Как вспомнить грехи. Подготовка к исповеди

Содержание

Как вспомнить грехи. Подготовка к исповеди

Листок для подготовки к исповеди

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро­детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд­ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не­хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не­движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо­гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни­щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из­лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво­боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При­своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от­мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри­стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду­шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре­станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш­ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш­нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде­ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про­чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе­ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият­ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете­ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры­тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра­чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз­вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!» . Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни — причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
  • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
  • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Не соблюдение Закона Божия.
  • Обида на Бога.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Забота только о земной жизни.
  • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
  • Неисполнение обещаний, данных Богу.
  • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.
  • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
  • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
  • Совершение уголовных преступлений.
  • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Зависть . Злоба, ненависть.
  • Ложь, обман.
  • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
  • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
  • Любая недобросовестность.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
Читать еще:  Молитва о сыне защита

— Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

  • Расточительность.
  • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
  • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:

разные философские системы; расколы, ереси и секты в христианстве;

другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

про. секты — сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

— Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

  • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
  • Любые игры и действия с картами.
  • Пьянство, наркомания, курение.
  • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
  • Несохранение брака. Развод.
  • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
  • Нежелание трудиться для своего спасения.

По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Подготовка к Исповеди

Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед Таинством Покаяния.

В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов — не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с Богом, восстанавливает себя как члена Церкви.

Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.

От Таинства Покаяния следует отличать:
— доверительную духовную беседу со священником;
— покаянную беседу перед Таинством Крещения (не является обязательной).

Где и когда можно исповедоваться?

Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в храме в определённое расписанием время или по договорённости со священником. Исповедующийся должен быть крещёным.

На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.

Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.

Как готовиться к Исповеди?

При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила.

Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
— Сосредоточиться на покаянных молитвах.
— Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
— По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
— Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
— При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.

Рекомендации исповедующемуся:

— Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
— В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов».
— Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
— Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
— Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил блудом (прелюбодеянием, содомским грехом).
— При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
— При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с молитвой «Господи, даруй мне зрети моя согрешения».

Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?

Да, это возможно, но прочитать грехи следует самостоятельно, а не отдавать записку для прощения священнику.

Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.

Следует сравнивать себя в первую очередь со святыми, тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
Чистая совесть — признак короткой памяти…

Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед Богом при свидетельстве священника, это состояние души, ненавидящей грех и избегающей его.
Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в добродетелях. Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации духовной жизни.
Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести добродетели. Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?

Епископ Тихон (Шевкунов): «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».

Читать еще:  Можно ли вешать иконы на стену. Семистрельная икона: в чем помогает и каково ее значение

Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит аскетика.

У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.

Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: «Зеница ока».

Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником.

Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми.
Священник Филипп

Об исповедании забытых грехов, как готовиться к Таинству Покаяния, исповедание грехов

Об исповедании забытых грехов

Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую будто бы вспомнить все грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко и быстро забываем наши грехопадения. Но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, когда особенно больно было задето наше самолюбие, когда нас незаслуженно обидели; или, наоборот, все то, что льстит нашему тщеславию: наши удачи, наши добрые дела, похвалы и благодарности нам — мы помним долгие годы. Все то в нашей мирской жизни, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним. Не значит ли это, что мы забываем наши грехи, потому что не придаем им серьезного значения?

Как готовиться к Таинству Покаяния

Подготовка к Таинству Покаяния состоит из: познания своих грехов, сокрушения о них, отвержения их, решимости более не пребывать в них, замена их противоположными добродетелями.

Благодать Божия в Таинстве Покаяния прощает греховную вину, излечивает и оживотворяет душу, подает силу не грешить более, но стяжать добродетель.

Святитель Феофан Затворник в своей книге «Письма о христианской жизни» пишет, обращаясь к своей духовной дочери:

«Войдемте же в себя самих и начнем перебирать, что есть в нас. Вмешательство в это дело какого-либо стороннего лица неуместно и совсем невозможно. Войти в вас и разобрать дела вашей совести никто не может, кроме вас самих, и извольте это сделать. Я сделаю на этот случай только несколько указаний. Чтобы хорошо себя рассмотреть, нужно обратить внимание на три стороны нашей деятельной жизни — на дела, единичные действия (мысли, слова, поступки), совершенные в определенном месте при определенных обстоятельствах, на сердечные расположения и характеристические наклонности, под делами скрытые, и на общий дух жизни».

Если мы желаем получить от Бога не только прощение вины за единичные злые поступки, но и очищение сердца и обновление души, мы должны обратить основное внимание на сердечные расположения. Человек может совершить хороший поступок (или воздержаться от плохого) не в порыве благочестия, а из ложных (или отчасти ложных) побуждений, например из желания мирской славы или из страха наказания. Поэтому хороший поступок (или воздержание от плохого) может скрывать от самого кающегося греховное расположение его сердца и затруднить исповедь.

Равным образом плохой поступок (или дурные слова, мысли) или воздержание от доброго дела может обнажить какое-либо сердечное расположение и облегчить исповедь.

