которая по моему благословению стала Главным редактором, а через год-два совместной работы стала Даниловой, создав с Толиком прекрасную семью. Надо назвать еще Сергея и Софию Зеленовых, Екатерину Сысину, Татьяну Алешину, Максима Власова. Благодаря их энтузиазму, а также исключительным таланту, инициативе, работоспособности А. Даниловой сайт стал быстро развиваться, приобрел широкую известность и весьма обширную аудиторию.
В 2013 году произошло большое несчастье: скоропостижно скончался Анатолий Данилов. Тяжелая потеря не сломила Анечку, активная работа продолжалась, и проект по-прежнему набирал обороты.
К сожалению, из тех, кто начинал работу на Правмире, практически никого не осталось, редакция работает в обновленном составе. В последние несколько лет, вопреки моим неоднократным возражениям, на сайте стали регулярно появляться материалы, недопустимые на православном ресурсе. Очевидно, Главный редактор и возглавляемая им редакция руководствуются далеко не всегда согласными с моими принципами. Один из главных принципов – принцип свободы. Христианство понимает его, как свободу от греха, а не свободу делать то, что кажется правильным, проявляя непонятное упрямство и нежелание видеть и исправлять свои ошибки.
Нынешнее издание перестало в полной мере соответствовать названию “Православие и мир”.
Политика редакции, подчас не церковная и не православная, нанесла сильный удар по репутации Правмира, с него ушли многие серьезные православные читатели и авторы. Но неприемлемая политика редакции нанесла удар не только по репутации Правмира. Подобные публикации ударяют и по моей личной репутации, ведь читатели имеют право думать, что это делается с моего ведома и одобрения.
Мои требования не встретили понимания со стороны редакции, поэтому нет моего благословения на деятельность, ставшую носить явно не православный характер.
В силу принципиального расхождения моей церковной позиции с редакционной политикой интернет-портала “Православие и мир”, считаю свое дальнейшее пребывание в составе редакции этого портала невозможным, выхожу из ее состава и прекращаю всякое сотрудничество с ней. Прошу меня с этим порталом не ассоциировать».
Вахтанг Кипшидзе Заявление отца Александра прокомментировал Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:
«Мы разделяем те оценки деятельности портала “Правмир”, которые даны протоиереем Александром Ильяшенко. Действительно, данный портал вызывает множество вопросов с точки зрения соответствия его содержания православному СМИ.
Например, в последнее время приходилось сталкиваться с публикациями, авторы которых публично придерживаются нетрадиционной сексуальной ориентации, а также и другими недопустимыми на православном ресурсе публикациями.
С сожалением сообщаю, что в Отдел поступают регулярные жалобы от верующих людей на деятельность портала “Правмир”, задаются вопросы о том, насколько его содержание соответствует учению Православной Церкви.
Полагаем, что деятельность редакции портала, фактически приводящая к выдавливанию из ее состава православного священника, стоящего у истоков этого изначально православного портала, аморальна. Призываем главного редактора портала А. Данилову решительно пересмотреть редакционную политику, принести о. Александру извинения и прислушаться к его пастырским советам. Продолжаю верить, что для такого шага у неё есть достаточно христианского благоразумия.
Выход протоиерея Александра из редакции портала “Правмир” — это важный сигнал авторам и читателям данного СМИ, которое вопреки всему продолжает позиционировать себя как православное».
Главное — без крайностей! Протоиерей Александр Ильяшенко — о подготовке к причастию
На Архиерейском совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в евхаристии», принятый на пленуме Межсоборного присутствия. Темы, затронутые в документе, касаются каждого верующего: как часто следует причащаться? Как готовиться к причастию? Как связаны пост и причастие?
Своим пастырским опытом делится протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
– Отец Александр, как часто, на ваш взгляд, правильно причащаться?
– Есть древнее правило (на него ссылаются и в решении Архиерейского Собора), по которому человек, без уважительной причины пропустивший три евхаристических собрания, то есть три воскресных дня и потому три недели подряд не причащавшийся без уважительной причины, считается согрешившим и должен покаяться. Только спустя время он будет допущен к святому причащению.
Это древнее авторитетное решение подтверждается, поддерживается современными установлениями Церкви. Таким образом, очень важно, чтобы христиане причащались часто.
Второй момент – это возрождение церковной жизни, которое связанно, в том числе, и с изменением привычной практики причащения. До революции народ был и благочестивым и христолюбивым, и монархия была православная. Казалось, существовали все внешние условия для процветания России, однако она рухнула.
На мой взгляд, одна из самых главных причин этого – утрата благодатной древней практики частого причащения. До революции люди причащались раз в год или даже раз в жизни, не было традиции причащаться на каждой литургии. Наоборот, это считалось неким искушением, нарушением нормы.
Но практика показала пагубность такого подхода. Так что сейчас можно только радоваться, что возрождаются древние благодатные традиции.
– Не было в вашей практике такого, что кто-то из прихожан говорил: «Боюсь я часто причащаться, можно, буду раз в год»?
– Не было. Душа каждого человека по природе христианка и ей естественно стремиться ко святому причащению, к общению с Господом нашим Иисусом Христом в святых таинствах.
Человек, который понимает, что он может приступать к таинству регулярно, начинает делать это. Другое дело, что если человек на фоне частого причащения живет не по-христиански, нарушает заповеди Божии. Вот тогда можно сказать: «Пока ты не осознаешь своих ошибок, пока ты не перестроишься, тебе надо подождать с причастием».
– В вашей пастырской практике такие случаи были?
– Да, конечно, и немало. Временное отлучение от причастия – очень действенный и едва ли не единственный механизм, может быть, главный механизм, со стороны Церкви, позволяющий влиять на согрешающего человека, который не осознает своих грехов. Услышав, что ему нельзя причащаться, он непременно задумается: «Все причащаются, а я нет. Надо менять свою жизнь!»
Я вижу, как это «работает», как люди даже после благодарят. Ведь покаяние – это осознание своего греха. Человек, может быть, его не видит и спокойно причащается, со всеми вместе. Он ничем не хуже других.
Ведь у нас имеется очень мощная внутренняя греховная защитная реакция, мы сами себя легко оправдываем: «Живу также как и все, все грешат, и я грешу». Картина для него проясняется, когда он вдруг на время лишается такого важного, необходимого каждому христианину – причастия.
Обычно такие вопросы обсуждаются на исповеди: все должно быть строго индивидуально. Нельзя напоказ выставлять этот факт. Я человеку говорю очень мягко: «Ты уж прости меня, пожалуйста. Мне не хочется этого говорить и вообще наказывать неприятно. Лучше сказать: прощаю, разрешаю, приступай с Богом. Но я вынужден тебе сказать, чтобы ты не причащался».
Некоторые, услышав подобное, очень расстраиваются. И ты расстраиваешься. А что делать? Иногда начинают давить: «Батюшка, да я не могу, я не выдержу, это жестоко».
Несколько раз я давал слабину: «Ну, хорошо, раз ты уж так просишь, давай». И, причастившись, человек срывается, вновь возвращается к тому, о чем говорили во время исповеди. И потому уже сам понимает, что необходима ему эта мера, хоть она и тяжелая.
– Как вы рекомендуете готовиться к причастию тем, кто впервые собирается приступить к таинству?
– Сначала нужно очень серьезно поисповедоваться. Во-вторых, конечно, нужно прочитать Евангелие, чтобы понимать, о чем идет речь.
В-третьих, начать по возможности регулярное посещение храма. Дальше уже Сам Господь действует. Есть хорошее правило: не можешь сделать лучше – не мешай. Наша задача не мешать Господу Богу привлекать к Себе людей. Священник есть только свидетель.
Вот я свидетельствую, что человек действительно кается. Значит, это счастье, Бог его благословит. Если человек не кается, я должен ему сказать: «Слушай, брат мой (сестра), ты заблуждаешься, сам себя обманываешь, думая, что каешься. Но даже не понимаешь что это такое – покаяние. Лучше для тебя подождать немного, а чрез такое время приходи, чтобы тебе всё было ясно».
Потом человек вновь приходит, уже осознавая, что с ним происходит. Ведь тут уже действовал Сам Господь. Мое дело, повторяю, не мешать, и иногда лишь чуть-чуть сориентировать человека, чтобы он осознал свою ошибку.
Понятно, что в таких случаях человеку нужно объяснять. Не выступая в качестве инспектора дорожного движения: «Здесь налево, там направо», а помогая понять, сориентироваться, почувствовать свое место, чтобы с ясным сердцем человек приступал к великому спасительному таинству Причащения.
Не нужно накладывать бремена неудобоносимые. Если человек приходит в первый раз, для него страшная нагрузка – это первый раз исповедоваться.
Сколько раз было – подходит человек исповедоваться в первый раз, спрашиваю: «Страшно?» – отвечает: «Страшно!» – «Правильно, – говорю, – конечно, страшно. Обычно все себя так чувствуют». Надо как-то с человека снять напряжение, пусть он поймет, что не только ему одному страшно, когда он исповедуется, всем страшно.
Если человек не чувствует себя скованным, значит, он сможет глубоко, от души покаяться, воспринять то, что ты ему говоришь.
– Как вы рекомендуете готовиться к таинству тем, кто причащается регулярно?
– Когда человек живет церковной жизнью, регулярно ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается, соблюдает среду и пятницу, то если он попостится день накануне причастия, получится уже три постных дня в неделю. Или пять в две недели. Это немало.
Нельзя людей сажать на полностью монашеский рацион. У нас – напряженная городская жизнь со своими противоречиями, нервотрепками и так далее. Еда должна соответствовать нагрузкам.
Да, от поста никто не умирал, но и возводить пост, одно из очень важных, но вспомогательных средств, в абсолют тоже неправильно.
Мы должны жить в послушании Церкви. Говорят, что послушание выше поста и молитвы. Если ты исполняешь церковное установление, заповедь Божью и трудишься шесть дней, седьмой посвящая Господу, ходишь по воскресеньям в храм – это очень большая дополнительная нагрузка для человека, который напряженно учится или напряженно работает. Значит, ему надо дать возможность как-то восстанавливать силы.
Главное, что человек в Церкви. Если в Церкви, подчиняется церковным установлениям, он уже проявляет смирение и активный подход к церковной духовной жизни. Слава Богу, очень хорошо!
Молитвенное правило перед причастием тоже не должно быть непосильным. Ведь это все происходит, повторяю, на фоне большой нагрузки на работе, в семье и так далее.
Есть утреннее и вечернее правило. Исполняешь их – хорошо. Прочитал Последование ко Святому Причащению – очень хорошо. Если можешь взять на себя еще больший молитвенный подвиг – замечательно. Только смотри, чтобы не вышло вот как: ты взял на себя много, потом перенапрягся и вообще перестал молиться.
Должна быть посильная молитвенная подготовка. А это, как я уже сказал, – ежедневные утренние и вечерние молитвы и Последование ко Святому Причащению.
Главное — без крайностей. Без того, что «раз я часто причащаюсь, значит мне ничего не нужно, можно вообще все отменить». И, наоборот, без другой крайности, непосильного груза, который может задушить человека так, что он скажет: «Лучше я лишний часок посплю, и никуда не пойду, и причащаться не буду». Все должно быть со здравым смыслом, благоговейно, со смирением, с покаянием и по силам.
Я не раз сталкивался, что человек взял какое-то слишком большое молитвенное правило перед причастием, а потом говорит: «Ой, батюшка, не могу, не справляюсь». Тогда, конечно, приходится пожурить: «Не то плохо, что ты большое правило взял, а плохо, что благословение не взял на него». Хотя очень редко случается, что взял человек и благословение, а потом говорит, что тяжело. Если видишь, что трудно человеку, сними с него это послушание.
Главное, чтобы в такой ситуации было некое ограничение по времени: например, сорок дней читать большее количество молитв. Трудно, но человек может выдержать. Больше выдержал – молодец. Значит, дальше думаем, может быть, сделать перерыв?
– Как быть с супружеским постом для тех, кто причащается регулярно?
– Здесь есть установления Святых Соборов, Святых Отцов, что накануне причастия должно быть супружеское воздержание. Оно должно быть в течение многодневных постов. Это едва ли не самый трудный вид поста. Но зато могу сказать, что кто такой пост выдерживает, то того Сам Господь вознаграждает. Предполагается супружеское воздержание и накануне постных дней – среды и пятницы.
Но с каждым из прихожан такие вопросы обсуждаются индивидуально и тактично. Я могу дать совет, а человек может его исполнить, или не исполнить.
Бывает, человек регулярно причащается, и вот не сдержался и нарушил пост, пусть пропустит один раз, не причастится.
Если речь о каких-то исключительных случаях, нужно смотреть индивидуально. Наша задача не строгость напустить на человека, однако чтобы он понимал, что и распускаться нельзя.
Дал человек слабину, пусть потерпит, пропустит причастие.
А если это действительно особенная ситуация: вернулся, например, муж из продолжительной командировки, давно не причащался. По жене своей соскучился. По-человечески все понятно. Да, некий грех, пусть он и кается. Но здесь все решается деликатно и индивидуально. Нет общих рецептов.
Самое главное, чтобы без саможаления: «Ой, вот я такой особенный, мне нужны особые условия». Чем строже к себе, тем лучше.
– Бывает, что вы допускаете к причастию без исповеди постоянных прихожан?
– Да, бывает, в дни больших праздников, когда очень много причастников, например, на Пасху или на Рождество. И то только тех, кто регулярно исповедуется.
Человек – существо совестливое и если он регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, то он сам скажет, когда у него что-то есть. Совесть не позволит вот так просто подойти.
– Если говорить про детское причастие?
– Родители, дети сами хотят подойти, когда ребёночку исполнится семь лет. Это же торжественное событие. Приголубишь ребеночка, поговоришь, он покается в том, что маму не слушается, например. Погладишь по головке и скажешь: «Молодец, покаялся, но старайся мамочку слушать».
Но затем не обязательно исповедовать его перед каждым причастием. Нельзя превращать таинство в формальность. Ну что ребенок может из себя каждую неделю выдавливать? Опять же, у деток чистая, светлая душа, и если что-то на этой душе есть, он сам подойдет, и сам будет исповедоваться.
– Как быть с причащением на сплошных, особенно праздничных, седмицах?
– Речь идет о том, что мы живем в послушании Церкви. Если Церковь дает разрешение на скоромную пищу, ты должен Церковь слушаться, или не должен? Если должен, то спокойной совестью причащайся. Послушание выше поста и молитвы. Если ты во время сплошной седмицы позволяешь себе поститься, вопреки тому, что Церковь благословляет, значит, Церковь не слушаешься.
Перед причастием можешь вечером немного облегченный ужин съесть: без колбасы и сосисок, и причащайся, благодаря Господа за то, что Он дает такой праздник, когда можно вкушать все и причащаться Святых Христовых Тайн.
Источники:
http://ispowed-prichastie.ru/kak-gotovitsya-ko-svyatomu-prichashheniyu/
http://pravoslavie.ru/122365.html
http://www.pravmir.ru/bez-krainostei/