Человек может не иметь ни одной осознанной злой мысли, относящейся к определенному греху, но это отсутствие являет не столько его безгрешность, отвращение к этому греху, сколько внутреннее фарисейство — цензуру греховного сознания, не желающего, чтобы грех был им обнаружен.

В каждом человеке грехи связаны между собой как причина и следствие, сущность и проявление. Некоторые греховные расположения образуют пары крайностей (иногда одновременно присутствующих в человеке), например лень к Богоугождению и неразумная ревность, стяжательство и склонность к мотовству, внешняя застенчивость и внутренняя гордыня и т. п. Некоторые грехи могут тесно примыкать к добродетелям, например блуд — к любви, человекоугодие — к служению ближнему. Другие греховные расположения препятствуют самому Покаянию: сюда относятся склонность к самооправданию, переоценке себя, самолюбие, ложный стыд. Постижение этих связей в себе может быть полезным для более глубокого самопознания и, следовательно, для более совершенного Покаяния.

Мы не повинны в предлагаемых душе бесами помыслах до тех пор, пока не согласимся на них, однако и их нужно исповедовать, чтобы получить облегчение в сопротивлении таким нападениям. Подготовка к исповеди и сама исповедь — это таинственный процесс, неповторимый для каждой человеческой личности.

Очень важно каждому готовящемуся к исповеди почувствовать и соблюсти меру глубины самопознания. Нетщательная, поверхностная исповедь нехороша, но излишне углубленное в себя исследование может привести к вредной путанице в оценке мотивов или причин того или иного поступка, высказывания, к душевному смятению и унынию. Излишне углубленное исследование корней какой-либо страсти может привести к большему впадению в эту или другую связанную с ней страсть. Поэтому в процессе подготовки к исповеди нужно постоянно просить у Господа помощи для просвещения и охранения.

При подготовке к исповеди надо:

1. В первую очередь вспомнить и зафиксировать те греховные поступки и расположения, которые осознаются «сами собой».

2. Хорошо пересмотреть свои отношения с каждым ближним. В случае отсутствия явного греха в отношениях по вашей вине (ссор, недоразумений, обид, гнева) могут быть грехи невыявленные и неосознанные: злорадство, зависть, равнодушие, лукавство, корыстно-притворная любезность и другие скрытые сердечные расположения, которые формируют искаженный образ ближнего в сердце. Этот образ должен быть обновлен в результате исповеди.

3. Необходимо уяснить свое отношение к воле Божией, выраженной в евангельских заповедях, и вообще к христианским добродетелям, например:

а) заповеди, которые я люблю, хотя и здесь искушаюсь и не выполняю так, как бы хотел;

б) заповеди, которые мне внутренне непонятны;

в) заповеди, которые мое сердце не принимает; последнее особенно опасно, так как свидетельствует о внутреннем нежелании покаяния и оставления греха.

4. Желательно продумать свою жизнь с детства, чтобы понять, как складывались различные греховные навыки.

5. Полезно вспомнить типичный ход своего дня, затем припомнить, как прошла последняя неделя, месяц, последний год. Этому помогает ежедневная внимательная исповедь перед Богом после вечерних молитв, перед сном. Память грехов своих — основа Покаяния, на ней зиждется христианская нравственность.

6. Можно обратить особенное внимание на свое обычное поведение и внутреннее состояние во время болезней, скорбей, искушений, обстояний, нападений и, напротив, в благополучные периоды жизни.

7. После покаянного анализа отдельных своих греховных расположений можно подумать об общем духе своей жизни, о котором пишет святитель Феофан Затворник.

Читать еще:  Индивидуальный гороскоп рождения. Самый точный гороскоп бесплатно по дате рождения составить, рассчитать, заказать

Церковная практика предлагает ряд вспомогательных мер по формированию дисциплины исповеди. В первую очередь сюда относится составление письменного перечня соделанных прегрешений за период от последней исповеди. Для людей, еще не привыкших систематически исповедоваться и потому не развивших в себе «памятования грехов», это очень хороший способ подготовки к Покаянию.

Когда и как совершается исповедь

Исповедь совершается обычно либо вечером накануне, либо до начала Божественной литургии, во время чтения Часов или Утрени. Если в храме очень много народа, первая часть исповеди по необходимости бывает общей. Священник произносит проповедь о Покаянии, называет грехи, руководствуясь в качестве образца предложенным здесь перечнем, который, разумеется, может быть сокращен или дополнен в зависимости от возрастного и социального состава исповедников. Предстоящие мысленно каются перед Богом. После чего каждый по очереди подходит к священнику и кается в грехах смертных, не вошедших в перечень, если таковые были совершены, получает епитимию или разрешение грехов.

Примиряя человека с Богом, священник совершает это не своей властью и волей, но властью и волей Господа нашего, Иисуса Христа.

Словесное исповедание грехов

На исповеди не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями (например, «грешен против 7-й заповеди»). Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, трудно отказаться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе.

Знак совершенного Покаяния — чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Как часто надо исповедоваться и причащаться

Исповедоваться и причащаться надо как можно чаще. Приступать к Чаше православному христианину следует не реже пяти раз в год: в день памяти святого, имя которого он носит, и по одному разу в течение каждого из четырех постов. Некоторые святые отцы советуют причащаться в двунадесятые праздники, дни великих святых, престольные праздники. Под руководством и с благословения духовного наставника миряне могут причащаться и чаще.

Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми плодами последнего говения и возбуждаемыми ожиданием приближающейся новой исповеди.

О духовном отце

Духовным отцом, или духовником, верующий человек называет священника (монашествующего или женатого), к которому он регулярно и постоянно приходит на исповедь или за духовными советами.

Как больному лучше лечиться у одного врача, который хорошо знает его организм и болезни, так и врачевание духа пойдет успешнее, если человек будет обращаться к постоянному духовнику. Отношения с ним должны строиться на искренности, понимании и доверии.

О послушании духовному отцу

Существует несколько правил в отношениях между христианином и его духовником:

1) христианин не предпринимает никакого важного шага, не получив благословения духовника или, по крайней мере, не посоветовавшись с ним;

2) христианин пользуется указаниями духовника относительно молитвенного правила, частоты Причащения, постов и дел служения людям;

3) христианин приводит свою жизнь в согласие с нравственными нормами и требованиями Церкви по указаниям духовника;

4) в случае расхождения со своим духовником и намерения перейти к другому он должен поставить его в известность, разъяснить причину и получить благословение.

Принцип непререкаемого послушания христианина своему духовнику в полной мере приложим лишь к монашескому образу жизни. Монах дал обет отречения от собственной воли и обязуется исполнять любое требование своего духовника.

Приходской священник не предлагает мирянину такого подвига, а на себя не берет права давать непререкаемые указания. Он лишь напоминает евангельские заповеди, руководит духовной жизнью человека, помогает ему в его внутренней работе. Впрочем, тому, кто верит, что через духовника ему открывается воля Божия, может быть дано по его вере.

Если у вас нет духовника

Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его; лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным лицом исповедующим.

Домашнее Покаяние и исповедь перед Богом

Таинство Покаяния оправдывает, возрождает человека и вместе с Таинством Святого Причащения теснейшим образом соединяет его со Христом, примиряет с Церковью и Богом, восстанавливает в сыновнем достоинстве.

Все эти дары даются христианину в результате длительной и упорной борьбы с грехом при помощи благодати Божией. Как облегчить трудности духовного восхождения христианина, что поможет ему в подготовке к Таинству Покаяния и исповеди?

Обычно верующие церковные люди участвуют в Таинстве Покаяния время от времени в храме при непременном участии пастыря. Такое Покаяние можно условно назвать храмовым.

Но христианину необходимо также приносить Богу ежедневное Покаяние во время вечерней молитвы, перед отходом ко сну: после прочтения вечерних молитв молящийся, вспоминая грехи истекшего дня, сердечно кается в них пред Богом.

Грехи называются вслух, членораздельно, сосредоточенно и так, чтобы в словах исповеди отражалось покаянное состояние духа и стремление как бы оторвать грех с его корнем и освободиться от него. Тогда между человеком и грехом его встают совесть и Сам Бог, укрепляющие решимость освободиться от греха, пленяющего человека, подчиняющего себе его духовные силы, освобождая себя в момент Покаяния от власти греха.

Уединенное ежедневное домашнее Покаяние, когда в нем участвуют только совесть христианина и Бог, помогает человеку обрести образ Божий в себе, приучает к самоконтролю и позволяет вовремя пресекать в себе и гасить действие на душу греховных помыслов и страстей и тем облегчать дальнейшую борьбу с ними. Так борьба с грехом созидает духовную культуру человека, определяя и его внешнее поведение. Если человек сознательно не воздержится от грубых, обидных слов, не навыкнет во взаимном уважении, если не выработает в себе уступчивости, терпеливости, сердечности, участливости в жизни других, то ему будет трудно сохранить духовную культуру и среди окружающего общества. Находясь в постоянном духовном трезвении, верующий христианин должен всегда отсекать от себя все, что таит в себе искушение и соблазн греха, проверять и укреплять себя покаянной молитвой и исповедью пред Богом в конце каждого дня.

Когда навык к домашнему Покаянию и исповеди приобретен, кающийся на исповеди в храме знает, что сказать духовнику-пастырю. Он умеет открыть свою душу пред Богом даже тогда, когда духовник не может выслушать полностью его личную исповедь, что бывает обычно при общей многолюдной исповеди. В этом случае подготовленный исповедник, стоя в храме среди других исповедников, тихо кается в своих грехах непосредственно пред Самим Богом, твердо веря, что будет Им услышан.

Источники:

http://karacharovohram.prihod.ru/tainstvacategory/view/id/23604
http://azbyka.ru/podgotovka-k-ispovedi
http://www.shamordino-m.ru/osnovy-very/o-tainstvah-cerkvi/kak-pravilno-govet-i-ispovedovatsja/ob-ispovedanii-zabytykh-grekhov-kak-gotovitsya-k-tainstvu-pokayaniya-ispovedanie-grekhov-.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector